Дело №2-467/2021,

УИД 76RS0014-01-2020-003526-38

Изготовлено 30.04.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 31 марта 2021 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Соболевского М.Г.,

при секретаре Гасишвили Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вундера Сергея Сергеевича, Петрова Александра Валерьевича, Всеволодова Николая Владимировича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области о взыскании надбавки к должностному окладу,

установил:

Вундер С.С., Петров А.В., Всеволодов Н.В. обратились в Кировский районный суд г.Ярославля с исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, с учетом уточнения исковых требований просили:

- взыскать с Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области (далее также – УМВД России по Ярославской области) в пользу Вундера С.С., Петрова А.В., Всеволодова Н.В. надбавку к должностному окладу за риск за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время и связанную с выполнением взрывотехнических работ, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов) – в размере 40% от должностного оклада, начиная с декабря 2020 года;

- взыскать с УМВД России по Ярославской области) в пользу Вундера С.С. единовременно задолженность по надбавке за риск при выполнении взрывотехнических работ за период с августа по декабрь 2020 года включительно в размере 41 961 рубль 96 копеек; в пользу Петрова А.В. единовременно задолженность по надбавке за риск при выполнении взрывотехнических работ за период с августа по декабрь 2020 года включительно в размере 41 961 рубль 96 копеек; в пользу Всеволодова Н.В. единовременно задолженность по надбавке за риск при выполнении взрывотехнических работ за период с августа по декбарь 2020 года включительно в размере 34 233 рубля 31 копейка.

В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства. Истцы проходят службу в УМВД России по Ярославской области в подразделении ЭКЦ (Экспертно-криминалистический центр): Вундер С.С. – в должности заместителя начальника отдела специальных видов экспертиз и исследований ЭКЦ УМВД России по Ярославской области – начальника отделения экспертиз материалов, веществ и изделий; Петров А.В. – в должности заместителя начальника организационно-методического отдела ЭКЦ УМВД России по Ярославской области; Всеволодов Н.В. – в должности эксперта отделения взрыво-пожаротехнических экспертиз и исследований отдела специальных видов экспертиз и исследований ЭКЦ УМВД России по Ярославской области.

Истцы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2011 №1122 «О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время», а также на основании Приказа МВД России от 21.05.2018 №314 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении перечня должностей сотрудников органов внутренних дел российской федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время» до 01.08.2020 года получали надбавку к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, а именно: за службу, связанную с выполнением взрывотехнических работ, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов) в размере 40% от должностного оклада, установленную подпунктом 1.1 Приложения № 1 к Приказу МВД России от 21.05.2018 № 314.

С 01.08.2020 года указанная надбавка истцам не выплачивается. По мнению истцов, решение об отмене надбавки является незаконным.

В соответствии с подпунктом «б» п.3 Правил выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации надбавки с должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2011 №1122, в зависимости от условий выполнения задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, надбавка устанавливается и выплачивается сотрудникам в следующих размерах: до 50 процентов должностного оклада: за службу, связанную с выполнением взрывотехнических работ, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов);

В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ Министерством внутренних дел Российской Федерации 21.05.2018 издан приказ №314, которым определены размеры надбавки к должностному окладу, а также утвержден перечень должностей сотрудников органов внутренних дел РФ, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

Согласно подпункту «а» п.1.1 Приложения №1 к Приказу МВД России от 21.05.2018 № 314 надбавка к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, определяется в процентах от должностного оклада в следующих размерах: за службу, связанную с выполнением взрывотехнических работ, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов) составляет 40%.

Согласно ч.1 Приложения №2 к Приказу МВД России от 21.05.2018 №314 надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, устанавливается сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, замещающим в соответствии с утвержденным штатными расписаниями должности: штатные должности в экспертных (экспертно-криминалистических) подразделениях, по которым должностным регламентом (должностной инструкцией) предусмотрено выполнение исследований трупного материала, исследований с применением рентгеновских, высокочастотных и ионизирующих излучений, токсических, ядовитых, наркотических, сильнодействующих, агрессивных веществ (в том числе, заместитель начальника отдела; эксперт).

