УИД 11RS0001-01-2024-009618-48 Дело № 2а-6796/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Бутенко Е.А.,
при секретаре судебного заседания Андронович А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 09 июля 2024 года административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Республике Коми к Бартель Андрею Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
УФНС России по Республике Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО4 о взыскании задолженности перед бюджетом в виде пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в размере 63 564,21 рубля, государственную пошлину за рассмотрение настоящего административного искового заявления. Одновременно заявили ходатайство о восстановлении срока на предъявление административного искового заявления.
В обоснование административного иска указано, что административный ответчик, будучи индивидуальным предпринимателем и являясь плательщиком налога, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в установленные законом сроки не произвела оплату налога, в связи с чем ей были начислены пени за период с ** ** ** по ** ** ** год в размере 63 564,21 рубля. Направленное административным истцом требование об уплате задолженности административным ответчиком не исполнено.
УФНС России по Республике Коми надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали при подаче иска о его рассмотрении в отсутствии их представителя.
Административный ответчик, извещённый о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку в судебное заседание не обеспечил, до начала судебного заседания представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении административного иска в связи с истечением срока на обращение в суд.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела в их совокупности, заявленное ходатайство относительно представленных в обоснование доказательств, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции РФ и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п.п. 9 п.1 ст.31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты, штрафы.
На основании статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности.
В соответствии с пп.2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно выписке из ЕГРИП Бартель А.В. являлся индивидуальным предпринимателем и плательщиком налога, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
За налогоплательщиком числится задолженность, в том числе пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиком выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за период с ** ** ** по ** ** ** год в размере 63 564,21 рубля.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
На основании части 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах» предусмотренные налоговым кодексом РФ предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.
Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.
В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начисляется пеня. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему РФ в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно части 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
При этом как следует из административного искового заявления, требование об уплате спорной суммы пени в размере 63 564,21 рубля в сроки, установленные ст.69 Налогового кодекса РФ налоговым органом не выносились, меры взыскания не производились.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, которыми введены единый налоговый счет и единый налоговый платеж.
С ** ** ** налогоплательщики исполняют обязанность по уплате налога путем перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа.
С учетом изменений, внесенных в налоговое законодательство, налоговым органом сформировано требование об уплате задолженности №... от ** ** **, сроком оплаты задолженности до ** ** **.
В связи с неисполнением установленной обязанности УФНС России по Республике Коми обратилось к мировому судье Октябрьского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Бартель А.В. о взыскании недоимки по налогам и пени.
Определением мирового судьи Октябрьского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от ** ** ** отказано в принятии заявления УФНС России по Республике Коми о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам с Бартель А.В. ввиду пропуска срока на обращения с указанным заявлением.
** ** ** административный истец обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным иском к Бартель А.В., одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с административным иском в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 Налогового кодекса РФ шестимесячный срок установлен на подачу заявления о взыскании задолженности в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Как указано ранее, согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога, пени признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, пени, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченные суммы налога, пени.
На основании абзаца 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Как усматривается из материалов дела, до ** ** ** требования в адрес ответчика не выносились, после внесения изменений в налоговое законодательство требование от ** ** ** в срок до ** ** ** не исполнено, датой обращения к мировому судье с заявлением о взыскании заявленной задолженности является ** ** **, что указывает об обращении налогового органа за пределами установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ.
Статья 48 Налогового кодекса РФ не допускает возможность обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.
Частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Указанной правовой нормой предусмотрено возможность суда отказать в удовлетворении административного иска только по мотиву пропуска административным истцом срока на обращение в суд лишь при условии установления отсутствия уважительных причин такого пропуска и невозможности его восстановления, в том числе в связи с отсутствием таких причин.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих определениях, положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 № 611-О и от 17.07.2018 № 1695-О).
В определении Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 № 12-О разъяснено, что принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса РФ, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд.
Учитывая, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа срок, установленный для принудительного взыскания налоговым органом пропущен, при разрешении ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска доказательств уважительности пропуска срока не представлено, суд не усматривает правовых оснований для восстановления указанного процессуального срока.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных УФНС России по Республике Коми требований, исходя из того, что несоблюдение налоговым органом установленного налоговым законодательством срока обращения с заявлением о взыскании в судебном порядке является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░