Дело № 2-1351/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2018 года город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,
при секретаре Царегородцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мальцева В. А. к Мальцеву С. А. о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на наследственное имущество,
установил:
Мальцев В.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать – Мальцева Н.Л.
На момент смерти за ней числилось имущество, состоящее из земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для подсобного хозяйства и жилого дома ДД.ММ.ГГГГ года постройки общей площадью <данные изъяты> кв.м, материал стен: из прочих материалов, расположенные по адресу: <адрес>.
Отсутствие оригинала свидетельства на землю, расхождение в площадях дома указанных в договоре и в технической документации, препятствует оформить наследственные права в нотариальном порядке.
Наследство истец принял в нотариальном порядке.
Просит включить в состав наследственной массы Мальцевой Н.Л., умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для подсобного хозяйства и жилого дома ДД.ММ.ГГГГ года постройки общей площадью <данные изъяты> кв.м, материал стен: из прочих материалов, расположенные по адресу: <адрес>.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Мальцева В.А., извещенного о времени и месте рассмотрения дела извещен был надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Шмидт С.А. (на основании доверенности) исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик Мальцев С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен был надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Мальцев В.А. являлся сыном Мальцевой Н.Л.
Мальцева Н.Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Мальцева Н.Л. приобрела в собственность домовладение, состоящее из жилого одноэтажного дома с надворными постройками, находящегося на земельном участке.
Из свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ следует, что свидетельство выдано Мальцевой Н.Л. на право частной собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
Из справки ООО «Профессионалъ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на земельном участке с кадастровым номером № площадью по документам <данные изъяты> кв.м., площадь земельного участка фактически <данные изъяты> кв.м. расположено здание: материал стен – из прочих материалов, площадь здания <данные изъяты> кв.м. в том числе жилая <данные изъяты> кв.м., этаж 1, год постройки ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что земельный участок имеет кадастровый номер №, на котором мать истца купила дом, однако оригинала свидетельства на землю не имеется.
В силу ст. 4 Закона РСФСР «О земельной реформе от 23.11.1990г. №374-1, в частную индивидуальную собственность граждан передавались земли для ведения личного подсобного хозяйства, а также для строительства и обслуживания жилого дома. Жилым домом наследодатель Мальцева Н.Л. начала владеть не позднее даты предоставления земельного участка – 1993 год.
Из свидетельства о смерти №, выданного отделом ЗАГС администрации <адрес> следует, что Мальцева Н. Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из похозяйственной книги, выданной МАУ «Гайский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» следует, что Мальцевой Н.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшей по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства.
Из справки, выданной МАУ «Гайский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» следует, что по адресу: <адрес> зарегистрирована: Мальцева Н.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество. При отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования (п. 8).
В судебном заседании установлено, что Мальцевой Н.Л. по день её смерти принадлежало следующее имущество: земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, и жилым домом общей площадью <данные изъяты> кв.м., ДД.ММ.ГГГГ года постройки, материал стен – из прочих материалов, расположенные по адресу: <адрес>.
Однако, право собственности в установленном законом порядке в отношении земельного участка Мальцева Н.Л. при жизни не зарегистрировала.
Наследство истец принял нотариально, другие наследники отказались от наследства в том же порядке.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ч. 2 ст. 1142 ГУК РФ внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В судебном заседании установлено, что истец Мальцев В.А. является сыном Мальцевой Н.Л., умершей ДД.ММ.ГГГГ и является наследником первой очереди по закону.
В силу ч. 1 ст. 1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
На основании ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. При этом согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" не содержат положений, ограничивающих права граждан на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий им на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц, т.е. отнесения его земельным участком общего пользования. Земельный кодекс Российской Федерации (часть 12 статьи) не допускает приватизацию земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильным дорогами. Каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, доказательств обратного нет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имущество состоящее из земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, и жилым домом общей площадью <данные изъяты> кв.м., ДД.ММ.ГГГГ года постройки, материал стен – из прочих материалов, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежали Мальцевой Н.Л. и в случае её обращения за регистрацией права собственности на указанное имущество, ей не могло быть отказано.
В судебном заседании установлено, что Мальцева Н.Л. умерла, принадлежащее ей имущество, подлежит включению в наследственную массу, открывшуюся после её смерти.
Поскольку истец Мальцев В.А. принял наследство после смерти Мальцевой Н.Л., суд считает необходимым в порядке ст. 1152 ГК РФ признать за ним право собственности на наследственное имущество в виде земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, и жилым домом общей площадью <данные изъяты> кв.м., ДД.ММ.ГГГГ года постройки, материал стен – из прочих материалов, расположенные по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1, ░░░░░░░░ ░░░░: ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1, ░░░░░░░░ ░░░░: ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░