Согласно п.п.33.7 части III «Обязанности» должностной инструкции Вундера С.С., утвержденной начальником ЭКЦ УМВД России по Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ, в обязанности Вундера С.С. на службе входит "осуществлять взрывотехнические работы, работы, связанные с обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), с применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), самодельных взрывных устройств (СВУ), а также согласно п.п. 33.8 указанной должностной инструкции в обязанности Вундера С.С. входит: в рамках своей компетенции осуществлять производство наиболее сложных (повторных) экспертиз и исследований, в т.ч. с применением рентгеновских, высокочастотных и ионизирующих излучений, токсических, ядовитых, наркотических, сильнодействующих и агрессивных веществ, взрывотехнических (взрывчатых веществ, взрывных устройств и взрывоопасных объектов), используя в полном объеме существующие научные методики и технико-криминалистические средства, на основании постановлений о назначении экспертиз и отношений о проведении исследований. В соответствии с п.п. 33.9 указанной должностной инструкции в обязанности Вундера С.С. входит: в случаях, не терпящих отлагательств, осуществлять эпизодически сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни производство исследований наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ в качестве специалиста.

Согласно с п.п.21.3 части III «Обязанности» должностной инструкции Петрова А.С., утвержденной начальником ЭКЦ УМВД России по Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ, в обязанности Петрова А.С. входит: в рамках своей компетенции осуществлять производство экспертиз и исследований, в т.ч. взрывотехнических (взрывчатых веществ, взрывных устройств и взрывоопасных объектов) с применением рентгеновских, высокочастотных и ионизирующих излучений, используя в полном объеме существующие научные методики и технико-криминалистические средства, на основании постановлений о назначении экспертиз и отношений о проведении исследований. В соответствии с п.п. 21.2 указанной должностной инструкции в обязанности Петрова А.С. входит: осуществлять работы по диагностике, расснаряжению, обнаружению, эвакуации, идентификации, изъятию, уничтожению взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов) и самодельных взрывных устройств (СВУ), с применением взрывчатых материалов и средств взрывания. В соответствии с п.п. 21.1 вышеуказанной должностной инструкции по заданию руководства Центра и отдела Петров А.С. обязан выезжать на осмотры мест происшествий в качестве эксперта-взрывотехника в соответствии с графиком дежурств, где в полном объеме выполнять функции специалиста ЭКЦ на основе существующих криминалистических методик.

Согласно с п.п. 13.1, 13.2, 13.3 части III «Обязанности» должностной инструкции Всеволодова Н.В., утвержденной начальником ЭКЦ УМВД России по Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ, в обязанности Всеволодова Н.В. входит: участвовать в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях в качестве специалиста ЭКЦ УМВД; выезжать в качестве специалиста на осмотры мест происшествий, где в полном объеме применять существующие ЭКСМ; в рамках своей компетенции осуществлять производство экспертиз и исследований, в т.ч. многообъективных с применением рентгеновских, высокочастотных и ионизирующих излучений, токсических, ядовитых, наркотических, сильнодействующих, агрессивных веществ, используя в полном объеме существующие научные методики и технико-криминалистические средства, на основании постановлений о назначении экспертиз и отношений о проведении исследований; Согласно п.п. 13.4 указанной инструкции, Всеволодов Н.В. обязан в случаях, не терпящих отлагательств, осуществлять производство исследований наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, в качестве специалиста. Согласно п.п. 13.5 Указанной инструкции, Всеволодов Н.В. обязан "осуществлять взрывотехнические работы, работы, связанные с обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), с применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), самодельных взрывных устройств (СВУ).

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МВД России.

