Дело № 3а-66/2024
УИД 27OS0000-01-2023-000452-48
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Крюк А.А.,
при секретаре Мут А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Швецова Е.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости», министерству имущества Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Швецов Е.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее также – Управление Росреестра по Хабаровскому краю), краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости» (далее также - КГБУ «Хабкрайкадастр»), министерству имущества Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости – нежилое здание, наименование: учреждение, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2 409,3 кв.м., 4-этажное.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 01.01.2019 и составляет 73 897 012 руб. 41 коп.
Указанная кадастровая стоимость является завышенной, что нарушает права Швецова Е.В. как собственника объекта недвижимости на уплату налогов в законно установленном размере.
В соответствии с отчетом № 29/Н/2023 ООО «Оценка-Партнер» об оценке объекта от 28.07.2023, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 определена в размере 35 032 979 руб.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилое здание, наименование: учреждение, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2 409,3 кв.м., 4-этажное равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 35 032 979 руб.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 25 января 2024 года к участию в деле привлечены: в качестве административного соответчика КГБУ «Хабкрайкадастр», в качестве заинтересованного лица на стороне ответчика администрация г. Хабаровска.
Административный истец Швецов Е.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие.
В судебное заседание представитель административного ответчика министерства имущества Хабаровского края не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Росреестра по Хабаровскому краю не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Предоставлен письменный отзыв, из которого следует, что правовую оценку требований административного истца оставляет на усмотрение суда, самостоятельной заинтересованности по данному вопросу не имеет.
Представитель административного ответчика КГБУ «Хабкрайкадастр» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Предоставлен письменный отзыв, из которого следует, что учреждение право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной не оспаривает ни по основаниям возникновения, ни по содержанию. Полагает, что не может являться надлежащим административным ответчиком, поскольку не утверждало оспариваемую кадастровую стоимость, просит в удовлетворении заявленных требований к КГБУ «Хабкрайкадастр» отказать.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации города Хабаровска не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие. В поступившем отзыве указал, что уменьшение кадастровой стоимости повлечет снижение поступлений в местный бюджет.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 1 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из материалов дела, Швецов Е.В., является собственником объекта недвижимости – нежилое здание, наименование: учреждение, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2 409,3 кв.м., 4-этажное, право собственности зарегистрировано 01.04.2022 года. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 01.04.2022.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24.01.2024 №КУВИ – 001/2024-23158562 кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 01.01.2019 приказом министерства имущества Хабаровского края от 11.11.2019 103 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» и составляет 73 897 012 руб. 41 копейка, дата внесения сведений в ЕГРН 09.02.2020. Начало применения кадастровой стоимости с 01.01.2020.
Учитывая, что налоговая база на указанное недвижимое имущество определяется как кадастровая стоимость, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, поэтому он вправе оспорить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости.
Приказом министерства имущества Хабаровского края от 30.10.2023 № 75 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех учтенных в Едином государственном реестре объектов недвижимости на территории Хабаровского края зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и о признании утратившими силу отдельных приказов министерства имущественных отношений Хабаровского края, министерства имущества Хабаровского края» приказ министерства имущества Хабаровского края от 11.11.2019 № 103 признан утратившим силу, с 01.01.2024 утверждена новая кадастровая стоимость объекта недвижимости: нежилое здание, наименование: учреждение, с кадастровым номером № в размере 83 305 811 руб. 96 коп.
С настоящим административным исковым заявлением Швецов Е.В. обратился в суд 25.12.2023, то есть в период действия оспариваемой кадастровой стоимости.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, независимо от вида определяемой стоимости, является отчет об оценке объекта недвижимости.
Отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральными стандартами оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки изложены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в Федеральном стандарте оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299.
В подтверждение рыночной стоимости указанного объекта недвижимости административным истцом представлен отчет № 29/Н/2023 об определении рыночной стоимости объекта кадастрового учета с кадастровым номером №, составленный 28.07.2023 оценщиком ООО «Оценка-Партнер» Демьяненко Ю.А., согласно которому рыночная стоимость названного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2019 составляет 35 032 979 руб.
Оценивая представленный административным истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», основан на Федеральных стандартах оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)», «Виды стоимости (ФСО II)», «Процесс оценки (ФСО III)», «Задание на оценку (ФСО IV)», «Подходы и методы оценки (ФСО V)», «Отчет об оценке (ФСО VI)», утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.04.2022 № 200, Федеральном стандарте оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденном приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25.09.2014 № 611.
Результат оценки (итоговая стоимость объекта оценки) представляет собой стоимость объекта, определенную на основе профессионального суждения оценщика для конкретной цели оценки с учетом допущений и ограничений оценки. Результат оценки выражается в рублях или иной валюте в соответствии с заданием на оценку с указанием эквивалента в рублях. Результат оценки может быть представлен в виде числа и (или) интервала значений, являться результатом математического округления. Метод оценки представляет собой последовательность процедур, позволяющую на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки (пункты 12, 14 ФСО № 1).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
При проведении оценки используются сравнительный, доходный и затратный подходы. При применении каждого из подходов к оценке используются различные методы оценки. Оценщик может применять методы оценки, не указанные в федеральных стандартах оценки, с целью получения наиболее достоверных результатов оценки. В процессе оценки оценщик рассматривает возможность применения всех подходов к оценке, в том числе для подтверждения выводов, полученных при применении других подходов. При выборе подходов и методов оценки оценщику необходимо учитывать специфику объекта оценки, цели оценки, вид стоимости, достаточность и достоверность исходной информации, допущения и ограничения оценки. Ни один из подходов и методов оценки не является универсальным, применимым во всех случаях оценки. В то же время оценщик может использовать один подход и метод оценки, если применение данного подхода и метода оценки приводит к наиболее достоверному результату оценки с учетом доступной информации, допущений и ограничений проводимой оценки (пункты, 1,2 ФСО № 5).
В соответствии с п. 2 ФСО VI, при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов (требований): в отчете об оценке должна быть изложена вся существенная информация, использованная оценщиком при определении стоимости объекта оценки; существенная информация, приведенная в отчете об оценке, должна быть подтверждена путем раскрытия ее источников; отчет должен содержать достаточное количество сведений, позволяющее квалифицированному специалисту, не участвовавшему в процессе оценки объекта оценки, понять логику и объем проведенного оценщиком исследования, убедиться в его соответствии заданию на оценку и достаточности для цели оценки.
Согласно представленного отчёта, оценщиком описан процесс оценки объекта недвижимости с обоснованием применения затратного подхода, с целью определения стоимости объекта оценки данным подходом был использован метод сравнительной единицы, как наиболее сбалансированный по трудозатратам и точности расчетов. От применения сравнительного и доходного подхода оценщик отказался в связи с отсутствием аналогов для проведения расчетов.
Предоставлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого объекта, информация о текущем использовании, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость.
При расчете оценщиком подобраны объекты-аналоги – типовые объекты со схожими объемно-планировочными и конструкторскими решениями из Сборника КО-ИНВЕСТ «Промышленные здания. Укрупненные показатели стоимости строительства. В уровне цен на 01.01.2017 года», путем сопоставления их характеристик. Аналог подобран в отношении каждой составной части здания (литер П – основная часть, литер П1 – пристройка).
После подбора аналогов оценщиком произведены поправки на различия в конструктивных элементах, в высоте этажей, в объеме и площади; внесены регионально-экономические поправки и поправки на текущие цены при расчете стоимости строительства объекта оценки; рассчитана прибыль предпринимателя; после чего произведен расчет строительства объекта оценки и рассчитан процент физического износа и экономического устаревания.
Рыночная стоимость объекта оценки определена как величина затрат на строительство объекта за вычетом совокупного износа.
Полученная величина рыночной стоимости объекта (14540,73 руб./кв.м.) находится в диапазоне цен предложения на рынке купли-продажи административных зданий типа АБК площадью 1000 – 3000 кв.м. по состоянию на 01.01.2019 (от 13 567 руб./кв.м. до 20 35 руб./кв.м. при среднем значении 16960 руб./кв.м.)
Приведенные в отчете об оценке объекта недвижимости выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Представленный в материалы дела отчет пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком, скреплен печатью оценочной организации.
Отчет об оценке объекта недвижимости подготовлен оценщиком ООО «Оценка-Партнер» Демьяненко Ю.А., имеющей квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», с 20.01.2015 № 1556, является членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет».
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 названного Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Следовательно, представленный административным истцом отчет об оценке является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких данных, принимая во внимание, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость указанного объекта недвижимости, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Довод КГБУ «Хабкрайкадастр» о том, что оно является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку не утверждало оспариваемую кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, судом отклоняется.
В соответствии с частью 2 статьи 247 КАС РФ, к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган и бюджетное учреждение, осуществляющие функции по государственной кадастровой оценке.
Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 237-ФЗ).
Таким образом, к участию в административном деле по оспариванию результатов кадастровой стоимости подлежит привлечению не только орган, утвердивший результаты оспариваемой кадастровой стоимости, но и орган, осуществивший государственную кадастровую оценку объектов недвижимости в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости на территории Хабаровского края, осуществляется КГБУ «Хабкрайкадастр», соответственно, привлечение учреждения к участию в деле административным ответчиком основано на положениях закона.
Изложенный в письменных возражениях заинтересованного лица администрации города Хабаровска довод об уменьшении налоговых поступлений в случае снижения кадастровой стоимости объекта отклоняется судом, так как с учетом налогового законодательства о налогах и сборах предполагается установление только налогов, имеющих экономическое основание, и возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости не ставится законом в зависимость от уровня налоговых поступлений в соответствующий бюджет.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Как следует из материалов дела, административный истец подал настоящее административное исковое заявление 25 декабря 2023 года, в связи с чем суд считает необходимым указать в резолютивной части решения эту дату подачи административным истцом заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ 2409,3 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2019 ░ ░░░░░░░ 35 032 979 ░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░ 2024 ░░░░.