Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2020 года город Тула
Привокзальный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Афониной С.В.,
при секретаре Выборновой О.Б.,
с участием административных истцов Курочкина В.В., Полсычевой Т.В., Курочкиной Е.С.,
представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Велчу А.С.,
заинтересованного лица Полсычева А.Е.,
представителя заинтересованного лица Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы по доверенности Зубченко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда города Тулы административное дело № 2а-609/20 по административному исковому заявлению Полсычевой Татьяны Викторовны, Полсычева Сергея Львовича, Курочкиной Екатерины Сергеевны, Курочкина Владимира Владимировича к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании недействительным распоряжения * от дата, исключении сведений из ЕГРН о местоположении границ земельного участка,
у с т а н о в и л :
Полсычева Т.В., Полсычев С.Л., Курочкина Е.С., Курочкин В.В. обратились в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании недействительным распоряжения * от дата, исключении сведений из ЕГРН о местоположении границ земельного участка, указав в обоснование заявленных требований, что Полсычева Т.В. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, совместно с Полсычевой Т.В. также проживают Полсычев С.Л., Курочкина Е.С. и Курочкин В.В.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области * от дата образован новый земельный участок площадью 989 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером * площадью 844 кв.м., находящегося в собственности Полсычева А.Е., и земель, находящихся в государственной собственности, площадью 145 кв.м., утверждена схема расположения вновь образованного земельного участка, о чем заявителям стало известно дата при рассмотрении в Привокзальном районном суде г.Тулы гражданского дела * о сносе самовольной постройки.
Информация о постановке на кадастровый учет вновь образованного спорного земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: <адрес>, размещена дата на Публичной кадастровой карте.
Считают распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее по тексту- МИЗО ТО) * от дата необоснованным и незаконным, нарушающим интересы заявителей и подлежим отмене по следующим основаниям.
Полагают, что при вынесении оспариваемого распоряжения была нарушена процедура перераспределения земельных участков, предусмотренная ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ЗК РФ), поскольку не было получено согласование с собственниками смежных земельных участков, а также согласование с иными заинтересованными органами; на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, расположены строения, находящиеся в собственности граждан; образование нового земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, площадью 438 кв.м., что исключает возможность распределения данного земельного участка путем проведения торгов.
Границы вновь образованного земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: <адрес>, нарушают требования градостроительного проектирования и противопожарного режима, предусмотренные Сводом правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденным Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, Сводом правил СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденным Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" устанавливающими, что тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров.
<адрес> в месте вновь образованного участка заканчивается тупиком и не имеет сквозного проезда, т.е. является тупиковым проездом, требуемая площадка для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров после формирования спорного участка отсутствует. Сам спорный участок частично расположен на дороге и территории, предназначенной для разворота пожарной техники.
Допущенные нарушения представляют собой угрозу жизни и здоровью населения, проживающего на данной территории, нарушают права неопределенного круга лиц, в том числе истцов на благоприятную окружающую среду, создают ограничения для использования общественной территории, а также нарушают сложившийся порядок ее использования.
Ввиду допущенных нарушений административные истцы не имеют возможности полноценно пользоваться своим домовладением, подъезд к их участку ограничен, в том числе для автомобилей специальных служб (пожарная машина, скорая помощь, спецтехника, обслуживающая территорию, грузовой транспорт и т.д.).
дата административные истцы обратились к ответчику с претензией с предложением урегулирования спора в добровольном порядке, но претензия оставлена без удовлетворения.
Просят суд признать распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области * от дата об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером *, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности незаконным; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административные истцы Полсычева Т.В., Курочкина Е.С., Курочкин В.В. требования поддержали по основаниям, указанным в административном иске.
Административный истец Полсычев С.Л. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Велчу А.С. в судебном заседании требования не признала, пояснив, что рассмотрение Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области заявления Полсычева А.Е. и Полсычевой Е.А. о перераспределении земельного участка было произведено в соответствии с требованиями главы V.4 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, к заявлению о перераспределении земельных участков была приложена схема расположения земельного участка, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков, подготовленная в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», содержащая изображение границ образуемого земельного участка, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения. Учитывая изложенное, министерством было рассмотрено заявление собственников о перераспределении земельного участка с кадастровым номером *, находящегося у них в общей собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленная собственниками, была согласована управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы.
Кроме того, из представленной заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером, следовало, что на территории, за счет которой планируется осуществление перераспределения земельного участка, отсутствуют объекты недвижимости (объекты капитального строительства, объекты вспомогательного назначения), в связи с чем министерством принято решение о перераспределении указанного выше земельного участка. При этом образовать участок площадью 438 кв.м., как указывают административные истцы, невозможно, т.к. образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, в то время как образование указанного самостоятельного земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, исключало бы возможность размещении на нем объектов капитального строительства в соответствии с требованиями СП 4.13330.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» и правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/839.
Перераспределение земельного участка с кадастровым номером * и изменение границ участка не приводит к нарушению сформировавшейся линии застройки в кадастровом квартале *; не приводит к сокращению территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ; при перераспределении данного земельного участка <адрес> не становится тупиковым проездом, т.к. на момент перераспределения там и так не имелось проезда (дороги, поворотной площадки), и этот участок не использовался для разворотов.
Доступ пожарной техники к земельному участку административных истцов возможен, т.к. имевшийся ранее проезд никак не затронут.
Ссылка административных истцов на п. 8.13. СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» является несостоятельной, поскольку Свод указанных правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
СП 42.13330.2011 Градостроительство Планировка и застройка городских и сельский поселений введены в действие с дата, распространяются на проектирование новых городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке, применению к установленным по делу фактическим обстоятельствам не подлежат по мотиву введения зданий по <адрес> в эксплуатацию более чем за 20 лет до введения в действие СП 42.13330.2011.
Таким образом, оспариваемое распоряжение * от дата об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером *, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, принято в установленном порядке, уполномоченным органом, в пределах имеющихся полномочий, при наличии законных оснований и в соответствии с положениями действующего законодательства.
Заинтересованное лицо Полсычев А.Е. в судебном заседании в удовлетворении требований административных истцов просил отказать, поддержав доводы представителя административного ответчика, дополнив, что вновь сформированный земельный участок фактически в установленных границах существует много десятков лет и был огорожен линией забора, что подтверждается топосъемкой, проведенной в 2008 году. Соответственно, на испрошенном им земельном участке дорога не существовала. Увеличение земельного участка путем перераспределения является способом узаконения фактического землепользования.
Представитель заинтересованного лица Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы по доверенности Зубченко С.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что оспариваемым распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области требования градостроительного проектирования не нарушены.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тульской области и заинтересованное лицо Полсычева Е.А. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ранее представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу требований ч.6 ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав мнение явившихся лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст.46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Полсычева Т.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером * и части жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 49-50, 158), совместно с Полсычевой Т.В. также проживают Полсычев С.Л., Курочкина Е.С. и Курочкин В.В. (л.д.155-162).
Полысечеву А.Е. и Полсычевой Е.А. на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *, площадью 844 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.52-54).
дата Полсычев А.Е. и Полсычева Е.А. обратились в Министерство имущественных и земельных отношений с заявлением о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, с земельным участком с кадастровым номером * (л.д.99), предоставив также схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и план границ образуемого земельного участка, составленные кадастровым инженером Е. (л.д. 102-103).
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области * от дата образован новый земельный участок площадью 989 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером * площадью 844 кв.м., находящегося в собственности Полсычева А.Е. и Полсычевой Е.А., и земель, находящихся в государственной собственности, площадью 145 кв.м., утверждена схема расположения вновь образованного земельного участка (л.д. 113-115).
Вновь образованный земельный участок площадью 989 кв.м. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый *, расположен по адресу: <адрес> (л.д. 78-79).
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административные истцы требование мотивировали тем, что распоряжение * от дата вынесено с нарушением требований градостроительного проектирования и противопожарного режима, при этом допущенные нарушения представляют собой угрозу жизни и здоровью населения, проживающего на данной территории, нарушают права неопределенного круга лиц, в том числе истцов на благоприятную окружающую среду, создают ограничения для использования общественной территории, а также нарушают сложившийся порядок ее использования.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ЗК РФ) установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с указом губернатора Тульской области от 23 сентября 2016 года N 120, Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 13 октября 2016 года N 452, полномочия по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом области, в том числе, по принятию решений, совершению действий, связанных с предоставлением, отказом в предоставлении земельных участков предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, наделено министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (п. 5 Положения), сведения о котором внесены в единый государственный реестр юридических лиц 09 января 2017 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земель установлен п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ и является исчерпывающим:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Таких оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, судом не установлено.
Так, из представленных материалов следует, что к заявлению Полсычевых А.Е. и Е.А. о перераспределении земельных участков была приложена схема расположения земельного участка, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков, содержащая изображение границ образуемого земельного участка, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
Кроме того, из представленной заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером, следовало, что на территории, за счет которой планируется осуществление перераспределения земельного участка, отсутствуют объекты недвижимости (объекты капитального строительства, объекты вспомогательного назначения) (л.д. 103), доказательств, в подтверждение доводов истцом о наличии каких-либо строений на испрошенном земельном участке, не представлено и в судебное заседание.
Проанализировав план границ образуемого земельного участка (л.д.103) и сведения с публичной кадастровой карты (л.д. 166-168), суд приходит к выводу, что перераспределение земельного участка с кадастровым номером * и изменение границ участка не приводит к нарушению сформировавшейся линии застройки в кадастровом квартале *; не приводит к сокращению территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, поскольку из представленной заинтересованным лицом Полсычевым А.Е. топосъемки земельного участка с кадастровым номером * за дата года, следует, что вновь сформированный земельный участок фактически в установленных границах существовал уже на дата год.
Никакими доказательствами о том, что ранее на испрошенном земельном участке существовала дорога, суд не располагает.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (п. 12 ст. 85 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 1963-О).
Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).
Как следует из ГрК РФ, красные линии отображаются в документации по планировке территории (пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ) и не наносятся на картографический материал генеральных планов муниципальных образований (ст. 23 ГрК РФ).
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленная собственниками Полсычевым А.Е. и Полсычевой А.Е., была согласована Управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы, из ответа которого следует, что образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, но в непосредственной близости от территории особого регулирования градостроительной деятельности, государственный лесной фонд (л.д.116-118).
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы подтвердил, что формирование нового земельного участка не приводит к сокращению территории общего пользования, не нарушает красную линию, а также не нарушает требований градостроительного проектирования, не затрагивает дорогу, существующую по <адрес>.
Суд соглашается также с доводами административного ответчика о том, что в месте испрошенного спорного земельного участка образовать участок площадью 438 кв.м., как указывают административные истцы, невозможно, т.к. образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, в то время как образование указанного самостоятельного земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, исключало бы возможность размещения на нем объектов капитального строительства в соответствии с требованиями Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/839.
Доводы истцов о том, что испрошенный земельный участок должен использоваться в качестве подъезда для пожарного транспорта, подлежит отклонению по причине несоответствия такой позиции п. п. 8.1., 8.3 Свода Правил 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объектам, планировочным и конструктивным решениям", утвержденным приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288, где допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям высотой менее 28 м., при этом суд учитывает, что на момент перераспределения земельного участка на испрошенном земельном участке не имелось проезда (дороги, поворотной площадки) и этот участок не использовался для разворотов, оспариваемым распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений существующая по <адрес> дорога не затронута.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (ст.70 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения объекта, недвижимости.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана.
Поскольку судом установлено, что оспариваемое распоряжение * от дата об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером *, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, принято в установленном порядке, уполномоченным органом, в пределах имеющихся полномочий, при наличии законных оснований и в соответствии с положениями действующего законодательства, при этом суд полагает, что оспариваемое распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области не нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи с чем суд считает, что заявленные требования о признании недействительным распоряжения * от дата, исключении сведений из ЕГРН о местоположении границ земельного участка удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ * ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░