66RS0032-01-2023-000354-71
Дело № 2а-422/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2023 года город Кировград
Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Охотиной С.А.,
при секретаре судебного заседания Нафиковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Кировградского городского округа к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Третьяковой И.Ю., заместителю начальника отделения Мамедову Ю.Э. о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кировградского городского округа обратилась в суд с административным иском к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Третьяковой И.Ю., Межрайонному отделу по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о признании незаконным постановления от 29 марта 2023 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от 12 сентября 2022 года (исполнение решения суда по делу №), об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что решением Кировградского городского суда Свердловской области от 22.12.2021 года удовлетворены требования прокуратуры г.Кировграда, на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 возложена обязанность в срок до 01.09.2022 осуществить замену ограждения школы, на 1 этаже оборудовать помещение для охраны, и на Администрацию возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по обустройству ограждения. Администрацией своевременно в адрес истца по делу (прокуратура г.Кировграда) и в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена информация о том, что на 2022 год в рамках объемов финансирования Министерства образования СО и Министерства финансов СО не было предусмотрено выделение денежных средств на 2022 год на выполнение данных работ. Кроме того, в 2019 году был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по привязке типовой проектной документации по объекту общеобразовательная школа на 275 мест в п. Левиха и работы выполнены в 2022 году. В соответствии с разработанной проектной документацией и протоколом заседания комиссии по реализации госпрограммы «Развитие системы образования реализации молодежной политики в Свердловской области до 2025 года предполагалось приступить к строительству новой школы в 2023 году. По объективным причинам Администрации из бюджета Свердловской области были выделены денежные средства на строительство новой школы, так как по ряду экономических причин разработанный проект не мог быть реализован. Это в первую очередь ограничение поставок оборудования зарубежного производства, отделочных материалов и строительных конструкций зарубежного производства, поставка которых в РФ прекратились. Так как предполагалось строительство новой школы, при формировании заявки в августе 2022 на антитеррористические мероприятия на 2023 не было финансирование на монтаж ограждения. Помещение для охраны было смонтировано на 1 этаже школы своевременно и в настоящее время функционирует. Учитывая вышеназванные причины, учреждением и Администрацией были своевременно направлены в Кировградский городской суд Свердловской заявления об отсрочке исполнения решения суда. Впоследствии судом отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения. На сегодня, в связи с невозможностью реализации проекта, разработанного ООО «Проект-12», принято решение о разработке нового проекта строительства школы «под ключ». Так как вопрос с разработкой нового проекта был решен только в 2023 и по погодным условиям ранее не было возможности монтировать ограждение, 13.04.2021 в адрес директора КМП «Универсал» направлено письменное поручение о выполнении работы по монтажу нового ограждения существующего здания школы в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности. Ранее по объективным причинам не проводились работы по монтажу нового ограждения, так как предполагалось выделение финансирования на строительство новой школы и дважды нести расходы по монтажу ограждения на 2 объектах было нецелесообразно. На сегодня решение суда частично исполнено своевременно, частично не исполнено по независящим от школы и Администрации причинам. Решение о проектировании нового объекта «под ключ» так же принималось на уровне субъекта и Администрация была поставлена перед фактом невозможности начала строительства по уже имеющемуся проекту. Письмом Министерства строительства и развития инфраструктуры СО 27.12.2022 г. за № от ряда муниципалитетов в рамках пред проектной проработки и разработки технико-экономических обоснований в 2023 году до последующего проектирования запрошены ранее разработанные, но не применимые проекты с текстовыми и графическими материалами, заключения Министерства экономики СО, градостроительные планы и иные имеющиеся документы относительно ранее разработанных и не реализованных проектов. Информация запрошена для целей нового проектирования. Дополнительно письмом от 22.03.2023 г. запрошены сведения о проведении историко-культурной экспертизы земельного участка путем археологической разведки. Письмом от 07.02.2023г. до сведения Администрации доведена информация о том, что в 2023 году планируются работы по археологическим изысканиям территории, на которой планируется строительство школы на 275 мест в п. Левиха. Указано, что государственным заказчиком является ГКУ СО «Управление капитального строительства Свердловской области». Указывается также, что сформирован новый земельный участок для строительства школы, на котором расположены гаражи, теплицы, иные хоз. постройки, которые необходимо демонтировать. 10.04.2023 г. в адрес Администрации Кировградского городского округа поступило постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по СО о взыскании исполнительского сбора 50 000 рублей в связи с несвоевременным исполнением решения суда. Как и школой, Администрацией указывалось в заявлениях об отсрочке, неисполнение решения суда в установленный срок вызвано не уклонением от его исполнения, а объективными причинами. На монтаж нового ограждения школы №17 денежные средства из областного бюджета не были выделены, работы будут выполняться хозспособом из имеющихся в распоряжении КМП «Универсал» материалов. Территория школы не является общедоступной, у школы имеется ограждение, действующее, целостное, все секции ограждения имеются на месте фактически и существующее ограждение школой используется. 02.11.2022 в адрес Администрации поступило постановление судебного става-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. 07.10.2022 в адрес Администрации поступило требование о предоставлении документов в рамках исполнения решения суда. Письмом Администрации от 13.10.2022 г. за № судебному приставу-исполнителю была сообщена информация об исполнении решения суда, аналогичные сведения были направлены в адрес прокуратуры г.Кировграда. Полагают постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным и необоснованным. В связи с чем, административный истец просит административный иск об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить, полагая, что юридическое лицо приняли все объективные меры для исполнения решения, отсутствует наличие виновного противоправного бездействия должника, заключающегося в неисполнении решения суда в установленные сроки; считает несправедливым применение к Администрации Кировградского городского округа данного вида ответственности.
Определением от 17.05.2023 в судебном заседании к участию в деле исходя из представленных материалов исполнительного производства в качестве административного соответчика привлечен заместитель начальника отдела-заместитель старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Мамедов Ю.Э
Представитель административного истца администрация Кировградского городского округа в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, направили в суд письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, указав, что требования, изложенные в административном иске и по указанным в нем основаниям, поддерживают.
Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Третьякова И.Ю., заместитель старшего судебного пристава Мамедов Ю.Э. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, направили в суд материалы исполнительного производства, отзыва не представлено.
Представитель административного соответчика Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещались посредством направления судебных извещений и документов по электронной почте, указанной на официальном сайте организации, в деле имеются уведомления о доставке корреспонденции адресатам.
Заинтересованное лицо – прокурор г.Кировграда также в судебном заседании участия не принимали, о рассмотрении дела уведомлялись, ходатайств и отзыва не представили.
В связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие не явивших участников процесса; при этом меры принятые к их извещению судом соответствуют положениям ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениям, данным в п.36-39 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Огласив административный иск, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействий) и решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В связи с изложенным, и исходя из положений ст. 226 и 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца возложена обязанность доказать факт наличия оспариваемого решения органа, нарушения его прав, свобод и законных интересов, соблюдение срока обращения в суд; а на административного ответчика возложена обязанность доказать факт соответствия оспариваемых бездействий требованиям нормативных правовых актов, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что на основании заявления прокурора и исполнительного листа ФС № от 26.08.2022, выданного Кировградским городским судом по делу №, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Нелюбиной К.В. от 12.09.2022 возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Администрации Кировградского городского округа. Предмет исполнения: возложение на МАОУ СОШ 17 обязанности выполнить в полном объеме комплекс мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МАОУ СОШ № 17 на объекте (территории), расположенном по адресу: <адрес>: обеспечить поддержание (оснащение) в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны, а именно осуществить замену ограждения в соответствии с п.5.4 ГОСТ 57278-2016.
Также установлено, что указанным выше судебным актом возложена и на должника - администрацию Кировградского городского округа обязанность осуществить финансирование указанных мероприятий.
О возбуждении исполнительного производства представитель должника был уведомлен 02.11.2022, что не оспорено последним и следует из представленных материалов дела. В связи с чем, у должника появилась обязанность представить сведения об исполнении требований исполнительного документа в установленный срок – в течение 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Однако сведений об исполнении судебного акта (требований исполнительного документа) в полном объеме должником судебному приставу-исполнителю в установленный срок, а также и позднее, вплоть до настоящего времени представлено не было. Так, установлено, что по настоящее время требования исполнительного документа в полном объеме не исполнены; при этом со стороны должника в адрес судебного пристава-исполнителя предоставлялись пояснения о причинах неисполнения судебного акта, сведения о направлении в суд заявление о предоставлении отсрочки.
Вместе с тем, 29.03.2023 судебный пристав-исполнителя МО по ИОИП Третьякова И.Ю. вынесла постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный срок требований судебного акта, которое утверждено заместителем начальника Мамедовым Ю.Э..
Копия данного постановления направлена представителю должника посредством ЕПГУ в день его вынесения, а также почтового отправления; и получена согласно представленным сведениям 10.04.2023. Иного суду явно не представлено. В связи с чем, суд полагает соблюденным установленный в ст. 219 КАС РФ срок для обращения с настоящим административным иском.
Административным истцом заявлены требования о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от уплаты вышеуказанного исполнительского сбора, указывая на отсутствие виновного бездействия Учреждения, принятие административным истцом комплекса мер, направленных на исполнение решения суда в части обеспечения финансирования выполнения мероприятий со стороны МАО СШ №17.
Статьей 13 «Об органах принудительного исполнения РФ» предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Из содержания положений статей 10, 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» следует, что принятие непосредственных мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов относится к компетенции судебных приставов – исполнителей.
Исходя из вышеуказанных положений закона и разъяснений, данных в п.12 постановления Пленума Верховного суда РФ № 50 от 17.11.2015 по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются.
В силу статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту ФЗ РФ «Об исполнительном производстве») исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно статьи 2 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 14 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. В постановлении судебного пристава-исполнителя, в том числе должно быть указано: вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления.
Постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и соответственно обязанность по совершению указанных в исполнительном документе действий, подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении; постановление может быть оспорено в суде, а кроме того могут быть заявлены требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора (аналогичная практика: определение Верховного суда Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. N 41-КАД22-12-К4, определение Седьмого кассационного суда от 7 февраля 2023 г. по делу N 88а-2587/2023).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В силу ст. 112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения, причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Юридическая сила выносимого судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
Согласно пункту 2.4.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 07.06.2014, уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель МО по ИОИП Третьякова И.Ю., учитывая представленные документы исполнительного производства №, вправе при указанных в законе условиях была вынести постановление о взыскании исполнительского сбора с должника, не исполнившего в полном объеме требования исполнительного документа в установленный срок; постановление вынесено в установленном порядке и в соответствии с предоставленной судебному приставу-исполнителю компетенцией. Оснований, по которым судебный пристав-исполнитель в данном случае имела возможность не устанавливать должнику исполнительский сбор, безусловно не установлено, поскольку должником судебному приставу не представлено каких-либо доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; учитывая извещение должника о возбуждении исполнительного производства и определение суда об отказе МАО СОШ 17 в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Доказательств обратному со стороны административного истца не представлено, а доводы о невозможности исполнения решения суда ввиду отсутствия финансирования явно об обратном не свидетельствуют, по настоящее время сведений об исполнении решения суда в полном объеме не имеется.
Оснований, по которым исполнительский сбор не взыскивается, установленных ч.5 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» при рассмотрении данного дела не установлено.
Вместе с тем, суд полагает, что заявленные административным истцом требования об освобождении должника от уплаты исполнительского сбора подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 7 статьи 112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Указанные разъяснения не отмены и соответствующим постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Из данных разъяснений также следует, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52, 53, 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, для правильного разрешения заявленных требований правовое значение имеет решение вопроса о том, приняла ли Администрация КГО все зависящие от нее меры в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, имеются ли причины, находящиеся вне их контроля и препятствующие исполнению требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа. Так, соответственно, если требование исполнительного документа не исполнено в связи с реализацией законного права на добровольное исполнение решения суда, принятие активных действий по его исполнению, и не возможности его исполнения по независящим от должника обстоятельствам, такое поведение должника не может расцениваться как нарушающее законодательство об исполнительном производстве.
Судом из представленных материалов административного истца относительно причин не своевременного исполнения судебного акта, в частности в период с 12.09.2022 (даты возбуждения исполнительного производства), установлено следующее: Администрацией своевременно в адрес истца по делу (прокуратура г.Кировграда) и в адрес судебного пристава-исполнителя направлялась информация о том, что на 2022 год в рамках объемов финансирования Министерства образования СО и Министерства финансов СО не было предусмотрено выделение денежных средств на 2022 год на выполнение данных работ; направлялись заявления о предоставлении отсрочки. В 2019 году был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по привязке типовой проектной документации по объекту общеобразовательная школа на 275 мест в п. Левиха и работы выполнены в 2022 году. В соответствии с разработанной проектной документацией и протоколом заседания комиссии по реализации госпрограммы «Развитие системы образования реализации молодежной политики в Свердловской области до 2025 года предполагалось приступить к строительству новой школы в 2023 году. Так как предполагалось строительство новой школы, при формировании заявки в августе 2022 на антитеррористические мероприятия на 2023 г. не было предусмотрено финансирование на монтаж ограждения, учитывая существенный размер стоимости указанных работ. При этом помещение для охраны было смонтировано на 1 этаже школы своевременно и в настоящее время функционирует; а также функционирует и ограждение по периметру школы, которое не в полной мере отвечает требованиям, но в настоящее время 13.04.2023 в адрес директора КМП «Универсал» направлено письменное поручение о выполнении работы по монтажу ограждения существующего здания школы в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности. На настоящее время решение суда частично исполнено своевременно, и учитывая приведенные административным истцом доводы и материалы дела, частично не исполнено фактически по объективным причинам; какого-либо злоупотребления правами со стороны администрации при решении вопроса финансирования не установлено, как и явно виновных действий. В том числе установлено, что дополнительно письмами от 22.03.2023 и от 07.02.2023 запрошены сведения о проведении историко-культурной экспертизы земельного участка путем археологической разведки и доведена информация о том, что в 2023 году планируются работы по археологическим изысканиям территории, на которой планируется строительство школы на 275 мест в п.Левиха, что также требует существенных временных и материальных затрат.
Кроме того судом учитывается, что один из должников - школа №17 является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение расходных обязательств осуществляется за счет субсидий областного, местного бюджетов; при этом администрацией города принимаются меры к обеспечению возможности исполнения решения суда исходя из фактических обстоятельств, в т.ч. необходимости проведения работ и значительных материальных затрат на строительство новой школы, а также в настоящее время к приведению ограждения в соответствии с действующими нормами силами муниципального предприятия.
Вышеизложенное, по мнению суда, свидетельствует о том, что у Администрации имелись объективные причины, препятствующие исполнению им исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, который является заведомо недостаточным; и факт отказа в предоставлении отсрочки не свидетельствует об обратном. Соответствие действий судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора только формальным основаниям, указанным в законе, не свидетельствует о невозможности с учетом вышеприведенных доводов административного истца освободить последнего от уплаты исполнительского сбора (как указано выше, аналогичная практика - определение Верховного суда Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. N 41-КАД22-12-К4).
Учитывая вышеизложенное, в частности и отсутствие денежных средств, учитывая статус учреждения, одновременно с предоставлением доказательств принятия зависящих от должника мер для исполнения исполнительного документа в срок и необходимость получения финансирования и соблюдения установленных законом процедурных мероприятий для разрешения каждого возникающего вопроса (иногда значительного), по мнению суда, в данном деле свидетельствует о наличии оснований для освобождения от его уплаты, что соответствует разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
Штрафные санкции, применительно к позиции Конституционного Суда Российской Федерации, должны быть соразмерны между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба. Так, взыскание исполнительского сбора должно применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный законодателем размер взыскания представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем, либо освобожден от его уплаты. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 29.06.2023.
░░░░░: ░/░. ░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░