Истец Вундер С.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Из пояснений истца, данных с ходе судебного заседания, следует, что обычно выезд на место происшествия осуществляется следственно-оперативной группой. На месте происшествия сотрудник инженерно-технического отдела Росгвардии проводит обнаружение выявленного объекта. До этого могут быть задействованы кинологи с собакой для поиска взрывчатых веществ. После составления соответствующего акта по результатам обследования объекта сотрудником Росгвардии следственно-оперативная группа приступает к осмотру места происшествия. При этом используются специальные познания, вместе с процессуальным лицом эксперт описывает обнаруженный объект, затем осуществляется упаковка объекта в соответствии с правилами транспортировки. После этого изъятый объект доставляется в ЭКЦ, сделать это может как само процессуальное лицо, так и эксперт по его поручению.

Из объяснений Вундера С.С., данных в ходе рассмотрения дела, также следует, что он, Петров А.В., Всеволодов Н.В. участвуют в осмотрах мест происшествий по факту взрывов и иных действиях, связанных с обнаружением и изъятием взрывных устройств. Сотрудники ЭКЦ участвуют в совершении следственных действий, содействуют изъятию взрывоопасных объектов: фиксируют их, упаковывают, осуществляют транспортировку. Кроме того, проводят экспертизы, касающиеся взрывоопасных объектов, в том числе и на пригодность объектов к взрыву, это делается на специальном полигоне. Сотрудникам ЭКЦ, если это необходимо, выписываются средства взрывания. По результатам этого исследования составляется экспертное заключение. В соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, к работе с взрывоопасными объектами допускаются только сотрудники ЭКЦ со специальным допуском. В соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении инструкции о порядке обеспечения безопасности при работе с взрывоопасными объектами» изъятием и транспортировкой взрывоопасных объектов могут заниматься только сотрудники экспертных подразделений, имеющие специальный допуск. В ходе осмотра мест происшествий истцы всегда занимались изъятием и транспортировкой взрывоопасных объектов, осуществляли именно изъятие взрывоопасных объектов. Теперь, после внесения изменений в должностные инструкции истцы этим заниматься не могут. Процессуальные лица тоже не могут этим заниматься, у них нет допуска (л.д. 72-74).

Истцы Петров А.В., Всеволодов Н.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, доверили представление своих интересов в суде Димитровой О.М.

Представитель истцов на основании доверенности Димитрова О.М. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель УМВД России по Ярославской области, МВД России на основании доверенностей Мешкова М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения на исковое заявление. Из объяснений Мешковой М.В., данных в ходе рассмотрения дела, следует, что функции по проведению взрывотехнических работ для данного ЭКЦ УМВД России по Ярославской области несвойственны. Ранее истцы получали три надбавки: за взрывотехнические работы, которая и была прекращена с 01.08.2020, за осуществление взрывотехнических экспертиз и так называемую надбавку «за яды». Надбавка за взрывотехнические работы изначально была назначена истцам ошибочно. Такие функции экспертно-криминалистическими учреждениями не осуществляются. Непосредственно экспертами ЭКЦ взрывотехнические работы не выполнялись и не выполняются. Они только оказывают содействие при проведении следственных действий. На места происшествий, связанных с взрывоопасными объектами, всегда выезжают сотрудники Росгвардии, которые как раз осуществляют действия, за которые предполагается выплата надбавок подпунктом «а» п.1.1 приложения №1 к приказу МВД России от 21.05.2018 №314. Это совсем другой уровень риска, поэтому и размер надбавки 40%. В органах МВД нет подразделений, которые занимались бы взрывотехническими работами, и которым бы полагалась данная надбавка. Надбавка была назначена ошибочно, эта ошибка была выявлена в результате контрольной деятельности МВД России. Ни до изменения должностных инструкций, ни после эти работы истцами не выполнялись, поскольку это не входит в их функционал. Должности эксперта-взрывотехника вообще нет. Это только экспертная специализация. Непосредственно рискам, связанным с осуществлением взрывотехнических работ, истцы не подвержены. Такие работы не входят в их компетенцию. Взрывоопасные объекты изымают процессуально уполномоченные должностные лица. Эксперт должен заниматься всем тем, что предусмотрено должностной инструкцией и распоряжением своего руководителя. Эксперты-взрывотехники имеют возможность после того, как будет проверено, что объекты условно безопасны, работать с взрывоопасными объектами. Эксперт только оказывает содействие в осмотре места происшествия. Уничтожением взрывоопасных объектов истцы занимаются в рамках проведения экспертных исследований. Надбавка за взрывотехнические работы предназначена только для специальных подразделений, которых в структуре УМВД нет. Такие подразделения есть, например, в Росгвардии, Минобороны России (л.д. 73-74).

