Дело № 2-100/2024
Дело № 33-16474/2024
Учет № 081г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 октября 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Мелихова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маликовой Д.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 20 марта 2024 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан ответчика №265905/23 от 16.08.2023 года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан включить Щербак Е. Е. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку №2 периоды работы истицы в Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе с 12.08.1991 года по 05.04.1992 года в должности аппаратчика в цехе пиролиза производства этилена установки подготовки пирогаза третьего разряда, с 06.04.1992 года по 01.04.1992 года по 09.08.1992 года в должности прибориста третьего разрядка в цехе КИП и АСУТП, с 10.08.1992 года по 18. 01.1995 года в должности оператора технологической установки. С 14.12.1997 года по 06.08.2003 года в должности оператора технологической установки. С 07.08.2003 года по 24.10.2009 года в должности оператора технологической установки ООО «Линос», 23.08.2012 года в должности оператора технологической установки ООО «Линос» за вычетом периодов нахождения истицы в отпусках без сохранения заработной платы, определив специальный стаж в размере 16 лет 7 дней.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан назначить Щербак Е. Е. досрочную страховую пенсию по старости с 22 апреля 2023 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Насыбуллиной Э.Р. в поддержку жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щербак Е.Е. (далее – истица) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – ОСФР по РТ, ответчик) о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда периодов работы. В обоснование исковых требований указано, что 18 апреля 2023 года истица обратилась в ОСФР по РТ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 16 августа 2023 года ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении пенсии №265905/23 в связи с отсутствием требуемого стажа работы по Списку №2. Ответчиком не включен в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период работы с 2 августа 1991 года по 23 августа 2012 года на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе и в ООО «Линос» в г. Лисичанске (ЛНР). Данный период не зачтен в специальный стаж ввиду непредоставления документов, подтверждающих постоянное проживание на территории ЛНР в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года. Истица считает данный отказ незаконным и просила признать незаконным и отменить решение ответчика от 16 августа 2023 года об исключении из специального стажа спорных периодов работы и об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Обязать ответчика включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 12 августа 1991 года по 5 апреля 1992 года на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе в качестве аппаратчика установки подготовки пирогаза, с 6 апреля 1992 года по 9 августа 1992 года на Лисчианском нефтеперерабатывающем заводе в качестве прибориста в цехе КИП и АСУТП, с 10 августа 1992 года по 23 августа 2012 года на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе и в ООО «Линос» в г. Лисичанске в качестве оператора технологических установок. Обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с момента обращения, а именно с 18 апреля 2023 года.
В судебном заседании истица и ее представитель иск поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ОСФР по РТ в суд не явился, представил отзыв, в котором с иском не согласился.
Суд иск удовлетворил, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ОСФР по РТ просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу и представленных доказательств. Федеральный закон от 17 февраля 2023 года №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях ДНР, ЛНР в период с 11 мая 2014 года по 30 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области. Согласно представленных документов установлено, что в паспорте РФ Щербак Е.Е. зарегистрирована в г. Буинск 13 октября 2017 года. В паспорте гражданина Украины отсутствует информация о регистрации по месту жительства в Украине. С 17 ноябяр 2014 года разрешено временное проживание в Российской Федерации. С 6 декабря 2014 года зарегистрирована по месту жительства в Волгоградской области. Таким образом, истицей не представлен документ, подтверждающий постоянное проживание на территории ЛНР в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года.
Истицей представлены возражения на апелляционную жалобу, из которых следует, что решение суда является законным и обоснованным. Она выехала из ЛНР на территорию России в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года. Следовательно, на нее распространяется действие Федерального закона от 17 февраля 2023 года №17-ФЗ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОСФР по РТ Насыбуллина Э.Р. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Истица Щербак Е.Е. в суд апелляционной инстанции не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение пенсии имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу части 2 статьи 30 вышеназванного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вышеуказанным Постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список № 2 от 1956 года);
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 1991 года).
В соответствии с разделом XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» подраздел 3 Списка №2 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости имеют: аппаратчики всех наименований (позиция 2130301а-10065), прибористы, занятые обслуживанием и ремонтом контрольно-измерительных приборов и автоматики и ремонтом контрольно-измерительных приборов и автоматики непосредственно в местах их установки на участках (рабочих местах) (позиция 2130301а-17150), операторы технологических установок (позиция 2130301а-16081).
Из материалов дела следует, что 18 апреля 2023 года истица Щербак Е.Е. обратилась в ОСФР по РТ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по РТ №265905/23 от 16 августа 2023 года истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии с отсутствием требуемого стажа работы по Списку №2. При этом, ответчиком не включен в специальный страховой стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период работы с 2 августа 1991 года по 23 августа 2012 года на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе и в ООО «Линос» в г. Лисичанске (ЛНР). Данный период не зачтен в специальный стаж ввиду непредоставления документов, подтверждающих постоянное проживание на территории ЛНР в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года.
Полагая, что ее права нарушены, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворил иск.
Судебная коллегия соглашается с выводом городского суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истицей не представлены документы, подтверждающие постоянное проживание на территории ЛНР в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, и поэтому спорный период не может быть включен в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области установлены Федеральным законом №17 от 17 февраля 2023 года «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской области и Херсонской области» вступившим в силу 1 марта 2023 года.
Статьей 5 данного Закона установлено, что периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение.
Из представленных истицей документов следует, что она до 20 июня 2014 года проживала на территории Луганской народной республики, а до ее образования на территории Украины в г. Лисичанске. 20 июня 2014 года она выехала из Луганской народной республики на территорию России. Это подтверждается паспортом гражданина Украины на имя истицы представленным ей в судебном заседании. В данном паспорте имеются отметки о регистрации ее по месту жительства в г. Лисичанске ЛНР. Также в данном паспорте имеется отметка о разрешении временного проживания на территории России с 17 ноября 2014 года. Талоном о въезде в Российскую Федерацию от 20 июня 2014 года, свидетельством участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом серии СС-№00189159 от 27 января 2018 года.
Таким образом, судом установлено, что истица выехала из ЛНР на территорию России в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года. Следовательно, на нее распространяется действие Федерального закона №17-ФЗ от 17 февраля 2023 года.
Согласно трудовой книжке истица работала в Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе на следующих должностях. 12 августа 1991 года принята в цех пиролиза производства этилена аппаратчиком установки подготовки пирогаза третьего разряда. 6 апреля 1992 года переведена в цех КИП и АСУТП прибористом третьего разряда. 1 апреля 1994 года переведена в этом же цехе оператором технологической установки 4-го разряда. 7 августа 2003 года переведена в ООО «Линос» оператором технологической установки. 23 августа 2012 года уволена из ООО «Линос».
Стаж работы на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе подтверждается также архивной справкой от 17 марта 2021 года за №350/10-27, архивной справкой №351/10-27 от 17 марта 2021 года, архивной справкой №352/10-27 согласно которой истица находилась в отпуске без сохранения заработной платы с 19 января 1995 года по 13 декабря 1997 года. Согласно архивной справки №353/10-27 от 17 марта 2021 года за время работы в ООО «Линос» Щербак Е.Е. находилась в отпуске без сохранения заработной платы с 26 января 2004 года по 29 января 2004 года, с 28 июня 2005 года по 12 июля 2005 года. Сведений о работе с неполным рабочим днем не имеется. Имеются архивные справки №355/10-27 от 17 марта 2021 года №356/10-27 от 17 марта 2021 года, №357/10-27 согласно которых Щербак Е.Е. начислялась заработная плата за период с 1991 года по 2003 год во время ее работы в Лисичанском НПЗ.
Согласно справки о подтверждении имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней №288 от 28 июля 2021 года, выданной ЧАО «Лисичанская нефтяная инвестиционная компания», истица в период с 2 января 2006 года по 30 июня 2011 года работала в должности оператора технологических установок/участок блок оборотной воды-3 установка получения водорода методом конверсии углей, газов/цех№2 по кренгованию вакуумного газойля сернистой нефти. Истице предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы с 28 апреля 2006 года по 30 апреля 2006 года, с 15 марта 2007 года по 23 марта 2007 года, с 20 октября 2007 года по 21 октября 2007 года, 28 марта 2008 года, 3 февраля 2009 года оформлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста с 15 октября 2009 года по 22 августа 2012 года.
Согласно справки о подтверждении имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней №289 от 28 июля 2021 года, выданной ЧАО «Лисичанская нефтяная инвестиционная компания», истица в период с 1 июля 2011 года по 23 августа 2012 года работала на переработке нефти оператором технологических установок / блок оборотной воды-2/ участок оборотного водоснабжения блока оборотной воды -2/ блок оборотной воды-3.
Учитывая совокупность вышеуказанных доказательств, судебная коллегия находит правильным выводу суда первой инстанции о том, что истице подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку №2 периоды ее работы: в Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе с 12 августа 1991 года по 5 апреля 1992 года в должности аппаратчика в цехе пиролиза производства этилена установки подготовки пирогаза третьего разряда, с 6 апреля 1992 года по 1 апреля 1992 года по 9 августа 1992 года в должности прибориста третьего разрядка в цехе КИП и АСУТП, с 10 августа 1992 года по 18 января 1995 года в должности оператора технологической установки, с 14 декабря 1997 года по 6 августа 2003 года в должности оператора технологической установки, с 7 августа 2003 года по 24 октября 2009 года в должности оператора технологической установки ООО «Линос», 23 августа 2012 года в должности оператора технологической установки ООО «Линос». При этом, судом обоснованно исключены периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 15 октября 2009 года по 22 августа 2012 года и с 19 января 1995 года по 13 декабря 1997 года, а также время отпуска без сохранения заработной платы с 28 апреля 2006 года по 30 апреля 2006 года, с 15 марта 2007 года по 23 марта 2007 года, с 20 октября 2007 года по 21 октября 2007 года, 28 марта 2008 года, 3 февраля 2009 года, 26 января 2004 года по 29 января 2004 года, с 28 июня 2005 года по 12 июля 2005 года.
Итого стаж работы истицы на работах, предусмотренных Списком №2, составил 16 лет 7 дней. В связи с чем, судебная коллегия находит правильным и вывод суда первой инстанции о назначении истице досрочной страховой пенсии с 22 апреля 2023 года, т.е. с даты достижения истицей 50-летнего возраста.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░