УИД 24RS0026-01-2023-000449-87
Дело № 2а-395/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2023 года с. Каратузское
Каратузский районный суд красноярского края в составе:
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
при секретаре Чернышовой Г.А.,
с участием прокурора Логуновой В.Л.,
представителя административного истца Коршуновой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации Каратузского района к ОСП по Каратузскому району об освобождении от уплаты исполнительного сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Каратузского района обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Каратузскому району от 04.10.2023 г. по исполнительному производству <...>.
В судебном заседании представитель административного истца Коршунова А. Н. (полномочия подтверждены доверенностью от 10.07.2023 г. и дипломом о высшем юридическом образовании от 22.07.2009 г), поддержав заявленное требование, пояснила, что решением суда от 13.12.2022 г. на администрацию Каратузского района возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку коммунальных отходов на земельном участке вблизи <...>, а также создать места накопления коммунальных отходов на территории с. Верхний Кужебар, с. Моторское, с. Черемушка, с. Каратузское Каратузского района. Решение в части ликвидации несанкционированной свалки исполнено, о чем сообщено в суд. Также частично исполнено решение в части создания мест накопления твердых коммунальных отходов и такие места созданы в с. Верхний Кужебар, с. Моторское и с. Черемушка. Для организации мест накопления коммунальных отходов в с. Каратузское требовалось значительное финансирование, в связи с чем, администрация приняла участие в распределении межбюджетных трансфертов. После поступления дополнительного финансирования администрация заключила муниципальные контракты на изготовление контейнеров, а также на выполнение работ по созданию контейнерных площадок в соответствии с нормами СанПиН. В ближайшее время судебное решение будет исполнено полностью. Полагает, что со стороны администрации принимаются исчерпывающие меры к исполнению судебного решения, однако по объективным причинам полностью исполнить в установленный срок, не представляется возможным. Просила удовлетворить административный иск.
Представитель административного ответчика– Отдела судебных приставов по Каратузскому району УФССП России по Красноярскому краю, а также административный соответчик- судебный пристав-исполнитель ОСП оп Каратузскому району в судебное заседание не явился, и представитель заинтересованного лица- УФССП по Красноярскому краю.
О месте и времени рассмотрения дела, лица, участвующие в деле, извещены надлежаще и своевременно. Обязательной явка указанных лиц судом не признавалась.
Признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора Логуновой В.Л., полагавшей снизить размер исполнительского сбора, отказав в иске об освобождении от его уплаты, суд приходит к следующему выводу.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона N 229-ФЗ.
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Таким образом, основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является установление обстоятельств, свидетельствующих о том, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Судом установлено следующее.
Решением Каратузского районного суда Красноярского края от 13.12.2022 г. частично удовлетворены исковые требования прокурора Каратузского района, предъявленные к администрации Каратузского района. На администрацию возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а также места (площадки) для складирования крупногабаритных отходов на территории с. Каратузское, с. Верхний Кужебар, с. Моторское, с. Черемушка Каратузского района в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3. Кроме того, решением суда на администрацию Каратузского района возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, размещенную на земельном участке с кадастровым номером 24:19:1701002:731, расположенном по адресу: Красноярский край, Каратузский район, 1,5 км юго-западнее с. Каратузское, в 200м южнее объездной дороги.
Решение суда вступило в законную силу 16.02.2023 г.
04.05.2023 г. выдан исполнительный лист для принудительного исполнения вступившего в законную силу судебного решения.
08.09.2023 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Каратузскому району Бородановой Н.А. возбуждено исполнительное производство <...>-ИП в отношении администрации Каратузского района.
В рамках указанного исполнительного производства должнику- администрации Каратузского района, установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требования, который исчисляется со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена представителем администрации Каратузского района 15.09.2023 г., что подтверждено подписью в получении документа.
.
До возбуждения исполнительного производства, а именно 16.08.2023 г. администрацией Каратузского района направлено сообщение в суд о частичном исполнении судебного акта в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов с территории земельного участка с кадастровым номером 24:19:1701002:731, расположенном по адресу: Красноярский край, Каратузский район, 1,5 км юго-западнее с. Каратузское, 200 м южнее объездной дороги.
27.10.2023 г., то есть за пределами установленного судебным приставом-исполнителем 5-тидневного срока, административный истец уведомил суд об исполнении судебного решения от 13.12.2022 г. в части создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и мест (площадок) для складирования крупногабаритных отходов на территории с. Верхний Кужебар, с. Моторское, с. Черемушка Каратузского района Красноярского края.
Работы, связанные с организацией мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и для складирования крупногабаритных отходов на территории с. Каратузское Каратузского района Красноярского края до настоящего времени не завершены.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа, постановлением начальника отделения-старшего судебного пристава ОСП по Каратузскому району Корчагиной Е.С. от 04.10.2023 г. с администрации Каратузского района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб., а также выдано требование об установлении нового срока для исполнения судебного решения.
Заявляя требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Административный истец указывает на частичное исполнение судебного решения от 13.12.2022 г., а также на принятие мер к получению дополнительного финансирования путем подачи заявки на участие в распределении межбюджетных трансфертов из бюджета Красноярского края.
Между тем, при рассмотрении гражданского дела по иску прокурора к администрации Каратузского района о возложении обязанности по созданию мест накопления ТКО административный истец ссылался на отсутствие достаточного финансирования, и данное обстоятельство учитывалось при определении срока для исполнения данной обязанности.
Таким образом, обстоятельства финансирования проведения работ по создания мест накопления ТКО уже являлись предметом проверки при рассмотрении гражданского дела и признаны заслуживающими внимания, в связи с чем установлен срок -6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
До настоящего времени решения суда от 13.12.2022 г. полностью не исполнено. Каких-либо достаточных и надлежащих доказательств принятия административным истцом конкретных мер, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, ни судебному приставу-исполнителю, ни суду не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и неотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В такой ситуации освобождение должника от исполнительского сбора означает допущение положения, при котором должник имеет возможность без всякого ущерба для себя уклоняться от возложенной судом обязанности, определяя срок для исполнения требований исполнительного документа по своему усмотрению.
Вместе с тем, учитывая принятые меры к частичному исполнению судебного решения, суд полагает возможным снизить размер исполнительского сбора, с учетом степени вины должника до 25000 руб..
При таком положении суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <...>-░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 04.10. 2023 ░. ░░ 25000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░ 2023 ░░░░.