Суд с учетом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями частей 2, 3 ст.2 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Согласно п.7 ч.6 ст.2 указанного Федерального закона к дополнительным выплатам относится надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время.

Частью 14 ст.2 указанного Федерального закона установлено, что надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры указанной надбавки в зависимости от условий выполнения задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Постановлением Правительством Российской Федерации от 24.12.2011 №1122 утверждены Правила выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время (далее также – Правила), в соответствии с п.2 которых надбавка выплачивается сотрудникам в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, для обеспечения этих сотрудников денежным довольствием.

Подпунктом «б» п.3 Правил установлено, что в зависимости от условий выполнения задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, надбавка устанавливается и выплачивается сотрудникам в размере до 50 процентов должностного оклада:

за службу, связанную с выполнением взрывотехнических работ, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов);

за службу, связанную с производством взрывотехнических или баллистических экспертиз, непосредственным выполнением указанных экспертиз или исследований, связанных с диагностикой, расснаряжением, уничтожением всех видов боеприпасов и самодельных взрывных устройств;

за службу, связанную со снайперским оружием, с использованием специального альпинистского снаряжения, специальных спусковых устройств и приспособлений;

за выполнение прыжков с парашютом - в зависимости от количества прыжков, условий и характера их совершения;

за службу на объектах хранения (уничтожения) химического оружия;

за выполнение летными экипажами работ по тушению природных и техногенных пожаров;

за работу с лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе.

В соответствии с п.5 Правил размер надбавки к должностному окладу определяется по каждому из оснований в пределах, установленных пунктами 3 и 4 данных Правил, согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании данных Правил.

На основании данных Правил МВД РФ издан приказ от 21.05.2018 №314 "О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время".

В соответствии с подпунктом «а» п.1.1 Приложения №1 к приказу МВД РФ от 21.05.2018 №314 надбавка к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, - за службу, связанную с выполнением взрывотехнических работ, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), составляет 40% должностного оклада.

Подпунктом «б» п.1.1 Приложения №1 к приказу МВД РФ от 21.05.2018 №314 установлено, что надбавка к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, - за службу, связанную с производством взрывотехнических или баллистических экспертиз, непосредственным выполнением указанных экспертиз или исследований, связанных с диагностикой, расснаряжением, уничтожением всех видов боеприпасов и самодельных взрывных устройств, составляет 20% должностного оклада.

Из материалов дела следует, и судом установлено, что истец Вундер С.С. проходит службу – в должности заместителя начальника отдела специальных видов экспертиз и исследований ЭКЦ УМВД России по Ярославской области – начальника отделения экспертиз материалов, веществ и изделий; Петров А.В. – в должности заместителя начальника организационно-методического отдела ЭКЦ УМВД России по Ярославской области; Всеволодов Н.В. – в должности эксперта отделения взрыво-пожаротехнических экспертиз и исследований отдела специальных видов экспертиз и исследований ЭКЦ УМВД России по Ярославской области.

Должностная инструкция заместителя начальника отдела специальных видов экспертиз и исследований ЭКЦ УМВД России по Ярославской области Вундера С.С., утвержденная начальником ЭКЦ УМВД России по Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает, в том числе, обязанность по заданиям руководства ЭКЦ УМВД России по Ярославской области осуществлять взрывотехнические работы, работы, связанные с обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), с применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), самодельных взрывных устройств (СВУ) (подпункт 33.7), а также обязанность по заданиям руководства ЭКЦ УМВД России по Ярославской области в рамках своей компетенции осуществлять производство наиболее сложных (повторных) экспертиз и исследований, в т.ч. с применением рентгеновских, высокочастотных и ионизирующих излучений, токсических, ядовитых, наркотических, сильнодействующих и агрессивных веществ, взрывотехнических (взрывчатых веществ, взрывных устройств и взрывоопасных объектов), используя в полном объеме существующие научные методики и технико-криминалистические средства, на основании постановлений о назначении экспертиз и отношений о проведении исследований (подпункт 33.8) (л.д. 21-26).

Должностная инструкция заместителя начальника организационно-методического отдела ЭКЦ УМВД России по Ярославской области Петрова А.В., утвержденная начальником ЭКЦ УМВД России по Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ, предусматривала, в том числе, обязанность по заданиям Центра и отдела осуществлять работы по диагностике, расснаряжению, обнаружению, эвакуации, идентификации, изъятию, уничтожению взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов) и самодельных взрывных устройств (СВУ), с применением взрывчатых материалов и средств взрывания (подпункт 21.2), а также обязанность в рамках своей компетенции осуществлять производство экспертиз и исследований, в т.ч. взрывотехнических (взрывчатых веществ, взрывных устройств и взрывоопасных объектов) с применением рентгеновских, высокочастотных и ионизирующих излучений, используя в полном объеме существующие научные методики и технико-криминалистические средства, на основании постановлений о назначении экспертиз и отношений о проведении исследований (подпункт 21.3) (л.д. 16-20).

В должностную инструкцию Петрова А.В. ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения: подпункт 21.2 исключен, подпункт 21.3 изложен в следующей редакции: «в рамках своей компетенции осуществлять производство экспертиз и исследований, в т.ч. с применением рентгеновских, высокочастотных и ионизирующих излучений, токсических, ядовитых, наркотических, сильнодействующих, агрессивных веществ, взрывотехнических экспертиз, связанных с диагностикой, расснаряжением, уничтожением всех видов боеприпасов и самодельных взрывных устройств, используя в полном объеме существующие научные методики и технико-криминалистические средства, на основании постановлений о назначении экспертиз и отношений о проведении исследований» (л.д. 50).

Должностная инструкция эксперта отделения взрыво-пожаротехнических экспертиз и исследований отдела специальных видов экспертиз и исследований ЭКЦ УМВД России по Ярославской области Всеволодова Н.В., утвержденная начальником ЭКЦ УМВД России по Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ, предусматривала обязанность по заданиям руководства отдела и ЭКЦ УМВД России по Ярославской области осуществлять взрывотехнические работы, работы, связанные с обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), с применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), самодельных взрывных устройств (СВУ) (подпункт 13.5) (л.д. 27-30).

В должностную инструкцию Всеволодова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения: подпункт 13.5 исключен (л.д. 51).

До 01.08.2020 года истцам выплачивалась предусмотренная подпунктом «а» п.1.1 Приложения №1 к приказу МВД РФ от 21.05.2018 №314 надбавка к должностному окладу за службу, связанную с выполнением взрывотехнических работ, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), составляет 40% должностного оклада.

Выплата истцам указанной надбавки прекращена с 01.08.2020 на основании приказа Врио начальника УМВД России по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 55).

Приказом МВД России от 11.01.2009 №7 утверждено Наставлением по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также – Наставление), определяющее содержание, порядок организации и обеспечения экспертно-криминалистической деятельности в подразделениях центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, а также в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном (за исключением оперативных бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации), региональном и районном уровнях определены.

