дело № 12-134/2016
РЕШЕНИЕ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.
при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.,
рассмотрев 2 декабря 2016 года в с.Выльгорт в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» на постановление начальника Управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года,
установил:
Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 23 августа 2016 года № 217 ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено назначение в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
ООО «Северо-Западный лесной терминал» в нарушение п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах оставило собранную в штабеля древесину на погрузочных площадках, несобранную в штабеля древесину на лесосеке в условиях особого противопожарного режима без отделения ее противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 м.
Не согласившись с данным постановлением ООО «Северо-Западный лесной терминал» обратилось в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить и прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы указано, что обжалуемое постановление вынесено с нарушением процессуальных норм, должностными лицами Государственного учреждения «Сыктывдинское лесничество» не соблюден установленный порядок проведения проверки. Кроме того, в жалобе лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ссылается на отсутствие события административного правонарушения, причинно-следственной связи между его действиями и возникшим правонарушением.
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кирушев Н.В. на требованиях жалобы настаивал, просил отменить постановление, приведя доводы, изложенные в жалобе, и прекратить производство по делу.
Должностное лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении – начальник Управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Шевелева С.В., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, влекущее наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В силу части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации под заготовкой древесины понимается предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (часть 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Лица, виновные в нарушении требований Правил пожарной безопасности в лесах несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с договором аренды лесного участка от 22.04.2008 № 25, заключенному между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «Сыктывдинский ЛПК», арендатору передан в аренду лесной участок, площадью 81408,0 га, в том числе расположенный на территории ГУ «Сыктывдинское лесничество» Шыладорское участковое лесничество в кварталах 116-118, 154-155, 184-192, 207-210, 234- 242, 285-292, 332-339, 383-390, 404-405, 433-453, 485-501, 512-517, 528-535, 544-617, площадью 41523,0 га, Пажгинское участковое лесничество в кварталах 1-10, 17-26, 33-54, 65-88, 101-115, 129-145, 157-166, 178-187, 200-211, 222-233, 116-126, 146-150, 188-189, 234-237, 244-251, 254-261.
Вид использования лесов - заготовка древесины.
Договором от 01.06.2016 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22.04.2008 № 25 ООО «Сыктывдинский ЛПК» передало свои права и обязанности новому арендатору - ООО «Северо-Западный лесной терминал».
В соответствии с пунктом 4.4.1 Договора аренды арендатор обязан использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и нормативно-правовыми актами, договором аренды лесного участка.
В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального лесного хозяйства №337 от 01.08.2011, требования, устанавливаемые правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, являются обязательными для выполнения при заготовке древесины.
В силу п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 м.
Согласно п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах определено, что складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при плошай места складирования 8 гектаров и более - 30 метров: от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Мест складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
В соответствии с пунктом 63 Правил заготовки древесины после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения настоящих Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений (далее осмотр мест рубок). Осмотр мест рубок лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми № 197 от 18.04.2016 «О начале в 2016 году пожароопасного сезона на территории Республики Коми» на территории Республики Коми с 29.04.2016 установлено начало пожароопасного сезона.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми №213 от 25.04.2016 «Об особом противопожарном на территории Республики Коми» на территории МО MP «Сыктывдинский» с 30.04.2016 введен особый противопожарный режим.
На основании утвержденного руководителем ГУ «Сыктывдинское лесничество» плана проведения осмотров, обследований лесных участков на территории ГУ «Сыктывдинское лесничество» от 30.06.2016 № 51 и в соответствии с плановым заданием от 14.07.2016 лесничим-руководителем Пажгинского участкового лесничества проведен плановый осмотр, обследование лесных участков в Пажгинском участковом лесничестве.
В ходе проведения планового осмотра лесного фонда на территории Пажгинского участкового лесничества ГУ «Сыктывдинское лесничество» было выявлено оставление собранной в штабеля древесины на погрузочных площадках в квартале 108 выделе 17, квартале 135 выделах 5, 23, квартале 137 выделе 11, квартале 142 выделе 12, 16, а также оставление не собранной в штабеля древесины на лесосеке в квартале 111, не отделенной противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
14.07.2016 по факту выявленных правонарушений был составлен акт осмотра № 2 обследования лесного участка, а также отчет о выполнении планового задания, на основании которых был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях № 20-2016/22 от 09.08.2016.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В рассматриваемом случае представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, оспаривая акт, которым лицо привлечено к административной ответственности, не предоставил суду доказательств, свидетельствующих о соблюдении им Правил пожарной безопасности при осуществлении деятельности в лесах.
По убеждение суда, факт совершения ООО «Северо-Западный лесной терминал» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с достоверностью подтверждается имеющимися в деле доказательствами: актом осмотра лесного участка от 14.07.2016, договором аренды лесного участка №25 от 22.04.2008, договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка №25 от 22.04.2008, лесной декларацией от 9.02.2016, технологическими картами на проведение рубок лесных насаждений.
Таким образом, обоснованность привлечения ООО «Северо-Западный лесной терминал» к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях сомнений у суда не вызывает.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неправильном определении субъектного состава правонарушения и невозможности соблюдения ООО «Северо-Западный лесной терминал» п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах по следующим основаниям.
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является лицо, на которое возложена обязанность по надлежащему использованию и содержанию лесного участка.
Привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе, определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания договора (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае, если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия.
Обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах возлагается на лиц, использующих леса.
Лицом, использующим лесной участок, указанный в договоре аренды по смыслу положений статей 24 - 26, 45 Лесного кодекса РФ является арендатор лесного участка - ООО «Северо-Западный лесной терминал», следовательно, ООО «Северо-Западный лесной терминал» является субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Событие вменяемого ООО «Северо-Западный лесной терминал» административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении. Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения обществом установленных правил и норм лесного законодательства, в материалы дела не представлено.
Доводы о неверной административным органом квалификации действий юридического лица, суд находит основанными на неправильном толковании норм подлежащего применению закона.
Административным органом правильно квалифицированы действия юридического лица и сделан обоснованный вывод о необходимости привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за выявленные нарушения Правил пожарной безопасности, допущенные ООО «Северо-Западный лесной терминал» при использовании лесов, и обнаруженные в условиях особого противопожарного режима.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного ООО «Северо-Западный лесной терминал» наказания.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, назначенное ООО «Северо-Западный лесной терминал» административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного постановление начальника Управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года, вынесенное в отношении ООО «Северо-Западный лесной терминал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит изменению путем снижения назначенного наказания.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 23 августа 2016 года № 217 о признании ООО «Северо-Западный лесной терминал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 с. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить путем снижения назначенного ООО «Северо-Западный лесной терминал» административного наказания в виде административного штрафа с 300 000 рублей до 150 000 рублей.
В остальной части постановление начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 23 августа 2016 года № 217 оставить без изменения, жалобу ООО «Северо-Западный лесной терминал» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.И. Сухопаров