№ 2-1224/2024
64RS0047-01-2024-001017-69
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июля 2024 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Брандт И.С., Бартенева Ю.И.,
при ведении протокола помощником судьи Пономарчук Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Федоровского района Саратовской области в интересах Ф.И.О к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 26 марта 2024 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Брандт И.С., объяснения представителя ответчика Бобуновой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца - прокурора Новопольцевой Ж.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
установила:
прокурор Федоровского района Саратовской области обратился в суд с исковыми требованиями в интересах Ф.И.О к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее - ОСФР по Саратовской области) о возложении обязанности обеспечить инвалида средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по вопросу обеспечения инвалида Ф.И.О техническими средствами реабилитации, по результатам которой установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № 1505.3.64/2022 от 29 декабря 2022 года, ему рекомендованы следующие технические средства реабилитации: катетер уретральный постоянного пользования, очиститель для кожи в форме салфеток, которыми он не обеспечен.
Ф.И.О поставлен на учет в ОСФР по Саратовской области для обеспечения в рамках индивидуальной программы реабилитации указанными средствами реабилитации, однако до настоящего времени жизненно важными средствами реабилитации не обеспечен, что грубо нарушает его права и лишает возможности проведения реабилитационных мероприятий.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Федоровского района Саратовской области обратился в суд и просил: обязать ОСФР по Саратовской области обеспечить Ф.И.О техническими средствами реабилитации: катетером уретральным постоянного пользования, очистителем для кожи в форме салфеток с 18 ноября 2023 года и взыскать в пользу Ф.И.О компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 26 марта 2024 года исковые требования удовлетворены частично.
Возложена обязанность на ОСФР по Саратовской области в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить Ф.И.О. техническими средствами реабилитации: катетером уретральным постоянного пользования, очистителем для кожи в форме салфеток.
Взыскана с ОФСР по Саратовской области в пользу Ф.И.О компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Саратовской области просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в иске, в обоснование доводов жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление. Полагает, что ОСФР по Саратовской области действовало в рамках законодательства и предпринимало все возможные меры для обеспечения инвалида средствами реабилитации. Выражает несогласие со взысканием компенсации морального вреда, так как истцом не представлено доказательств, что Ф.И.О испытывал нравственные или моральные страдания.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Федоровского района Саратовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ф.И.О является инвалидом первой группы, инвалидность установлена на срок до 01 января 2025 года.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № 1505.3.64/2022 от 29 декабря 2022 года Ф.И.О период с 23 декабря 2022 года по 01 января 2025 года рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе: катетер уретральный постоянного пользования, очиститель для кожи в форме салфеток.
16 января 2023 года Ф.И.О в ОСФР по Саратовской области подано заявление о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с указанной индивидуальной программой реабилитации.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции Ф.И.О рекомендованными ему техническими средствами реабилитации обеспечен не был.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не исполнена возложенная на него действующим законодательством обязанность по предоставлению истцу жизненно необходимых технических средств реабилитации, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя Федоровского районного прокурора в интересах Ф.И.О
Удовлетворяя требования о взыскании компенсации морального вреда и определяя ее в размере 5 000 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что не исполнение ответчиком обязанности по обеспечению инвалида жизненно необходимыми техническими средствами реабилитации причинило Ф.И.О нравственные и физические страдания, связанные с невозможностью осуществления нормальной жизнедеятельности, приняв во внимание также принятые ответчиком меры в целях обеспечения истца средствами реабилитации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (ч.1 ст. 39).
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч.ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджет.
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абз. 2 п. 2 указанных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абз. 1 п. 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абз. 1 и 2 п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом, в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия).
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.
Судом первой инстанции установлено, что Ф.И.О на дату принятия решения был не обеспечен рекомендованными ему техническими средствами реабилитации, в связи с чем суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности обеспечить Ф.И.О указанными выше техническими средствами реабилитации и о взыскании в его пользу компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы о том, Ф.И.О был уведомлен ответчиком о возможности самостоятельного приобретения необходимых технических средств реабилитации с последующей компенсацией затраченных средств за счет федерального бюджета или о получении электронного сертификата на самостоятельное приобретение средства технической реабилитации, судебной коллегией отклоняются, поскольку именно на ответчике лежит обязанность по обеспечению инвалида необходимыми ему техническими средствами реабилитации. Наличие или отсутствие у инвалида возможности самостоятельно приобрести технические средства реабилитации не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку, как было установлено судом, заявление Ф.И.О об обеспечении техническими средствами реабилитации зарегистрировано в ОФСР по Саратовской области, следовательно, ответчик обязан обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации согласно его заявления в установленный срок и в точном соответствии с рекомендованной программой.
В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (ст. ст. 1064 - 1101 ГК РФ) и ст. 151 ГК РФ.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
С учетом приведенных норм, право инвалида на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации тесно связано с личными неимущественными правами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают истца не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Из разъяснений, изложенных в абз. 3 п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм ст. 1069 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Учитывая, что судом установлено нарушение прав истца, выразившееся в не исполнении ответчиком обязанности по обеспечению истца, являющегося инвалидом, техническими средствами реабилитации, повлекло невозможность осуществления ею нормальной жизнедеятельности, судебная коллегия полагает с учетом указанных обстоятельств, что компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей отвечает степени разумности и справедливости.
При этом, отклоняя доводы апелляционной жалобы ОСФР по Саратовской области о том, что в материалы дела не представлены доказательства причинения Ф.И.О нравственных и физических страданий, суд апелляционной инстанции исходит из того, что сам факт необеспечения истца техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.
Поскольку социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами, указанные выше обстоятельства могут порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы ответчика, доводы жалобы основаны на неправильном толковании законодательства и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. При таком положении оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░