Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 25GV0004-01-2019-000131-35
29 апреля 2019 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Онищенко Ф.И., при секретаре судебного заседания Шкляревской О.С., с участием административного истца, его представителя Ташболотовой Е.В., и представителя административных ответчиков Мосиенко С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2а-90/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <...> Гоптарь Алексея Викторовича об оспаривании действий начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и начальника 3 отдела этого же учреждения, связанных с отказом в постановке членов семьи на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма,
установил:
В административном исковом заявлении Гоптарь А.В. просит военный суд: признать незаконным указанное выше решение начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее 3 отдел РУЖО МО РФ) № 09-19/331 от 21 декабря 2018 года, обязав это должностное лицо принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, супругу административного истца – Гоптарь М.В.
Обосновывая свои исковые требования, Гоптарь А.В. как в заявлении, так и в судебном заседании указал, что указанными выше действиями должностных лиц РУЖО МО РФ нарушаются его права, так как он желает быть обеспеченным жилым помещением от государства в избранном месте жительства при увольнении с военной службы (форма обеспечения – жилищная субсидия) с учетом всех членов своей семьи. При этом, он и члены его семьи никогда не имели жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма и не обеспечивались от Минобороны РФ жилым помещением, а снятие с регистрационного учета его супруги - ГМВ было вынужденной мерой по причине продажи матерью супруги жилого помещения, расположенного по <адрес> и не может быть расценено, как намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений.
Представитель административного истца в судебном заседании полностью поддержала заявленные требования и просила военный суд их удовлетворить.
Возражая против удовлетворения требований истца, представитель административных ответчиков указал, что в ходе изучения представленных Гоптарь А.В. документов было установлено, что до 18 сентября 2018 года супруга истца – ГМВ. проживала и была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 54,5 кв.м, расположенном по <адрес>; которое принадлежит на праве собственности матери супруги – БЕМ., то есть в силу ст. 31 ЖК РФ, являлась членом семьи собственника. Снявшись с регистрационного учета в указанном жилом помещении супруга истца – ГМВ, совершила действия по намеренному ухудшению жилищных условий с целью обеспечения жильем в составе семьи своего супруга. Поскольку установленный ст. 53 ЖК РФ срок не истек, оснований для принятия супруги истца - ГМВ., на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не имеется.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
Так, согласно выписке из послужного списка военнослужащего, копии контракта о прохождении военной службы от 23 июня 2017 года и справке войсковой части № от 30 июля 2018 года № 5/504 Гоптарь А.В. проходит военную службу по контракту с 27 июля 1998 года, в том числе в должности <...> войсковой части №, и его календарная выслуга составляет более 22 лет.
Из исследованного в суде решения начальника 3-го отдела РУЖО МО РФ № 09-19/331 от 21 декабря 2018 года усматривается, что административный истец был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма составом семьи 2 человека по избранному месту жительства – город Москва.
Как следует из уведомления начальника 3-го отдела РУЖО МО РФ от 24 декабря 2018 года № 09-14/11724 Гоптарь А.В. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, его супруги – ГМВ., поскольку супруга истца проживала и была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 54,5 кв.м, расположенном по <адрес>; которое принадлежит на праве собственности матери супруги – БЕМ., и снялась с регистрационного учета 18 сентября 2018 года.
Указанные действия должностного лица военный суд считает законными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из ст. 15 этого Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, и при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В абзаце тринадцатом пункта 1 ст. 15 Федерального закона предусмотрено, что военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 ст. 2 указанного Федерального закона к членам семьи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.
Из исследованной в суде справки войсковой части № от 23 августа 2018 года № 5/540 следует, что в качестве членов семьи административного истца в личное дело записаны: супруга – ГМВ.; сын – ГТ, 2011 года рождения.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из исследованных в суде копий паспорта супруги административного истца, поквартирной карточки и свидетельства о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что супруга Гоптарь А.В. с 25 июля 2006 года была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по <адрес>; принадлежащем на праве собственности её матери - БЕМ., как член семьи собственника жилого помещения, и была снята с регистрационного учета с 18 сентября 2018 года.
Указанные обстоятельства не оспаривал в судебном заседании и сам административный истец, пояснив, что фактически до указанного времени он проживал в данном жилом помещении с семьёй.
Как следует из содержания ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п. 4 Инструкции «О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Как следует из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом, согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона, вопреки мнению стороны административного истца, указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.
Таких документов на момент принятия решения должностным лицом Гоптарь А.В. в РУЖО МО РФ не предоставил, что подтверждается исследованным в суде учетным (жилищным) делом административного истца, в том числе не предоставил зарегистрированный в установленном порядке договор купли-продажи жилого помещения.
Более того, из исследованной в суде копии предварительного договора купли-продажи квартиры от 27 августа 2018 года, видно, что между собственником жилого помещения - БЕМ. и гражданкой МВВ. заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, в соответствии с которым стороны обязуются в срок до 11 марта 2019 года заключить договор купли-продажи квартиры в органах, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Стороной административного истца в судебном заседании не было предоставлено каких-либо документов подтверждающих регистрацию такой сделки или договора купли-продаже жилого помещения в органах Росреестра РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Из изложенного выше следует, что супруга административного истца, вопреки доводам стороны истца, является членом семьи собственника квартиры, расположенной по <адрес> и снявшись с регистрации в сентябре 2018 года по данному жилому помещению намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Согласно п.п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах военный суд приходит к выводу, что действия должностных лиц РУЖО МО РФ, отказавших истцу в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения членов его семьи – супругу, в избранном при увольнении месте жительства в городе Москве, являются законными, так как этот жилищный орган Минобороны РФ обязан был применить требования ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
На основании изложенного выше, исковые требования Гоптарь А.В. о признании незаконным указанного выше решения начальника 3-го отдела РУЖО МО РФ, а также об обязывании этого должностного лица принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном месте жительства его супругу – ГМВ удовлетворению не подлежат.
Принимая такое решение, военный суд также учитывает, что основания постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, указанные в статье 51 Жилищного кодекса РФ, не связаны как-либо с правами пользования жилыми помещениями, установленными в статье 31 этого же Кодекса.
Кроме того, указанные выше нормы законов сами по себе не лишили истца и членов его семьи возможности реализовать свое право на жилище, гарантированное статьей 40 Конституции РФ, другими способами в общем порядке на основании норм жилищного законодательства, в том числе не лишили возможности повторно обратиться к начальнику 3 отдела РУЖО МО РФ с соответствующим заявлением о принятии на указанный выше учёт его супруги после регистрации сделки или договора о купли-продаже жилого помещения в органах Росреестра РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, военный суд, -
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>