Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2270/2024 ~ М-911/2024 от 14.03.2024

Дело №2а-2270/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2024г.                                                                                            г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего: Кудряшова А.В.

при секретаре: Дедовой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Родионовой Ксении Владимировны к Администрации г.Смоленска, исполняющему обязанности начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска Выдрину Алексею Николаевичу, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска об оспаривании отказа в согласовании архитектурно-строительного облика объекта капитального строительства и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав,

у с т а н о в и л:

Родионова К.В., являющаяся арендатором земельного участка с кадастровым номером №, обратилась в суд с административным иском к Администрации г.Смоленска и и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска Выдрину А.Н. о признании незаконным отказа Администрации г.Смоленска за подписью названного должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании архитектурно-строительного облика объекта капитального строительства (здания предприятий общественного питания) и возложении на Администрацию г.Смоленска обязанности по согласованию соответствующего архитектурно-строительного облика, сославшись на неправомерность оспариваемого решения органа местного самоуправления, принятие которого обусловлено отсутствием заключенного Родионовой с МБУК «Дирекция парков» г.Смоленска и согласованного с Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения проезда и прохода к арендованному административной истицей участку земли, тогда как такое соглашение ДД.ММ.ГГГГ заключено (сервитут установлен), а упомянутый Департамент не наделен полномочиями по осуществлению упомянутого выше согласования.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска.

Представитель административной истицы Вишнякова И.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на, что отказ Администрации г.Смоленска от 26.01.2024 в согласовании архитектурно-строительного облика объекта капитального строительства не соответствует положениям ст.40.1 ГрК РФ, устанавливающей основания такого отказа.

Представитель Администрации г.Смоленска и Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска Колосова С.Ю., возражая против удовлетворения административного иска, указала на обоснованность оспариваемого Родионовой К.В. отказа в согласовании архитектурно-строительного облика объекта капитального строительства ввиду отсутствия заключенного административной истицей с МБУК «Дирекция парков» г.Смоленска соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ. Подобное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ было расторгнуто МБУК «Дирекция парков» г.Смоленска путем направления в адрес административной истицы соответствующего уведомления.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Положениями ч.5.3 и п.2.1 ч.6 ст.30 ГрК РФ закрепляется право органов местного самоуправления определять в правилах землепользования и застройки территории, в границах которых градостроительным регламентом устанавливаются требования к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства.

Частью 1 ст.40.1 ГрК РФ предусматривается согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства с уполномоченным органом местного самоуправления при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах таких территорий.

Таким образом, процедура согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства возможна только в отношении территорий, которые определены в правилах землепользования и застройки и в границах которых градостроительным регламентом установлены требования к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства.

Частью 6.2 ст.30 ГрК РФ определено, что требования к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства включают в себя требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения (ч.2.1 ст.38 ГрК РФ). Порядок согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства устанавливается Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено ГрК РФ (ч.5 ст.40.1 ГрК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 №857 утверждены Требования к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства и Правила согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства.

Согласно п.п.3-5, 10 названных Правил архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления. Для согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства правообладатель земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта, или правообладатель объекта капитального строительства в случае реконструкции объекта капитального строительства, или иное лицо в случае, предусмотренном ч.1.1 ст.57.3 ГрК РФ, подает в уполномоченный орган местного самоуправления заявление, к которому прилагаются следующие разделы проектной документации объекта капитального строительства: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка; в) объемно-планировочные и архитектурные решения. По результатам рассмотрения разделов проектной документации уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства или об отказе в его согласовании.

В соответствии с ч.4 ст.40.1 ГрК РФ, п.13 Правил основанием для отказа в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства является несоответствие архитектурных решений объекта капитального строительства, определяющих его архитектурно-градостроительный облик и содержащихся в проектной документации либо в задании застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, требованиям к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства, указанным в градостроительном регламенте.

На основании п.12 Правил в решении об отказе в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в числе прочего содержится информация о соответствии (несоответствии) архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства требованиям к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства, указанным в градостроительном регламенте, а также обоснование несоответствия архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства требованиям к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства, указанным в градостроительном регламенте.

По правилам ч.3 ст.62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими.

Таким образом, независимо от доводов административного иска суд, в том числе по своей инициативе, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

Как разъяснено в абз.2 п.61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Родионова К.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по <адрес>, на котором находится незавершённый строительством объект.

С целью осуществления реконструкции указанного объекта под здание предприятия общественного питания Родионова К.В. неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) обращалась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска с заявлениями о согласовании архитектурно-строительного облика названного объекта капитального строительства, в удовлетворении которых письмами указанного Управления от ДД.ММ.ГГГГ №№-исх и от ДД.ММ.ГГГГ №№-исх отказано.

