Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-982/2024 ~ М-807/2024 от 19.06.2024

Дело № 2а-982/2024 УИД 51RS0007-01-2024-001515-50

Мотивированное решение изготовлено 09.08.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05.08.2024 г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Полузиной Е.С.,

при помощнике судьи Ватуля Е.Н.,

с участием представителя административного истца –помощника прокурора г. Апатиты Мурманской области Карпухиной А.И.,

представителя административного ответчика Администрации муниципального образования город Апатиты и заинтересованного лица МКУ г. Апатиты УГХ Петренко Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Апатиты Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области опризнании бездействия незаконным и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Апатиты Мурманской области обратился с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (далее – Администрация г. Апатиты) о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов.

В обоснование иска указано, что 10.06.2024 в ходе проверки деятельности административного ответчика по вопросу образования несанкционированных свалок на территории г. Апатиты, с привлечением специалиста МУП г. Апатиты «Геоинформцентр» произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером <.....>, в ходе которого на данной территории установлены свалочные очаги отходов (твердые коммунальные отходы, автомобильные шины, бумага, древесина, пластиковые пакеты, пищевые отходы, бой стекла, лом бетона, иные отходы). Площадь земельного участка, занятая свалкой по данным МУП г. Апатиты «Геоинформцентр» составила 2867 кв.м. Данные свалочные очаги отходов находятся в границах земельного участка с кадастровым номером <.....> на землях неразграниченной государственной собственности; свалки образованы в результате жизнедеятельности населения муниципального образования г. Апатиты. Указано, что причинами образования свалки явилось ненадлежащее исполнение администрацией г. Апатиты полномочий в сфере обращения с отходами. Администрацией г.Апатиты не обеспечено соблюдение на территории муниципального образования требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. До настоящего времени несанкционированные свалки не ликвидированы, меры по ликвидации свалки не приняты, что влечет загрязнение окружающей среды, реальную угрозу экологической безопасности и нарушение конституционных прав граждан.

С учетом уточнений требований, прокурор г. Апатиты просит признать бездействие Администрации МО г. Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области в части допущения образования несанкционированной свалки отходов на территории земельного участка с кадастровым номером <.....> незаконным и возложить на Администрацию МО г. Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области обязанность в срок до 01.10.2025г. ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером <.....> на землях неразграниченной государственной собственности.

Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Правительство Мурманской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Мурманской области, Министерство финансов Мурманской области.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области, МТУ Росимущества Мурманской области и Республики Карелия.

Представитель административного истца в судебном заседании уточненные исковые требования к Администрации г. Апатиты поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Отметил, что свалочные очаги отходов находятся в границах земельного участка с кадастровым номером <.....> на землях неразграниченной государственной собственности. Причиной образования свалки явилось ненадлежащее исполнение администрацией г. Апатиты полномочий в сфере обращения с отходами, поскольку меры по ограничению доступа неопределенного круга лиц к земельному участку Администрацией города не приняты, профилактические мероприятия в виде рейдов по выявлению правонарушений на данной территории не проводились, места для временного размещения отходов на земельном участке не оборудовались, вывоз отходов в места размещения ТБО с земельного участка не организован.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования город Апатиты и заинтересованного лица МКУ г. Апатиты УГХ Петренко Д.И., в ходе рассмотрения дела пояснил, что в границах земельного участка с кадастровым номером <.....> на землях неразграниченной государственной собственности находятся свалочные очаги отходов; свалки образованы в результате жизнедеятельности муниципального образования. МКУ г. Апатиты «УГХ» в рамках реализации муниципальных программ г. Апатиты «Охрана окружающей среды» на 2021-2023 годы и на 2024-2026 годы, утвержденных постановлениями Администрации г. Апатиты №816 от 10.11.2020 и №1956 от 10.11.2023 были заключены муниципальные контракты на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории города. Подрядчиками производился вывоз мусора, что подтверждается актами выполненных работ. В 2022 году в ходе ликвидации несанкционированных свалок отходов с территории муниципального образования город Апатиты было вывезено <.....>; в 2023 году было вывезено <.....>; в 1 полугодии 2024 года вывезено <.....>. Считает, что ненадлежащее исполнение Администрацией г. Апатиты полномочий в сфере обращения с отходами отсутствует, так как Администрацией постоянно принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок на территории города. Просит указать в решении суда условия финансового обеспечения ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки отходов, а именно объем софинансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 30.05.2023 №27-П. Полагает, что возложение обязанности по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, исключительно на Администрацию г. Апатиты, за счет средств местного бюджета, не обоснованно и влечет нарушение принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также нарушение принципа единства системы публичной власти и нарушение конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления и на благоприятную окружающую среду. Петренко Д.И. также пояснил, что на рассматриваемом земельном участке площадки для накопления твердых коммунальных отходов не оборудованы, в настоящее время решается вопрос об ограничении проезда к земельному участку где находится несанкционированная свалка.

Административные соответчики Правительство Мурманской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Мурманской области, Министерство финансов Мурманской области, а также заинтересованные лица Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области, МТУ Росимущества Мурманской области и Республики Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещены, представители не явились.

Согласно возражений, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Мурманской области считает, что является ненадлежащим административным ответчиком по делу. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Согласно возражений, Министерство финансов Мурманской области, считает, что является ненадлежащим административным ответчиком по делу. Наличие умышленных неправомерных действий со стороны органа местного самоуправления исключает обязанность субъекта РФ –Мурманской области по софинансированию мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки отходов. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Согласно отзыва, МТУ Росимущества Мурманской области и Республики Карелия считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО расположенных на неразграниченных землях возлагается на органы местного самоуправления. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

В силу положений части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; в том числе, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Принципы земельного законодательства закреплены в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, важнейшим из которых, среди прочих, является приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека; даже если это потребует больших затрат.

Целями охраны земель, как следует из статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу пункта 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Аналогичные требования к собственникам земельных участков зафиксированы в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, собственники земельных участков обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу; уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно статье 1 которого под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии положениями статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу пунктов 1-3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч.1 ст. 13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

С учетом изложенного, несанкционированные свалки подлежат ликвидации в обязательном порядке.

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8.1 указанного Закона).

Постановлением Правительства Мурманской области № 397-ПП от 28 августа 2019 г. утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Мурманской области (далее – Порядок), пункт 3.1 которого предусматривает, что в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, территориальной схемой твердые коммунальные отходы подлежат накоплению (в том числе раздельному накоплению) в местах (площадках) накопления отходов, определенных договором, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и вывозу (транспортированию) на объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, определенные территориальной схемой.

На основании пунктов 4.1, 4.3, 4.4, 4.6 Порядка места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов оборудуются в местах, определенных в соответствии с территориальной схемой. Порядок определения мест размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах в порядке, предусмотренном Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

В соответствии с пунктом 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на не предназначенном для этих целей земельном участке региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО и о необходимости его ликвидации в течение 30 дней после получения уведомления, а также направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (пункт 18 Правил № 1156).

Если в течение 30 дней со дня получения уведомления от регионального оператора собственник земельного участка не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, несанкционированную свалку в соответствии с пунктом 17 Правил № 1156 ликвидирует региональный оператор.

Формулировка данного пункта позволяет сделать вывод о том, что ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью регионального оператора, причем такая обязанность носит публичный характер.

Территориальная схема обращения с ТКО в Мурманской области утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 7 октября 2016 г. № 492-ПП/10 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Мурманской области».

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 N 258-0, действующее правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.

Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, согласно которому такие свалки - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Примечанием к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели; ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 года № 26-П изложена правовая позиция об обязанности субъекта землепользования проводить мероприятия по защите земель от загрязнения и иного негативного воздействия и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в захламлении земель.

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 24 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, принятым Апатитским городским Советом 23 июня 2005 года (далее - Устав).

В соответствии с пунктом 25 части l статьи 8 Устава к вопросам местного значения города Апатиты относится, в том числе, утверждение правил благоустройства территории города Апатиты, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Апатиты в соответствии с указанными правилами.

Согласно пункту 8 статьи 44 Устава администрация города Апатиты осуществляет полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города; участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты от 23.10.2017 г. № 548 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области» (далее - Правила).

В силу пункта 24 статьи 1.3 Правил, несанкционированная свалка отходов - территория, используемая, но не предназначенная для размещения на них отходов.

В соответствии с пунктом 8.2.46 Правил, отходы производства и потребления подлежат сбору, вывозу (транспортировке), использованию, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.

Согласно пункту 8.2.54 Правил, запрещается самовольно организовывать места размещения отходов производства и потребления и размещать отходы на таких местах, загрязнять территории муниципального образования отходами производства и потребления.

