Решение по делу № 2-2022/2013 ~ М-1637/2013 от 29.04.2013

Гр.дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 июня 2013 года гор.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,

при прокуроре Дмитриевой Ю.А.,

при секретаре Цыденовой С.В.,

с участием представителя заявителя Д., представителей Улан-Удэнского городского Совета депутатов Х., Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У. к Улан-Удэнскому городскому Совету депутатов о признании недействующим решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ... «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «...»

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился У. с заявлением о признании недействующим решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ... «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «...».

В судебное заседание не явился заявитель У., просил рассмотреть дело в его отсутствии.

В судебном заседании его представитель по доверенности Д. заявленные требования поддержала и суду пояснила, что У. проживает и зарегистрирован с 2003года по ... в .... Из этого следует, что заявитель является избирателем муниципального образования городской округ «...», и в силу ст. 32 Конституции РФ, ст. 30 Конституции РБ обладает активным и пассивным избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, оспариваемое решение горсовета о порядке избрания мэра города городским Советом из своего состава противоречит ч. 3 ст.23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2.1 и ч. 1 ст. 4 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в ...» и нарушает конституционное право У. на участие в выборах мэра ..., на реализацию активного избирательного права на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кроме того, в соответствии ч.10 ст.40 Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 24 Устава ...) полномочия председателя Улан-Удэнского городского Совета депутатов Г. могли были прекратиться либо в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления, либо досрочно. Между тем, решением горсовета от ДД.ММ.ГГГГ фактически упразднена должность председателя Улан-Удэнского городского Совета депутатов с передачей его полномочий мэру .... Согласно п. 2 Решения горсовета от ДД.ММ.ГГГГ указанные изменения вступили в силу со дня истечения пятилетнего срока полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ. Упразднение должности председателя горсовета, прекращение его полномочий противоречит ч. 4 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения. Поскольку председатель горсовета также является выборным должностным лицом муниципального образования и ст. 24 Устава ... не содержит в качестве основания для досрочного прекращения его полномочий упразднение должности председателя горсовета изменения, касающиеся его сроков и полномочий могли быть применены только к председателю Улан-Удэнского городского Совета депутатов, избранному после вступления в силу соответствующего решения.

Решением горсовета от ДД.ММ.ГГГГ введена новая должность руководителя Администрации ..., определены его порядок избрания, срок и полномочия. Статус руководителя Администрации города определен как должностного лица местного самоуправления. Поскольку руководитель Администрации города не является выборным должностным лицом местного самоуправления, изменения внесенные Решением горсовета от ДД.ММ.ГГГГ в Устав ... в части изменения структуры Администрации ... должны были вступить по истечении полномочий Улан-Удэнского городского Совета депутатов 4 созыва, принявшего указанный нормативный правовой акт. Таким образом, Решение горсовета от ДД.ММ.ГГГГ в части вступления в законную силу изменений структуры Администрации ... и введения нового должностного лица местного самоуправления, установления порядка его избрания, срока и полномочий противоречит ч. 8 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Пунктом 1.12. Решения горсовета от ДД.ММ.ГГГГ в пп. 2 п.1 ст. 22 Устава ... слово "суда" заменено словами "Верховного Суда Республики Бурятия". Таким образом, Уставом ... определена подсудность разрешения гражданских дел о неправомочности состава депутатов Улан-Удэнского городского Совета, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. Указанное противоречит п. "о" ст. 71 Конституции РФ ст.ст. 1, 26 ГПК.

На основании изложенного, уточнила заявленные требования и просит признать недействующими положение Устава ... в редакции решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ... «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «...», нарушающими права гражданина У..

Представители Улан-Удэнского городского Совета депутатов по доверенности Х. и Р. заявленные требования не признали и суду пояснили, что в Уставе города (в редакции оспариваемого решения) предусмотрено избрание мэра ... городским Советом депутатов из своего состава. Указанное согласуется со ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которого глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ не содержит нормы о досрочном прекращении полномочий председателя Улан-Удэнского городского Совета депутатов, а также норм об изменении его срока полномочий и перечня полномочий. Полномочия председателя Улан-Удэнского городского Совета депутатов прекратились после избрания мэра города ДД.ММ.ГГГГ, исполняющего полномочия председателя городского Совета депутатов. При этом, изменения в Устав города, касающиеся полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, не имеют ограничений по вступлению в силу. Довод заявителя о том, что введение новой должности руководителя Администрации ... изменяет структуру Администрации города и это противоречит ч.8 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не состоятелен. Так, Руководитель Администрации не относится к органам местного самоуправления, а изменение структуры Администрации города не означает изменения структуры органов местного самоуправления. Кроме того, оспариваемым решением в пп.2 п.2 ст.22 Устава города слово «суда» заменено словами «Верховного суда Республики Бурятия». Данное изменение связано с приведением Устава города ч. 16 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также считают, что права заявителя У. не нарушены принятием решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку решение вопроса о способе избрания главы муниципального образования относится к компетенции представительного органа местного самоуправления. Кроме того, заявитель обладает правом избираться (избирать) в Улан-Удэнский городской Совет депутатов, из состава которого избирается глава муниципального образования. Просят учесть, что процедура внесения изменений в Устав муниципального образования соблюдена. Так, решение о внесении изменений в Устав города прошло юридическую экспертизу и зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ №КШ43 ..., а также опубликовано в газете «Правда Бурятии- Неделя» № 25 от 23 июня 2011года. Законность и соблюдение процедуры проведения публичных слушаний уже была предметом рассмотрения Советского районного суда г.Улан-Удэ Таким образом, просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежащими удовлетворению, рассмотрев материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу п.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Как следует из ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Заявителем У. оспаривается решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ... «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «...».

Проверяя доводы У. и его представителя о незаконности положений названного решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов суд, нарушающие права заявителя, пришел к следующему:

1.             Заявителем указывается на то, что оспариваемое решение горсовета о порядке избрания мэра города городским Советом из своего состава противоречит ч. 3 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.2.1 и ч.1 ст.4 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ...-III «О выборах главы муниципального образования в ...» и нарушает конституционное право У. на участие в выборах мэра ..., на реализацию активного избирательного права на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Так, названным решением внесены изменения в Устав города, предусматривающие избрание высшего должностного лица ... - мэра ... городским Советом депутатов из своего состава.

Согласно п.1 ч.2 ст.36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ ...-П, Конституция Российской Федерации, провозглашая свободные выборы наряду с референдумом высшим выражением власти многонационального народа Российской Федерации и закрепляя избирательные права граждан и право на участие в референдуме (статья 3, часть 3; статья 32, части 1 и 2), в то же время не рассматривает выборы в качестве единственно допустимого механизма формирования всех органов публичной власти на каждом из уровней ее организации и не исключает возможность различных вариантов наделения полномочиями органов и должностных лиц публичной власти, непосредственно не поименованных в Конституции Российской Федерации в качестве избираемых, в том числе возможность изменения ранее установленного порядка наделения полномочиями соответствующих органов и лиц, если при этом соблюдаются конституционные права и свободы и иные общепризнанные права и свободы человека и гражданина, включая право на свободные выборы.

Определяя в статье 130 (часть 2), что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, Конституция Российской Федерации также не указывает органы и должностных лиц местного самоуправления, которые должны избираться населением непосредственно, что предполагает необходимость соответствующего законодательного регулирования исходя из конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации (статья 71, пункт "в"; статья 72, пункты "б", "н" части 1). ( Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ...-О-О)

Заявитель ссылается на нарушение ч. 3 ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которых гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Данная ссылка заявителя судом не принимается, поскольку названная статья регламентирует положения о муниципальных выборах как одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Также судом не принимается довод стороны заявителя о нарушении ст. 4 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в ...», предусматривающего право граждан Российской Федерации на участие в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и ст. 2.1, согласно которого выборы главы муниципального образования в ... проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по единому избирательному округу, составляющему всю территорию муниципального образования в .... Поскольку в силу ст. 70 этого же закона определено, что глава муниципального образования может избираться соответствующим представительным органом местного самоуправления из числа его депутатов в случае, если такой порядок выборов главы муниципального образования закреплен в уставе муниципального образования.

Таким образом, право Улан-Удэнского горсовета на внесение в Устав города изменений, предусматривающих избрание мэра ... из числа депутатов не нарушает действующее законодательство Российской Федерации и Республики Бурятия.

Также суд приходит к выводу о том, что избирательные права заявителя не нарушены принятием решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку У. вправе участвовать и быть избранным в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов, а также будучи депутатом быть избранным мэром города.

2. Также заявитель У. считает, что решение городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в части досрочного прекращения полномочий председателя Улан-Удэнского городского Совета депутатов не соответствует ч. 4 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, согласно ч. 4 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Однако оспариваемое решение не содержит нормы о досрочном прекращении полномочий председателя Улан-Удэнского городского Совета депутатов, а также норм об изменении его срока полномочий и перечня полномочий.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя.

В ч.3 ст. 40 этого Федерального закона определено, что полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Согласно ст. 19 Устава ... (в редакции оспариваемого решения) полномочия председателя городского Совета исполняет мэр города, избираемый городским Советом из своего состава.

Таким образом, суд, соглашается с доводами представителей Улан-Удэнского городского Совета депутатов о том, что полномочия председателя Улан-Удэнского городского Совета депутатов прекратились после избрания мэра города ДД.ММ.ГГГГ, исполняющего полномочия председателя городского Совета депутатов.

В силу ч.8 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения в Устав ..., касающиеся полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, не имеют ограничений по вступлению в силу.

Кроме того, стороной заявителя не указано и судом не установлено нарушений прав и законных интересов заявителем оспариваемым положением.

3.        Также сторона заявителя считает, что решение горсовета от ДД.ММ.ГГГГ в части вступления в законную силу изменений структуры Администрации ... и введения нового должностного лица местного самоуправления, установления порядка его избрания, срока и полномочий противоречит ч. 8 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 16 Устава ... (в редакции до внесения изменений от ДД.ММ.ГГГГ) структуру органов местного самоуправления составляют: Улан-Удэнский городской Совет депутатов (по тексту настоящего Устава - городской Совет), глава муниципального образования - мэр города, Администрация города, Контрольно-счетная палата города, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Аналогичную структуру органов местного самоуправления определяет и ныне действующий Устав ....

Исходя из содержания абз. 2 п. 8 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Согласно Устава ... руководитель Администрации не относится к органам местного самоуправления, соответственно, суд соглашается с доводами о том, что изменение структуры Администрации города не означает изменение структуры органов местного самоуправления.

Согласно статье 2 Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, данный акт вступает в силу после его государственной регистрации и официального опубликования, за исключением положений касающихся полномочий выборных должностных лиц – мэра города, главы Администрации, для которых статьей 54 Устава установлены иные сроки и порядок вступления в силу.

Поскольку порядок вступления в силу изменений и дополнений в устав муниципального образования определен ч. 8 ст.44 названного выше Федерального закона, который и подлежит применению в данном случае, суд отклоняет указание заявителя на то, что изменения и дополнения, внесенные в Устав города и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в Устав города указанных изменений и дополнений.

Кроме того, стороной заявителя не указано и судом не установлено нарушений прав и законных интересов заявителем оспариваемым положением.

4.        Заявитель У. считает, что решением городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ нарушена подсудность разрешения гражданских дел о неправомочности состава депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, что противоречит нормам Гражданского процессуального кодекса РФ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в подпункте 2 пункта 2 статьи 22 Устава города слово «суда» заменено словами «Верховного суда Республики Бурятия». Данное изменение соответствует ч. 16 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Статья 26 ГПК РФ определяет, что федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Таким образом, нарушений закона оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ не установлено.

Кроме того, стороной заявителя не указано и судом не установлено нарушений прав и законных интересов заявителем оспариваемым положением.

5.        Также судом не установлено, а заявителем не указано нарушений действующего законодательства иными положениями решения Улан-Уэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

6.        Решение ... «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «...» принято Улан-Удэнским городским Советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ в пределах установленных законом полномочий на издание нормативных правовых актов и установленном виде (форме) нормативных правовых актов. Судом не установлено и заявителем не указано нарушений предусмотренных правил введения нормативных правовых актов в действие. Законность и соблюдение процедуры проведения публичных слушаний уже была предметом рассмотрения Советского районного суда .... Также названное решение прошло юридическую экспертизу и зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ №КШ43 020002011001. Кроме того, решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ... «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «...» опубликовано в газете «Правда Бурятии- Неделя» ... от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что процедура внесения изменений в Устав муниципального образования соблюдена.

На основании изложенного, суд в удовлетворении указанных требований считает необходимым отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление У. к Улан-Удэнскому городскому Совету депутатов о признании недействующим решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ... «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «...» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяцапутем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Судья п\п Т.В.Цыбикдоржиева

Копия верна

Судья Т.В.Цыбикдоржиева

Секретарь С.В.Цыденова

Подлинник решения Советского районного суда гор. Улан-Удэ

находится в гражданском деле ...

2-2022/2013 ~ М-1637/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Советского района г.Улан-Удэ
Устинов Василий Васильевич
Другие
Доржиева Бальжима Владимировна
Улан-Удэнский городской Совет депутато
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Цыбикдоржиева Туяна Васильевна
29.04.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2013[И] Передача материалов судье
30.04.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2013[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.05.2013[И] Предварительное судебное заседание
31.05.2013[И] Судебное заседание
05.06.2013[И] Судебное заседание
10.06.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2013[И] Дело оформлено
22.08.2013[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее