дело № 2-326/2022
№ 33-15909/2022
Учёт 2.205
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 14 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.,
судей Галиева Ф.Ф.,
Турумтаевой Г.Я.,
при секретаре Кадыровой К.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Управляющая компания Траст» на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 февраля 2022 года,
по иску ООО «Управляющая компания Траст» к Волковой Светлане Юрьевне о взыскании задолженности по кредитному договору, расходов по оплате государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Траст» (далее по тексту - ООО «УК Траст») обратилось в суд с исковым заявлением к Волковой С.Ю. о взыскании задолженности по кредитному договору.
В обоснование требований указано, что 8 сентября 2015 года между Обществом с ограниченной ответственностью «Русфинанс Банк» и Волковой С.Ю. заключен кредитный договор № 2015_16254816, по условиям которого Банк обязался предоставить заемщику денежные средства в сумме 115 671 рубль 64 копейки на срок до 7 сентября 2018 года под 38,32 % годовых. Платежи по возврату кредита и уплате начисленных Банком процентов должны были осуществляться заемщиком ежемесячно, согласно графику платежей. ООО «Русфинанс Банк» обязательства по кредитному договору исполнил надлежащим образом, в соответствии с условиями договора. Ответчик свои обязательства по возврату кредита и уплате процентов за пользование кредитом исполнил ненадлежащим образом: согласно выписки из приложения к договору уступки прав (требований) № 33 от 20 мая 2019 года, общая сумма задолженности по основному долгу составила 102 073 рубля 28 копеек, сумма задолженности по процентам за пользование кредитом составила 55 688 рублей 90 копеек. 20 мая 2019 года между ООО «Русфинанс Банк» и ООО «УК Траст» заключен договор уступки прав (требований) № 33, по которому цедент (ООО «Русфинанс Банк») уступил цессионарию (ООО «УК Траст») требования, принадлежащие цеденту к должникам на основании кредитных договоров. В период с 20 мая 2019 года по 28 октября 2021 года ответчик проигнорировал требования истца, и свои обязательства не исполнил, в связи с чем, сумма задолженности по основному долгу и процентам осталась неизменной.
Истец просил взыскать с Волковой С.Ю. в пользу ООО «УК Траст» вышеуказанную задолженность по кредитному договору № 2015_16254816 от 8 сентября 2015 года, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 355 рублей 24 копейки.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований ООО «УК Траст» к Волковой С.Ю. о взыскании задолженности по кредитному договору, расходов по оплате государственной пошлины отказано.
В апелляционной жалобе истец – представитель ООО «УК Траст» ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что судом не правильно исчислен срок исковой давности.
От Волковой С.Ю. поступило возражение на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «УК Траст» без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2022 года решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 февраля 2022 года отменено. Гражданское дело направлено в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан для рассмотрения по существу.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2022 г. отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1,9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.
С учетом данных обстоятельств судебная коллегия в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о дате судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что 8 сентября 2015 года между ООО «Русфинанс Банк» и Волковой С.Ю. заключен кредитный договор №_16254816, в соответствии с условиями которого Банк предоставил Заемщику денежные средства в сумме 115 671 рубль 64 копейки на срок 36 месяцев, под 38,324 % годовых.
В соответствии с условиями кредитного договора, заемщик обязался погашать кредит ежемесячными платежами в размере 5 443 рубля 31 копейка в соответствии с графиком платежей. Последний платеж должен быть осуществлен 7 сентября 2018 года.
Судом установлено, что Банк надлежащим образом исполнил свои обязательства по кредитному договору, представив заемщику денежные средства.
В течение срока действия кредитного договора заемщиком неоднократно нарушались предусмотренные кредитным договором сроки возврата кредита и уплаты процентов за пользование заемными средствами.
Из представленного истцом расчета задолженности по кредитному договору задолженность ответчика по состоянию на 7 сентября 2018 года составляет 157 762 рубля 18 копеек, из которых: задолженность по основному долгу - 102 073 рубля 28 копеек, задолженность по процентам - 55 688 рублей 90 копеек.
Банк уступил ООО «УК Траст» право (требования) по названному кредитному обязательству, что следует из договора уступки прав (требований) № 33 от 20 мая 2019 года, а также выписки к договору.
Согласно представленному графику, платежный период установлен с 8 октября 2015 г. по 7 сентября 2018 г.
Из материалов гражданского дела 2-1454/2021 видно, что 13 июля 2021 г. ООО «Управляющая компания Траст» направило мировому судье заявление о выдаче судебного приказа.
27 июля 2021 г. мировым судьей судебного участка № 3 по г. Белорецку РБ выдан судебный приказ о взыскании с Волковой С.Ю. задолженности по кредитному договору № 2015_16254816 от 8 сентября 2015 г.
31 августа 2021 г. судебный приказ по заявлению Волковой С.Ю. отменен.
9 декабря 2021 г., согласно почтовому штемпелю на конверте, банк направил в Белорецкий межрайонный суд РБ рассматриваемое исковое заявление.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался тем, что истцом пропущен срок исковой давности по предъявленным требованиям, о чем заявил ответчик, в связи с чем, отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно разъяснениям в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Согласно ч. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
На основании абз. 2 ст. 203 ГК РФ после перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в силу п. 1. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По смыслу ст. 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абз. 2 ст. 220 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 204 ГК РФ) (п.п. 17, 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).
В соответствии с абз. 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» согласно пункту 1 статьи 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство, требование о возмещении неполученных доходов при истечении срока исковой давности по требованию о возвращении неосновательного обогащения и т.п.), в том числе возникшим после начала течения срока исковой давности по главному требованию.
Как было указано выше, с настоящим иском ООО «Управляющая компания Траст» обратилось в суд 9 декабря 2021 г., то есть в течение шести месяцев после отмены судебного приказа 31 августа 2021 г.
Следовательно, имеющее значение для правильного разрешения спора является дата сдачи ООО « УК Траст» заявления о выдаче судебного приказа в организацию почтовой связи, которую в соответствии с приведенным выше разъяснением и необходимо считать датой обращения истца в суд с первоначальным иском.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что во взыскании задолженности по платежам, срок исполнения которых наступил до 13 июля 2018 года следует отказать, поскольку срок исковой давности по ним истек (13.07.2021 – 3года), а срок исковой давности не пропущен по платежам с 13 июля 2018 г. по 7 сентября 2018 г.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд первой инстанции безосновательно пришел к выводу, что срок исковой давности истек по всем платежам вплоть до 21 октября 2018 года, являются обоснованными.
В соответствии с расчетом задолженности, а также графиком платежей, с Волковой С.Ю. подлежит взысканию:
основной долг – 5 277 руб. 11 коп.;
проценты 359 руб. 01 коп. + 166 руб. 22 коп. = 525 руб. 23 коп.
На основании ст. 98 ГПК РФ пропорционально удовлетворенной части исковых требований с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ №...) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ ...) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 2015_16254816 ░░ 8 ░░░░░░░░ 2015 ░.:
5 277 ░░░. 11 ░░░. – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░,
525 ░░░. 23 ░░░. – ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░,
400 ░░░. - ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.09.2022 ░.