Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-64/2024 ~ М-33/2024 от 11.06.2024

Дело № 3а-64/2024

УИД 51OS0000-01-2024-000112-96

Решение в окончательной форме изготовлено 18 июля 2024 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2024 года                                                       город Мурманск

Мурманский областной суд в составе:

председательствующего судьи Маренковой А.В.,

при секретаре Мурашовой Н.Ю.,

с участием представителя административного истца – Глотова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя военного прокурора Северного флота о признании информационных материалов экстремистскими,

У С Т А Н О В И Л:

первый заместитель военного прокурора Северного флота обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информационного материала экстремистским.

В обоснование заявленных требований указано, что военной прокуратурой Северного флота в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму выявлен факт размещения на сайтах информационно-коммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе на ряде интернет-ресурсов аудиозаписи - песни с наименованиями «*** продолжительностью около 02 минут 44 секунд.

Согласно акту лингвистического экспертного исследования аудиозаписи в названии песни содержатся лингвистические признаки принадлежности предмета речи к националистическим организациям под названием «РДК» и легиона «Свобода России», оправдания и пропаганды деятельности, идеологии их организаций.

Помимо этого, согласно заключению эксперта в тексте песни содержатся призывы к насильственным и дискриминационным действиям против русских, а также лингвистические признаки побуждения совместно с членами террористических организаций изгнать русских с территории города Белгорода Российской Федерации.

Конкретные лица, являющиеся авторами песни, а также разместившие ее в сети «Интернет», в ходе надзорных мероприятий не установлены.

По состоянию на 4 июня 2024 г. песня опубликована в свободном доступе на следующих интернет-ресурсах:

***

***

***

Принимая во внимание, что националистическая организация под названием «РДК» и украинское военизированное объединение под названием легион «Свобода России» признаны террористическими организациями, чья деятельность на территории Российской Федерации запрещена, административный истец просил суд признать экстремистским информационный материал - аудиозапись (песню) с наименованиями «***», содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на ресурсах с указателями страницы сайта:

***

***

***

Представитель административного истца – старший помощник прокурора Северного флота Глотов В.А. в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, указав, что до настоящего времени в Федеральный список экстремистских материалов указанная в административном иске информация не включена.

Представители Управления Роскомнадзора по Мурманской области и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Привлеченный к участию в деле для дачи заключения уполномоченный по правам человека в Мурманской области в судебное заседание также не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29).

Между тем реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Закона об информации).

Частью 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Понятие экстремистских материалов закреплено в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которой это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы

Экстремистской деятельностью в силу статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» является, в том числе возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Приведенными выше правовыми нормами в их взаимосвязи закреплено, что в Российской Федерации запрещается распространение посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей информационных материалов, признанных в установленном законом порядке экстремистскими.

В силу пункта 1 статьи 2 Закона об информации информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Судом установлено, что военной прокуратурой Северного флота в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму выявлен факт размещения на сайтах информационно-коммуникационной сети «Интернет» материала экстремистского характера.

В свободном доступе на ряде интернет-ресурсов опубликована аудиозапись - песня с наименованиями «***», продолжительностью около 02 минут 44 секунд.

По состоянию на 4 и 27 июня 2024 года песня опубликована в свободном доступе на следующих интернет ресурсах:

***

***

***.

Заявляя требования о признании указанной выше информации экстремистской, прокурор представил акты осмотра страниц в «ГИС» «Интернет» от 10 апреля 2024 года и 4 июня 2024 года, в соответствии с которыми уполномоченным сотрудником прокуратуры произведен осмотр страниц, созданных в сети «Интернет» с указанными выше сетевыми адресами. В ходе осмотра установлено, что на указанных страницах в свободном доступе размещены информационные материалы организаций, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации, песня с указанными выше наименованиями исполняется мужским голосом на русском, а затем на украинском языке. Часть песни, исполняемая на украинском языке, переведена специалистом из числа военнослужащих, владеющим украинским языком, что подтверждается справкой командира войсковой части, в которой последний проходит воинскую службу.

Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Указанный принцип выражается, в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).

Частью 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В качестве доказательств допускаются, в том числе письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов (часть 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со статьей 84 (части 1, 2, 3) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» указано, что федеральными законами не предусмотрены никакие ограничения в способах доказывания факта распространения сведений через телекоммуникационные сети (в том числе через сайты в сети Интернет). Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

Кроме того, специальные требования к процедуре осмотра письменных доказательств с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» законодательством Российской Федерации не установлены. Определения объема содержания составленного компетентным органом акта осмотра информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, действующее законодательство также не предусматривает.

В рамках осмотра доказательств, находящихся в сети «Интернет», сотрудник прокуратуры может: установить администратора домена (владельца сайта), то есть информацию о принадлежности доменного имени информационного ресурса; проверить соответствие символьного адреса сайта (домена) его настоящему IP-адресу (трассировка), чтобы убедиться в том, что браузер отображает страницы подлинного сайта; зафиксировать содержание конкретного интернет-сайта.

Акты осмотра информации, содержащейся на представленном в материалы дела СD-диске, содержат дату проведения осмотра и дату их составления, место проведения осмотра; сведения о лице, производящему осмотр; обстоятельства, обнаруженные при осмотре; сведения о сетевых адресах осмотренных страниц, которые могут быть проверены путем свободного входа на данные страницы.

Таким образом, акты осмотра от 101 апреля и 4 июня 2024 года соответствует требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам, и содержат все необходимые сведения.

Кроме того, в материалы дела представлен акт лингвистического экспертного исследования аудиозаписи № 03-4Л/24 от 4 апреля 2024 года, из которого следует, что в названии песни содержатся лингвистические признаки принадлежности предмета речи к националистическим организациям под названием «РДК» и легиона «Свобода России», оправдания и пропаганды деятельности, идеологии их организаций.

Помимо этого, согласно указанному заключению эксперта в тексте песни содержатся призывы к насильственным и дискриминационным действиям против русских, а также лингвистические признаки побуждения совместно с членами террористических организаций изгнать русских с территории города Белгорода Российской Федерации.

Анализируя указанный акт экспертного исследования, суд приходит к выводу о том, что он содержит в себе мотивированные выводы, ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые сведения, выполнен лицом, имеющим право экспертной деятельности по указанному направлению, высшее образование по специальности «Русский язык и литература» степень магистра филологического образования, а также прошедшим профессиональную переподготовку по программе экспертной специальности «Исследование продуктов речевой деятельности», стаж работы экспертной деятельности с 2014 года. Выводы экспертного исследования в установленном законом порядке не опровергнуты.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что приведенные выше письменные доказательства отвечают принципам относимости, допустимости и достоверности, в связи с чем принимаются судом для разрешения заявленных административным истцом требований.

Решением Второго Западного окружного военного суда от 16 ноября 2023 года (дело № *), вступившим в законную силу 2 декабря 2023 года, националистическая организация «Русский Добровольческий корпус» признана террористической, ее деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2023 года (дело № *), вступившим в законную силу 25 апреля 2023 года, украинское военизированное объединение под названием Легион «Свобода России» признано террористической организацией, ее деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что посредством приведенной выше аудиозаписи (песни) осуществляется пропаганда идеи терроризма, а также оправдание и пропаганда деятельности террористических организаций, в ней содержатся призывы к совершению насильственных и дискриминационных действий против русских, а, следовательно, относится к экстремистской деятельности, в связи с чем указанная в административном исковом заявлении информация подлежит признанию экстремистской, поскольку нарушает запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и поэтому представляет реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя.

Принимая во внимание, что распространением в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материалов экстремистского характера, в том числе пропагандирующих и оправдывающих террористическую идеологию, существенно нарушаются интересы государства и неопределенного круга лиц на обеспечение общественной безопасности, требования административного истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180, 265.10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ «***], ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░:

***

***

***

░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                 ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-64/2024 ~ М-33/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военная прокуратура Северного флота
Ответчики
неустановленное лицо
Другие
Управление Министерства юстиции РФ по Мурманской области
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Маренкова Анжела Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud--mrm.sudrf.ru
11.06.2024Регистрация административного искового заявления
11.06.2024Передача материалов судье
17.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.07.2024Предварительное судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее