Мотивированное решение составлено 20.05.2021 Дело № 2а-298/2021
66RS0050-01-2021-000366-19
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р ОС С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Североуральск 13 мая 2021 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Аксенова А.С.,
рассмотрев административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области к Князеву А. В. о восстановлении пропущенного срока, взыскании задолженности по транспортному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
в суд с названным административным иском обратилась межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области. Требования мотивированы тем, что Князев А.В. не исполнил обязанность по уплате транспортного налога.
Согласно сведениям о зарегистрированных и снятых с учета транспортных средствах (представленных УГИБДД, ГУВД Свердловской области на основании Приказа ФНС России от 17.09.2007 №ММ-3-09/536@ «Об утверждении форм сведений, предусмотренных ст. 85 НК РФ), Князев А.В. является собственником транспортных средств поименованных в налоговых уведомлениях.
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ФОРД ФОКУС, VIN: №, 2011 года выпуска, дата регистрации права 23.10.2018, дата утраты права 06.03.2020;
- мотоцикл, государственный регистрационный знак № Марка/Модель ИЖ-Ю-5 К, 1986 года выпуска, дата регистрации права 04.05.2010, дата утраты права 14.02.2018;
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, Марка/Модель: БМВ 320, VIN: №, 1983 года выпуска, дата регистрации права 05.02.2011, дата утраты права 18.04.2014;
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, Марка/Модель: ФОРД ФОКУС, VIN: №, 2012 года выпуска, дата регистрации права 07.12.2019.
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, Марка/Модель: УАЗ 315302, VIN: №, 2002 года выпуска, дата регистрации права 18.04.2014, дата утраты права 20.09.2018.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, данные транспортные средства признаются объектом налогообложения. В соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области № 43-03 «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области», налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 01 октября за 2014 год, 01 декабря за 2015 год, 2016 год, 2017 год, года следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщику начислен транспортный налог. Инспекцией были направлены налоговые уведомления, согласно которым Князев А.В. за указанные в уведомлениях транспортные средства, обязан уплатить транспортный налог в размере согласно расчету представленного в налоговых уведомлениях и в установленный законодательством срок.
Расчет транспортного налога:
2014 год.
Объект налогообложения: мотоцикл, государственный регистрационный знак 8468АС, Марка/Модель ИЖ-Ю-5 К, 1986 года выпуска, дата регистрации права 04.05.2010, дата утраты права 14.02.2018.
25 (лошадиных сил) * 9,4 (налоговая ставка) = 235 руб.
Объект налогообложения: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, Марка/Модель: БМВ 320, VIN: №, 1983 года выпуска, дата регистрации права 05.02.2011, дата утраты права 18.04.2014
150 (лошадиных сил) * 9,4 (налоговая ставка): 12 х 49 месяца владения) = 404 руб.
Итого начислено транспортного налога за 2014 год 630 руб.
2015 год.
Объект налогообложения: мотоцикл, государственный регистрационный знак № Марка/Модель ИЖ-Ю-5 К, 1986 года выпуска, дата регистрации права 04.05.2010, дата утраты права 14.02.2018.
25 (лошадиных сил) * 9,4 (налоговая ставка) = 235 руб.
2016 год.
Объект налогообложения: мотоцикл, государственный регистрационный знак №, Марка/Модель ИЖ-Ю-5 К, 1986 года выпуска, дата регистрации права 04.05.2010, дата утраты права 14.02.2018.
25 (лошадиных сил) * 9,4 (налоговая ставка) = 235 руб.
2017 год.
Объект налогообложения: мотоцикл, государственный регистрационный знак №, Марка/Модель ИЖ-Ю-5 К, 1986 года выпуска, дата регистрации права 04.05.2010, дата утраты права 14.02.2018.
25 (лошадиных сил) * 9,4 (налоговая ставка) – 71 руб. (частичная уплата налога) = 164 руб.
Итого начислено транспортного налога за 204-2017 года с учетом частичной уплаты – 1 273 руб. В установленный законодательством срок транспортный налог в размере 1 273 руб. за 2014-2017 года в бюджет не уплачен.
В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанности по уплате налогов на сумму задолженности начисляется пеня, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пп.1,3 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени 21,10 руб.
В соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ответчику направлены требования об уплате налога и пени от 04.11.2015 № 19745, от 09.03.2017 № 3405, от 25.06.2018 № 11408, от 28.12.2018 № 26591. Всего сумма задолженности не уплаченная до настоящего времени составила 1 294,10 руб. (1273,00+21,10).
24.09.2020 инспекция обращалась к Мировому судье судебного участка № 2 Североуральского судебного района Свердловской области с заявлением на выдачу судебного приказа для взыскания задолженности по налогам. Определением от 11.02.2021 судебный приказ № 2а-3800/2020 был отменен в связи с поступлением от налогоплательщика возражений.
Просит учесть объем работы инспекции, сокращенные сроки на обращение в суд установленные законом, время, требуемое для подготовки заявления и выполнение обязательных процессуальных действий и восстановить пропущенный срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением и взыскать с Князева А.В. задолженность по транспортному налогу за 2014 год и 2015 год в размере 874 рублей, за 2016 год и 2017 год в размере 470 руб., пени 21,10 руб. Всего взыскать 1 365,10 руб.
От административного ответчика возражения на административное исковое заявление не поступило.
На основании п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации (ст. 57) установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
На основании п. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (прекратил действие с 01.01.2015) уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортные средства признаются объектом налогообложения.
Согласно сведениям о зарегистрированных и снятых с учета транспортных средствах Князев А.В. является собственником транспортных средств, указанных в административном иске.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог.
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, в указанные периоды Князев А.В. являлся плательщиком транспортного налога.
На основании ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 14 по Свердловской области ему ежегодно начислялись вышеуказанные налоги.
В установленный законом срок обязанность по уплате налогов налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом в адрес Князева А.В. направлялись требования:
- № 19745 от 04.11.2015 об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 639 рублей и пени в размере 323,12 рубля. Ему предоставлен срок для добровольного исполнения до 21.12.2015;
- № 3405 от 09.03.2017 об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 235 рублей и пени в размере 7,60 рублей, в срок до 11.04.2017;
- № 11408 от 25.06.2018 об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 235 рублей и пени в размере 12,07 рублей, в срок до 27.07.2018;
- № 26591 от 28.12.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 235 рублей и пени в размере 1,43 рубль, в срок до 24.01.2019.
Требования административным ответчиком в добровольном порядке в полном объеме исполнены не были, что послужило основанием для обращения 24.09.2020 административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 30.09.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Североуральского судебного района Свердловской области вынесен судебный приказ № 2а-3800/2020, который был отменен определением мирового судьи от 11.02.2021, в связи с возражениями должника относительно его исполнения.
Административный истец с настоящим административным иском обратился в Североуральский городской суд Свердловской области 25.03.2021.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 48 (в ред. от 23.11.2020) Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
В соответствии с абз. данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При этом, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Таким образом, срок на обращение в суд с заявлением к мировому судье о взыскании обязательных платежей и санкций с Князева А.В., исходя из положений абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по требованию № 19745 от 04.11.2015 истек 21.06.2019.
К мировому судье судебного участка № 2 Североуральского судебного района Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился 24.09.2020, то есть по истечении указанных сроков.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи в суд требований о взыскании транспортного налога за 2014 год и за 2015 год, ссылаясь на объем работы инспекции, сокращенные сроки на обращение в суд установленные законом, время, требуемое для подготовки заявления и выполнение обязательных процессуальных действий.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Заявляя о восстановлении пропущенного срока, МИФНС не приводит каких-либо доводов об уважительности пропуска срока. Возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки у административного истца имелась, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд не представлено.
Несоблюдение срока, установленного для обращения в суд, не согласуется с тем, что одной из основных задач налоговых органов является деятельность по взысканию налогов. В данном случае суд исходит из того, что уважительных причин, наличие которых препятствовало бы налоговой инспекции в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с административным исковым заявлением, не имелось.
Срок на обращение к мировому судье с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с Князева А.В. по требованию № 3405 от 09.03.2017 истек 11.10.2020. Инспекция обратилась 24.09.2020, то есть в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, оснований для восстановления пропущенного срока о взыскании транспортного налога за 2015 год не имеется.
Таким образом, суд полагает требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области в части взыскания транспортного налога за 2015 год, 2016 год и 2017 год обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 726 (░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015 ░░░, ░ ░░░░░░░ 235 (░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░, ░░░░ 7 (░░░░) ░░░░░░ 60 ░░░░░░, ░░ 2016 ░░░ 235 (░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░, ░░░░ 12 (░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 07 ░░░░░░ ░ ░░ 2017 ░░░ 235 (░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░, ░░░░ 1 (░░░░) ░░░░░ 43 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.