В судебном заседании установлено, что 10.06.2024 прокуратурой г. Апатиты проведена проверка, в ходе которой совместно со специалистом МУП г. Апатиты «Геоинформцентр» проведен осмотр территории, с кадастровым номером <.....> В ходе осмотра на данной территории установлены свалочные очаги отходов (твердые коммунальные отходы, а также автомобильные шины, бумага, древесина, пластиковые пакеты, пищевые отходы, бой стекла, лом бетона, иные отходы). Площадь земельного участка занятая свалкой, по данным МУП г. Апатиты «Геоинформцентр» составила 2867 кв.м.

Данные свалки отходов находятся в границах земельного участка с кадастровым номером <.....>, на землях из неразграниченной государственной собственности, что подтверждается представленной в материалы дела фототаблицей, схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также выпиской из ЕГРН.

Факт несанкционированного размещения отходов на данном земельном участке, как и то обстоятельство, что земельный участок расположен в границах территории муниципального образования г. Апатиты, подтверждаются материалами административного дела и не оспариваются ответчиком Администрацией г. Апатиты Мурманской области.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает подтвержденным факт несоблюдения административным ответчиком Администрацией г. Апатиты требований законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером <.....>

На момент рассмотрения дела, выявленные нарушения действующего законодательства не устранены, лица, производящие отходы не установлены, при этом непринятие ответчиком мер по удалению указанных не санкционированно размещенных отходов с территории г. Апатиты приводит к загрязнению окружающей среды, что влечет за собой реальную угрозу экологической безопасности, может создать неблагополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку и приведет к нарушению конституционных прав граждан муниципального образования на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании бездействия Администрации г. Апатиты незаконным и возложении на данного ответчика обязанности ликвидировать несанкционированную свалку на территории земельного участка с кадастровым номером <.....>

Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Анализируя объем работ, которые необходимо выполнить для ликвидации несанкционированной свалки, принимая во внимание площадь свалки отходов, климатические условия в районе Крайнего Севера, необходимость соблюдения процедуры выделения денежных средств на эти цели и возможность согласовать данные работы в случае необходимости с иными организациями, суд приходит к выводу, что срок, предложенный административным истцом, является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Анализируя доводы администрации г. Апатиты о необходимости указания в решении суда на условия финансового обеспечения, а именно объем софинансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации согласно резолютивной части Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.05.2023 г. № 27-П, суд приходит к следующему.

В указанном Постановлении Конституционный суд Российской Федерации установил, что до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):

из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;

из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Конституционный суд Российской Федерации также постановил, что органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, если такие места обнаружены на расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Таким образом, из приведенных положений следует, что наличие умышленных неправомерных действий органа местного самоуправления исключает возможность софинансирования расходов на ликвидацию несанкционированной свалки на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничен, из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях).

По мнению суда, в рамках рассматриваемого дела такие факты нашли свое подтверждение, при этом, принимается во внимание длительность совершения неправомерных действий по допущению образования несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером <.....>, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления муниципального образования возложенных на него полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как установлено судом, администрацией г. Апатиты не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу размещения несанкционированной свалки, не предпринято действий по установлению лиц, в результате деятельности которых данные отходы образуются и размещаются на не предназначенной для этого территории (соответствующие заявления в правоохранительные органы не подавались), не проводились в достаточном объеме профилактические мероприятия, направленные на недопустимость возникновения или продолжения функционирования мест размещения отходов, формирования экологической культуры у населения города. Надлежащих доказательств обратного административным ответчиком представлено не было.

Из представленных суду контрактов на выполнение работ по ликвидации свалок не следует, что административным ответчиком предпринимались меры по ликвидации образованной несанкционированной свалки на территории спорного земельного участка.

Таким образом, в рамках рассматриваемого дела нашли свое подтверждение факты умышленных неправомерных действий органа местного самоуправления по непринятию мер по ликвидации образования несанкционированной свалки на территории земельного участка с кадастровым номером <.....> на которую распространяются полномочия административного ответчика по решению вопросов местного значения.

Таким образом, вопреки доводам административного ответчика оснований для софинансирования расходов по ликвидации спорной несанкционированной свалки в рассматриваемом случае не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <.....> ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.10.2025░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <.....> ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-982/2024 ~ М-807/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Министерство финансов Мурманской области
Министерство финансов РФ в лице УФК по Мурманской области
Правительство Мурманской области
Администрация города Апатиты
Другие
Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области
МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия
МКУ г. Апатиты УГХ
Суд
Апатитский городской суд Мурманской области
Судья
Полузина Е.С.
Дело на сайте суда
apa--mrm.sudrf.ru
19.06.2024Регистрация административного искового заявления
19.06.2024Передача материалов судье
20.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
20.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Судебное заседание
09.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024Дело оформлено
30.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее