Дело № 2-1900/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2018 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи Серовой Т.Е.,
при секретаре Габерман О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Уренгойжилсервис» к Усенко Т.В. о понуждении к предоставлению подлинников протокола и решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что на основании протокола общего собрания от 26.08.2008 г. АО «УЖС» управляет многоквартирным домом по адресу: <адрес> 29.05.2018 г. в адрес истца от ответчика поступило уведомление о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по указанному адресу с приложением копии протокола №<данные изъяты> от 25.05.2018г. Как следует из уведомления, в период с 24.02.2018 г. по 24.05.2018 собственниками помещений дома по инициативе Усенко Т.В. было проведено внеочередное общее собрание в очно-заочной форме. Между тем, в нарушение действующего законодательства оригиналы протокола общего собрания и решений собственников в АО «УЖС» со стороны Усенко Т.В. предоставлены не были. Приложения к протоколу общего собрания, включая решения собственников, являются его неотъемлемой частью. Из поступившей в адрес истца 23.04.2018 г. копии протокола №<данные изъяты> от 10.04.2018 видно, что к нему прилагались следующие документы: реестр собственников помещений дома; реестр собственников, принявших участие в голосовании; реестр собственников подписавших договор управления; акт о размещении сообщения о проведении собрания; протокол счетной комиссии; договор управления; решения собственников на 292 листах (бюллетени) с документами, подтверждающими полномочия представителей. Оригиналы документов ответчиком истцу не переданы. Непредоставление инициатором собрания Усенко Т.В. оригиналов документов нарушает установленный порядок и препятствует управляющей компании исполнить обязанность по их направлению в орган госжилнадзора. На основании вышеизложенного просит обязать Усенко Т.В. предоставить АО «Уренгойжилсервис» подлинник протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №<данные изъяты> от 25.05.2018г., проведенного по адресу <адрес>, включая следующие приложения к указанному документу: реестр собственников помещений многоквартирного дома на 10-ти листах; реестр собственников, принявших участие в заочном голосовании на 18-ти листах; акт о размещении сообщения о проведении общего собрания на 17-ти листах; договор управления многоквартирный домом на 13-ти листах; бюллетени(решения) собственников помещений с документами, подтверждающими полномочия представителей на 180-х листах; взыскать с Усенко Т.В. в пользу АО «УЖС» госпошлину в размере 6 000 руб., уплаченную при обращении в суд.
Представитель истца АО «УЖС» Бикбаева А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик в судебное заседание не явилась, извещена заблаговременно по указанному в иске адресу, об отложении дела не ходатайствовала, возражений на исковые требования не представила.
Представитель третьего лица - Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа Буянова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила отзыв, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В возражениях на иск указала, что инициатором общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес> оригиналы протоколов общих собраний собственников были направлены вновь избранной управляющей организации ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ЖИЛЬЯ», которое направило в департамент заявление вх. от 18.06.2018 № <данные изъяты> о внесении изменений в реестр лицензий путём включения многоквартирного дома по адресу <адрес>, в реестр лицензий. Рассмотрев заявление ООО «УК «ТСЖ», департаментом принято решение о приостановлении рассмотрения заявления о включении в реестр лицензий многоквартирного дома сроком на 30 рабочих дней по 08 августа 2018 г., в связи с тем, что на момент рассмотрения заявления дом по данному адресу находится в реестре АО «УЖС», о чём издан приказ департамента. Письмом исх. от 27.06.2018 № <данные изъяты> об этом был уведомлен генеральный директор ООО «УК «ТСЖ» ФИО1 Письмом исх. от 27.06.2018 № <данные изъяты> в адрес АО «УЖС» департамент сообщил о необходимости предоставления материалов и информации по указанному выше многоквартирному дому, а также о необходимости направления заявления о внесении изменений в реестр лицензий. Запросов о возврате протоколов ни от АО «УЖС», ни от ООО «УК «ТСЖ», ни от инициатора собрания в адрес департамента не поступило. В течение указанного срока (30 дней) АО «УЖС» на запрос департамента не ответило. В этой связи, по истечении 30 рабочих дней после приостановления рассмотрения заявления ООО «УК «ТСЖ» многоквартирный дом по адресу: <адрес>, приказом департамента от 09.08.2018 № <данные изъяты> включен в реестр лицензий управляющей организации ООО «УК «ТСЖ». По мнению департамента, АО «УЖС» имело все возможности довести до сведения департамента информацию о несогласии с действиями инициатора собрания, или вновь избранной управляющей организации, подать заявление в департамент о возврате протоколов. Инициатором собрания Усенко Т.В. добровольно исполнены требования жилищного законодательства и уведомление о принятом на собрании решении вместе с протоколами собрания направлены во вновь избранную управляющую компанию. Статья 46 ЖК РФ не конкретизирует, в какую компанию направляются протоколы собраний – прежнюю или во вновь избранную.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что АО «УЖС» на основании протокола общего собрания, проведенного в форме заочного голосования, собственников помещений многоквартирного дома от 26.08.2008 г. является управляющей организацией многоквартирного дома № <адрес> (л.д. 10-12).
25.05.2018г. на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома № <адрес> принято решение расторгнуть договор управления многоквартирным домом с АО «УЖС», избрать управляющей компанией ООО «УК «ТСЖ». Инициатором собрания выступала Усенко Т.В. (л.д. 14-28).
25.05.2018 г. Усенко Т.В. письменно уведомила АО «УЖС» о том, что с даты составления протокола общего собрания от 25.05.2018 г. с АО «УЖС» расторгается договор управления многоквартирным жилым домом в связи с выбором собственниками жилых помещений дома на собрании новой управляющей организации – ООО «УК «ТСЖ». К уведомлению была приложена копия протокола № <данные изъяты> собрания от 25.05.2018 г. (л.д. 13).
Из материалов дела следует, что уведомление с копией протокола № <данные изъяты> от 25.05.2018 г. получено АО «УЖС» 29.05.2018 г.
Разрешая исковые требования о понуждении Усенко Т.В. передать истцу подлинник указанного протокола № <данные изъяты> от 29.05.2018 г., а также приложения к нему, суд принимает во внимание следующее.
Из положений ст. 44 ЖК РФ следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 ЖК РФ. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 9 ст. 44 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (ст. 46 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подп. «д (3)» п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме включены в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
Согласно п. 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Пункт 8 ст. 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (ст. 450 ГК РФ).
Пункт 8.2 ст. 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учётом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (ч. 2 ст. 453 ГК РФ).
Обязанность управляющей организации в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом передать иные связанные с управлением таким домом документы, вновь выбранной управляющей организации определена ч. 10 ст. 162 ЖК РФ.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определён разделом 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416.
Согласно п.п. 18, 19 раздела 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное п. 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ч. 10 ст. 162 ЖК РФ.
Таким образом, действующим законодательством, в случае принятия общим собранием собственников решения об изменении управляющей организации, установлена обязанность по направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в организацию, ранее управлявшую этим домом (в данном случае АО «УЖС») уведомления о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения, но не подлинника.
Подлинник же такого протокола, в силу ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, Правил № 416 и Правил № 491, как иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, должны быть переданы вновь выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации.
Поскольку решение собственников об избрании новой управляющей компании не признано недействительным, следовательно, является действующим, постольку у истца отсутствует право требовать передачи ему документов, которые в силу действующего законодательства должны храниться у вновь избранной управляющей компании, иное бы привело к воспрепятствованию ООО «УК «ТСЖ» в осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом.
В тоже время, ответчиком Усенко Т.В. исполнены требования пункта 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения требований истца, поскольку не установлено нарушения ответчиком прав АО «УЖС».
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-238 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░