ДД.ММ.ГГГГ административная истица вновь обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска с заявлением о согласовании архитектурно-строительного облика объекта капитального строительства на предоставленном ей в аренду земельном участке с кадастровым номером №, приложив к заявлению пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка, а также объемно-планировочные и архитектурные решения.

Письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска за подписью и.о. начальника этого Управления Выдрина А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ №№-исх в удовлетворении данного заявления Родионовой К.В. отказано с указанием на то, что земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ расположен в границах охранной зоны «Лесопарковый зеленый пояс города Смоленска» и для обеспечения проезда и прохода к этому участку необходимо заключить с МБУК «Дирекция парков» г.Смоленска соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером №, согласовав сервитут с Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии.

Из материалов дела также усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между МБУК «Дирекция парков» г.Смоленска и Родионовой К.В. заключено соглашение об установлении частного срочного сервитута №№, по условиям которого пользователю (административной истице) на срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставляется право прохода и проезда через находящийся в муниципальной собственности г.Смолеснка и предоставленный МБУК «Дирекция парков» г.Смоленска на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером № площадью 155 020 кв.м. к земельному участку с кадастровым номером №.

При этом, как следует из письма МБУК «Дирекция парков» г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №№ и письма Управления имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №№-исх, данное Управление согласовало заключение названного соглашения при условии согласования сервитута с Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии, который в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ указал на то, что согласование деятельности на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, в его полномочия не входит.

По утверждению представителя Администрации г.Смоленска, заключенное ДД.ММ.ГГГГ между МБУК «Дирекция парков» г.Смоленска и Родионовой К.В. соглашение об установлении частного срочного сервитута №№ расторгнуто путем направления МБУК «Дирекция парков» г.Смоленска в адрес административной истицы соответствующего уведомления.

Федеральным законом от 29.12.2022 №612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», вступившим в законную силу с 01.03.2023, ч.7 ст.51 ГрК РФ дополнена п.5.1, предусматривающим необходимость приложить к заявлению о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в случае, если такое согласование предусмотрено ст.40.1 ГрК РФ.

Если в градостроительном регламенте муниципального образования указаны требования к архитектурно-градостроительному облику здания, проект реконструкции данного объекта подлежит согласованию с уполномоченным на это органом местного самоуправления (ст.40.1, ч.2 ст.51 ГрК РФ, п.2 ст.3 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

Перечень требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства и правила его согласования не требуют от заявителя предоставления документов, не предусмотренных п.5 названных Правил, а единственным основанием для отказа в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства является несоответствие архитектурных решений объекта капитального строительства, определяющих его архитектурно-градостроительный облик и содержащихся в проектной документации либо в задании застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, требованиям к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства, указанным в градостроительном регламенте.

Обязанность по представлению в орган местного самоуправления соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером № у Родионовой К.В. отсутствовала, а неустановление подобного сервитута не является предусмотренным законодательством основанием для отказа в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства.

Кроме того, исходя из объяснений представителя Администрации г.Смоленска, в Правилах землепользования и застройки г.Смоленска не определены территории, в границах которых градостроительным регламентом установлены требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства (в данном случае требования к архитектурно-градостроительному облику соответствующего объекта капитального строительства градостроительным регламентом не определены), что, в свою очередь, исключает для административной истицы обязанность соблюдения процедуры согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в целях осуществления его реконструкции.

С учетом изложенного, поскольку оспариваемый административной истицей отказ Администрации г.Смоленска в лице Управления архитектуры и градостроительства за подписью и.о. начальника данного Управления Выдрина А.Н. в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства не соответствует требованиям закона и нарушает права Родионовой К.В., суд признает этот отказ незаконным с возложением на Администрацию г.Смоленска в лице Управления архитектуры и градостроительства обязанности в установленном законодательством порядке повторно рассмотреть заявление административной истцы от ДД.ММ.ГГГГ.

Возлагая на орган местного самоуправления упомянутую обязанность, суд учитывает положения ст.ст.10, 118 Конституции Российской Федерации, п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда (аналогичная правовая позиция изложена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2021 №18-КАД21-57-К4).

Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

«░░░░░ ░░░░░»░░░░░░░ ░░░░░                        ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░                                                       2024

░░░░░                                                       ░.░. ░░░░░░░░

░░░: 67RS0002-01-2024-001546-16

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ №2░-2270/2024

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2270/2024 ~ М-911/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Родионова Ксения Владимировна
Ответчики
И.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска Выдрин Алексей Николаевич
Администрация г. Смоленска
Другие
Вишнякова Ирина Анатольевна
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Кудряшов А.В.
Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
14.03.2024Регистрация административного искового заявления
14.03.2024Передача материалов судье
18.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее