Дело № 2-1907/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2016 года г. Сергиев Посад, М.О.
Сергиево - Посадский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Л.В. Сергеевой,
при секретаре судебного заседания Нефёдовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алексеенко ЛМ к ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Алексеенко ЛМ обратились в суд с иском к ФГУ «<данные изъяты> Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Истец Алексеенко Л.М. в судебное заседание явились, исковые требования поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ей была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес> В указанной квартире зарегистрирована она, ее муж Алексеенко Б.М., дочь Алексеенко И.Б. Решив воспользоваться правом на приватизацию жилого помещения, она обратилась в ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны РФ с заявлением о приватизации квартиры, в чем ей было отказано. Отказ мотивирован отсутствием у ФГКУ «<данные изъяты> права на передачу квартиры в собственность гражданам.
Полагает, что поскольку жилое помещение предоставлено на условиях договора социального найма, ранее она участия в приватизации не принимала, лица, зарегистрированные в квартире от участия в приватизации отказались, возражений против приватизации квартиры на ее имя не имеют, она вправе приобрести занимаемую квартиру в собственность. Просила суд признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации.
Представитель ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, не просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание не предоставили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Третье лицо Алексеенко Б.М. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал, пояснил, что он отказывается от своего права на участие в приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Против признания за Алексеенко Л.М. право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации не возражает. Просит суд исковые требования Алексеенко Л.М. удовлетворить.
Третье лицо Алексеенко И.Б. в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Исковые требования Алексеенко Л.М. третье лицо поддерживает. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося третьего лица.
Суду представлены нотариально удостоверенные согласия третьих лиц Алексеенко И.Ю., Алексеенко Б.М. на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на имя Алексеенко Л.М., третьи лица от права на приватизацию квартиры отказались, правовые последствия отказа от приватизации третьим лицам понятны.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004г. № 1082 Министерство обороны РФ уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п. 71 Положения).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, определенные функции, в том числе:
закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. «ж»);
выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и сделок с ним (п. «к»).
Таким образом, закрепление недвижимого имущества, приобретенного Министерством обороны РФ и являющегося в силу закона федеральной собственностью, за подведомственными организациями осуществляется Министерством обороны РФ.
В соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 18.11.2010г. № 1550, обязанность по организации закрепления приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления за подведомственными Министерству обороны РФ организациями возложена на Департамент имущественных отношений МО РФ (п. 2.2 названной Инструкции). Указанную работу Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации может осуществлять через подчиненные территориальные управления.
В соответствии с Положением о департаменте жилищного обеспечения Минобороны РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 23.12.2010 года, вопрос приватизации жилых помещений находится в компетенции Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
В соответствии со ст. 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Судом установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Алексеенко Б.М., с учетом членов семьи жены Алексеенко Л.М., дочери Алексеенко И.Б. была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес> ( л.д.10). В указанной квартире зарегистрированы Алексеенко Б.М., Алексеевнко Л.М., Алексеенко И.Б. ( л.д.11).
Учитывая, что в соответствии с действовавшим до 2005 г. Жилищным кодексом РСФСР основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер, то граждане считаются занимающими жилые помещения на условиях социального найма.
Распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 г. N 1330-р Сергиев Посад 15 исключен из перечня закрытых военных городков.
Из ответа ФГКУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> не закреплена за учреждением на праве оперативного управления, в связи с чем учреждение не наделено полномочиями по заключению договоров передачи помещений в собственность граждан в порядке приватизации. (л.д.9)
В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Представленные в суд справки подтверждают, что Алексеенко Л.М. не участвовала в приватизации государственного или муниципального жилищного фонда. ( л.д.13). Право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕРРЮЛ.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями), исходя из смысла преамбулы, ст.ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. Пункт 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ предусматривает, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что истец занимает квартиру по договору социального найма, ранее участия в приватизации не принимал, каких-либо доказательств в обоснование возражений ответчиков относительно исковых требований в судебное заседание не поступило, что является в соответствии со ст.12,56 ГПК РФ основанием для рассмотрения дела по имеющимся в доказательствам.
Таким образом, каких-либо препятствий к осуществлению истцом прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе права на бесплатную передачу в собственность предоставленного жилого помещения, не имеется, в связи с чем исковые требования о признании права собственности на квартиру по адресу: <адрес> основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 1-8 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Алексеенко ЛМ к ФГКУ <данные изъяты>» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Алексеенко ЛМ право собственности на квартиру по адресу: <адрес> порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Л.В. Сергеева
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2016 года
Судья Л.В. Сергеева