В соответствии с п.3 Наставления экспертно-криминалистическая деятельность заключается в осуществлении федеральным государственным казенным учреждением «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации», экспертно-криминалистическими центрами, отделами (отделениями, группами) органов внутренних дел государственной судебно-экспертной деятельности, а также в применении технических средств и специальных знаний по заданиям уполномоченных законодательством Российской Федерации государственных органов и должностных лиц, в том числе судов, руководителей следственных органов, следователей, органов дознания и дознавателей.

В силу положений п.4 Наставления к основным функциям экспертно-криминалистических подразделений относятся: государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний в уголовном судопроизводстве; государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний при производстве по делам об административных правонарушениях; применение технических средств и специальных знаний в оперативно-розыскной деятельности; участие в осуществлении государственной геномной регистрации; участие в осуществлении государственной дактилоскопической регистрации; проведение экспертных исследований в целях обеспечения доказательств; участие в деятельности по предупреждению преступлений; оказание содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума при осуществлении их полномочий в ходе реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав.

При этом, в соответствии с п.5 Наставления экспертно-криминалистическая деятельность в уголовном судопроизводстве осуществляется при наличии оснований, установленных УПК РФ, и предусматривает производство судебных экспертиз и участие в осмотрах мест происшествий и других процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

В соответствии с п. 63 Наставления сотрудник ЭКП, участвуя в качестве специалиста в проведении ОМП или иного процессуального действия, применяет доступные ему экспертно-криминалистические средства и методы (далее также – ЭКСМ) исходя из конкретных задач, поставленных перед ним дознавателем, следователем или судом, и в соответствии с экспертными методиками, которыми он владеет.

В силу положений п.64 Наставления основными формами участия сотрудников ЭКП в качестве специалистов в производстве процессуальных действий являются: содействие в обнаружении, закреплении и изъятии следов, веществ и предметов; фиксация хода и результатов процессуального действия с помощью фото- и видеоаппаратуры, а также применение других технических средств; оказание помощи в получении образцов для сравнительного исследования, если их получение не является частью судебной экспертизы; дача разъяснений по вопросам, входящим в профессиональную компетенцию специалиста.

Для своевременного привлечения сотрудников ЭКП к участию в осмотрах мест происшествий организуется их дежурство в составе следственно-оперативных групп при дежурных частях органов внутренних дел (их структурных подразделений) (далее - СОГ) (п.65 Наставления).

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Инструкция о порядке обеспечения безопасности при работе со взрывоопасными объектами в органах внутренних дел Российской Федерации, регулирующая вопросы, касающиеся работы с объектами (предметами) экспертного исследования, способными к взрыву при определенных условиях (взрывоопасными объектами), в экспертно-криминалистических подразделениях при участии в технико-криминалистическом сопровождении раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом взрывчатых веществ и изделий, их содержащих.

Общие положения названной Инструкции раскрывают, что в рамках данного нормативного правового акта понимается под производством работ со взрывоопасными объектами, а также определяют категорию сотрудников экспертных подразделений, именуемых экспертами-взрывотехниками.

Положения указанной Инструкции, регламентируя работу экспертов-взрывотехников со взрывоопасными объектами в пределах их компетенции, исключая какие-либо действия со стороны эксперта-взрывотехника до обезвреживания взрывоопасного объекта специалистом взрывотехнического подразделения и его доставки в экспертное подразделение, не предусматривают совершения экспертами-взрывотехниками взрывотехнических работ, обнаружения, идентификации, изъятия, обезвреживания, уничтожения взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), применения взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов.

Так, в соответствии с п.3 вышеназванной Инструкции сотрудники экспертного подразделения не привлекаются к работам по поиску взрывоопасных объектов, к приведению взрывоопасного объекта в состояние, допускающее его условно-безопасную транспортировку, хранение и исследование, исключающие возможность его непреднамеренного взрыва, в том числе удаление, блокирование или перевод в безопасное положение его средства инициирования, а также к флегматизации (снижению чувствительности к внешним воздействиям) высокочувствительного к внешним воздействиям взрывчатого вещества.

В силу положений п.4 вышеназванной Инструкции к поиску, обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных объектов на месте обнаружения или в условиях полигона привлекаются в установленном порядке специалисты инженерно-технических подразделений, взрывотехники подразделений специального назначения территориальных органов МВД России.

В соответствии с пунктами 17-19 указанной Инструкции при участии в осуществлении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий эксперту-взрывотехнику запрещается предпринимать какие-либо действия со взрывоопасным объектом до его осмотра и обезвреживания специалистами-взрывотехниками и составления акта осмотра объекта на предмет обнаружения взрывного устройства (взрывчатого вещества). При производстве осмотра места взрыва эксперту-взрывотехнику необходимо уведомить руководителя следственно-оперативной группы или руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о возможности угрозы повторного взрыва (взрывов), а также о возможности присутствия на месте взрыва невзорвавшихся взрывоопасных    объектов    и    необходимости    привлечения специалистов-взрывотехников для осмотра места взрыва. Эксперт-взрывотехник при участии в осуществлении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по факту обнаружения взрывоопасного объекта с разрешения специалиста-взрывотехника производит только дистанционное фотографирование взрывоопасного объекта. Последующее исследование взрывоопасного объекта проводится по его остаткам после разрушения (уничтожения).

Совместная оперативно-служебная деятельность подразделений органов внутренних дел при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, одной из форм которой является работа следственно-оперативной группы (далее также – СОГ), регламентируется Инструкцией по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, из положений (п. 4, подпункты 6.1, 16.5, 17.1.1, 17.1.5, 17.4.1) которой следует, что задачей специалиста-криминалиста в составе СОГ на месте происшествия является оказание содействия руководителю СОГ (следователю или дознавателю), производящему процессуальное действие, в решении вопросов, требующих специальных познаний.

Суд приходит к выводу о том, что осуществляемая Вундером С.С., Петровым А.В., Всеволодовым Н.В. деятельность, связанная с производством взрывотехнических, баллистических экспертиз, непосредственным выполнением данных экспертиз и исследований, связанных с диагностикой, расснаряжением, уничтожением всех видов боеприпасов и самодельных взрывных устройств, а также связанная с их участием в осмотрах мест происшествий и других процессуальных действиях в связи с обнаружением боеприпасов и взрывных устройств, на которую истцы ссылались в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, при определении вида и размера надбавки к должностному окладу в соответствии с пунктом п.1.1 Приложения №1 к приказу МВД РФ от 21.05.2018 №314 охватывается подпунктом «б» и не является основанием для начисления и выплаты истцам надбавки к должностному окладу за службу, связанную с выполнением взрывотехнических работ, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), составляет 40% должностного оклада (подпункт «а»).

Факт выплаты истцам предусмотренной подпунктом «б» п.1.1 Приложения №1 к приказу МВД РФ от 21.05.2018 №314 надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за службу, связанную с производством взрывотехнических или баллистических экспертиз, непосредственным выполнением указанных экспертиз или исследований, связанных с диагностикой, расснаряжением, уничтожением всех видов боеприпасов и самодельных взрывных устройств, в размере 20% должностного оклада лицами, участвующими в деле, в ходе рассмотрения настоящего дела не оспаривался.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в письмах Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 56-67, 68-69), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-467/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петров Александр Валерьевич
Вундер Сергей Сергеевич
Всеволодов Николай Владимирович
Ответчики
УМВД по ЯО
Другие
МВД России
Мешкова Мария Владимировна
Димитрова Ольга Марковна
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Судья
Соболевский Михаил Германович
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
18.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2020Передача материалов судье
25.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2021Судебное заседание
13.01.2021Судебное заседание
25.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2021Дело оформлено
31.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее