Судья Николаева Л.В.
Судья-докладчик Губаревич И.И. по делу № 33-9081/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 октября 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Губаревич И.И.,
судей Сальниковой Н.А., Черемных Н.К.,
при секретаре Шистеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева Вячеслава Николаевича к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения,
по апелляционной жалобе истца Григорьева В.Н. на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 22 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований Григорьев В.Н. указал, что он родился Дата изъята в г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанской области, Казахской ССР, расположенном в зоне повышенного радиационного риска из-за приближенности к Семипалатинскому полигону, на котором происходили испытания ядерного оружия в течение 40 лет. В Усть-Каменогорске учился в школе, а затем с 1991 по 1994 годы учился в Восточно-Казахстанском совхоз-техникуме. С 1982 года по 1994 год проходил службу в рядах Вооруженных сил в п. Ахмирово, Таврического района, Восточно-Казахстанской области.
Согласно справке отдела занятости и социальных программ г. Усть-Каменогорска Номер изъят от 19 ноября 2014 года за 33 года проживания в непосредственной близости от Семипалатинского полигона в зоне повышенного радиационного риска от 7,0 до 35 БЭР он подвергся хроническому радиационному воздействию с эквивалентной дозой воздействия до 35 БЭР в период ядерных испытаний с 1949 по 1990 годы.
До настоящего времени в государственные органы за предоставлением льгот и мер социальной поддержки вследствие радиационного воздействия он не обращался, однако в связи со значительным ухудшением здоровья (данные изъяты), что, несомненно, явилось результатом радиационного воздействия, он обратился в управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Шелеховскому району о выдаче удостоверения как лицу, пострадавшему от воздействия радиации вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Письмом Номер изъят от 29 сентября 2014 года в выдаче данного удостоверения ему было отказано, по тем основаниям, что населенный пункт - г. Усть-Каменогорск не входит в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. С данным отказом в выдаче соответствующего удостоверения не согласен, считает его незаконным и несправедливым.
Григорьев В.Н. просил суд признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать ему в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 849 удостоверения единого образца, подтверждающее право на получение социальной поддержки, как гражданину, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 22 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Григорьев В.Н. просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда. В обоснование доводов к отмене указано на несоответствие выводов суда фактическим материалам дела. Заключение КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» в отношении состояния его здоровья, дано на основании теоретических выводов и размышлений, которые не являются достоверными.
Он не мог представить в суд доказательства, достоверно подтверждающие факт получения им суммарно (накопительной) дозы облучения свыше 5 сЗв БЭР, поскольку эти действия находились под грифом «Секретно» и испытатели не проводили замеры полученной радиации гражданам, подвергшимся облучению.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Манлаева К.С., действующая на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя ответчика, представителя третьего лица ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад судьи, истца Григорьева В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 года № 634 (далее - Правила) отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предусмотрен в распоряжении Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года № 356-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года № 156-р).
В указанном Перечне населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 3 Правил).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2010 года № 5 утверждены Методические указания «МУ 2.6.1.2574-2010 определения суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», согласно п. 1.2 которых, установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
В соответствии с п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 года № 634, функции определения суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи соответствующих заключений возложены на краевое государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» г. Барнаула.
Из содержания правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям, следует, что основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) и проживание в 1949 - 1963 г.г. в определенных населенных пунктах, что требует соответствующего документального подтверждения.
Как следует из материалов дела и установлено судом Григорьев В.Н. с 3 августа 1961 года по 24 апреля 1980 года проживал в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области, Казахской ССР, с мая 1982 года по 20 сентября 1994 года в п. Ахмирово Таврического района, Восточно-Казахстанской области.
Согласно справке Номер изъят от 19 ноября 1994 года, выданной ГУ «Отдел занятости и социальных программ г. Усть-Каменогорска» Республики Казахстан, место проживания – г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан в период ядерных испытаний с 1949 года по 1990 год относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население - с 3 августа 1961 года по 14 августа 1961 года от 7 до 35 бэр; с 1 сентября 1969 года по 25 мая 1977 года от 7 до 35 бэр; с 1 сентября 1077 года по 11 июля 1979 года от 7 до 35 бэр; с 21 декабря 1979 года по 24 апреля 1980 года, с 7 сентября 1982 года по 1 апреля 1984 года от 7 до 35 бэр.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства и оценив их в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания Григорьева В.Н. подвергшимся радиационному воздействию. При этом суд правильно исходил из того, что порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. Населенные пункты – г. Усть-Каменогорск, в котором проживал истец в период с 3 августа 1961 года по 24 апреля 1980 года, п. Ахмирово Таврического района, Восточно-Казахстанской области, в котором истец проживал с мая 1982 года по 20 сентября 1994 года, не включены в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года № 356-р.
Кроме того, в соответствии законом, для получения гражданам социальных гарантий, помимо проживания в районе, поименованном в вышеуказанном Перечне, необходимо также наличие заключения компетентного органа о получении суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
Из экспертного заключения КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» следует, что Григорьев В.Н., Дата изъята , проживая с 3 августа 1961 года по 24 апреля 1980 года в г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области бывшей Казахской ССР, мог получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв. - 0.60 сЗв., в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области бывшей Казахской ССР, в период проживания там истца, которые могли бы сформировать эффективную дозу, для населения данной возрастной группы, более 5 сЗв., при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Расчет возможно полученной Григорьевым В.Н. суммарной (накопленной) эффективной дозы за период проживания с мая 1982 года по 20 сентября 1994 года в п. Ахмирово Таврического района, Восточно-Казахстанской области бывшей Казахской ССР - не проводился, поскольку любое неограниченное по времени проживание человека в данном населенном пункте при условии его круглосуточного пребывания на открытом воздухе и потребления только загрязненных продуктов питания местного происхождения приведет к ЭД облучения менее 0,5 сЗв.
Справка, выданная ГУ «Отдел занятости и социальных программ г. Усть-Каменогорска» Республики Казахстан, 19 ноября 1994 года за Номер изъят, не имеет правового значения, поскольку документ, выданный государственной организацией Республики Казахстан, не отвечает требованиям процессуальной допустимости в виду отсутствия между Российской Федерацией и Республикой Казахстан международных договоров о взаимном признании национального законодательства, регулирующего, в частности, вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец проживал в период с 3 августа 1961 года по 24 апреля 1980 года, с мая 1982 года по 20 сентября 1994 года, в населенных пунктах, не отнесенных к пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, при этом в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, достоверно подтверждающие факт получения им суммарной (накопленной) дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, судебная коллегия вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Григорьева В.Н. находит правильным.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с экспертным заключением КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам и направлены на переоценку доказательств по делу и правильных выводов суда.
Экспертное заключение выполнено КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» г. Барнаула, на которое в соответствии с п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 года № 634, возложены функции определения суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи соответствующих заключений.
Остальные доводы апелляционной жалобы истца, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, так как отсутствуют правовые основания для иной оценки обстоятельств настоящего спора. Приведенные выводы суда основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального закона, подлежащих применению к возникшим правоотношениям сторон, не противоречат материалам дела и истцом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 22 мая 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
|
||||