42RS0019-01-2023-008468-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд гор. Новокузнецка в составе
Председательствующего судьи Оленбург Ю.А.
При секретаре Мутракшовой И.П.
С участием помощника прокурора Федоровой Н.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
14 мая 2024 года
гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г.Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Соцгород» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г.Новокузнецка обратился с иском к ООО УК «Сталь» о понуждении к совершению действий – выполнению мероприятий, связанных с подготовкой обслуживаемых многоквартирных домов к отопительному сезону.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки были установлены данные нарушения законодательства о теплоснабжении. Ответчиком не подписаны паспорта готовности многоквартирных жилых домов по <адрес>,47\9.
В ходе судебного разбирательства истец изменил требования, просит обязать ответчика представить в ООО «ЭнергоТранзит» документы, необходимые для получения разрешений к отопительному периоду по домам, расположенным в <адрес> по адресам: <адрес>: -акты выполнения работ по подготовке к осенне-зимнему периоду для каждого индивидуального теплового пункта в домах, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>; копии актов приемки испытаний на плотность и прочность, фактические схемы теплового пункта, распорядительный документ руководителя или его заместителя о назначении ответственного лица за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок из числа управленческого персонала и специалистов организации, копии документов ответственного лица о прохождении проверки знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003№ (ШЭТЭУ).
Определением Центрального районного суда <адрес> была произведена замена ответчика в связи со сменой управляющей компании собственниками названных многоквартирных домов, к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО «Соцгород».
В судебном заседании помощник прокурора Федорова Н.Н. поддержалазаявленные требования.
Представитель ООО «Соцгород» Клепиков Р.В., действующий на основании доверенности, возражал против исковых требований, ссылаясь на то, что в период рассмотрения дела отопительный сезон закончился, и сроки подготовки к новому отопительному сезону нормативным актом главы города не определены. При этом допущенные нарушения представителем ответчика не оспаривались.
Представители третьего лица ООО "Энерго Транзит" Феофилактов С.В., Свиридкина Я.О., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании исковые требования прокурора поддерживал.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровняблагоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с п. 10, подпунктом «3» п. 11, подпунктом «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не надлежащего качества (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491,общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе подготовку общего имущества к сезонной эксплуатации. Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона № 190-ФЗ в предмету федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения относится, в частности, соблюдение теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями обязательных требований к безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных настоящим Федеральным законом, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, а также правилами по охране труда применительно к объектам теплоснабжения.
Согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующей территории относятся:
- организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского округа, в том числе принятие мер по организации
обеспечения теплоснабжения потребителей в случаенеисполнения
теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ разработаны и утверждены приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 Правила оценки готовности к отопительному периоду, которыми определен порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее — Правила оценки готовности к отопительному периоду).
Соответствие требованиям настоящих Правил многоквартирных домов определяется путем осуществления проверки, в частности, в отношении лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду (абзац 2 пункта 4 Правила оценки готовности к отопительному периоду).
В соответствии с подпунктами 2, 5, 8, 10, 16 пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены, в том числе:
проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;
состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;
наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;
наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность.
Требования по технической эксплуатации производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения, установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее - ПТЭ ТЭУ).
В соответствии с пунктом 11.5 ПТЭ ТЭУ, для проверки готовности к отопительному периоду при приемке тепловых пунктов проверяется и оформляется актами:
выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;
состояние теплопроводов тепловой сети, принадлежащих потребителю тепловой энергии;
состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери и т.п.) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;
состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;
наличие и состояние контрольно-измерительных приборов и автоматических регуляторов;
работоспособность защиты систем теплопотребления;
наличие паспортов тепловых энергоустановок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;
плотность оборудования тепловых пунктов;
наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.
Согласно пункта 2.8.3 ПТЭ ТЭУ, обозначения и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в схемах, чертежах и инструкциях должны соответствовать обозначениям и номерам, выполненным в натуре. Все изменения в тепловых энергоустановках, выполненные в процессе эксплуатации, вносятся в инструкции, схемы и чертежи до ввода в работу за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения.
Управление многоквартирными жилыми домами в городе Новокузнецке: <адрес> за вознаграждение и на договорной основе, в соответствии с лицензией, выданной Государственной жилищной инспекцией <адрес>в 2023 году осуществляло ООО «УК Сталь».
Комиссией, образованной распоряжением Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ., проведена проверка готовности к отопительному сезону муниципального образования «Новокузнецкий городской округ».
Перечень замечаний, выявленных в ходе проверки, изложен в акте от 06.10.2023г.
Относительно многоквартирных домов, обслуживаемых и управляемых ответчиком, в акте выявлены и указаны следующие замечания.
Вопреки требованиям статей 4.1, 6 Федерального закона № 190-ФЗ, пункта 2.8.3 ПТЭ ТЭУ, подпункта 10 пункта 16 раздела IV Правил оценки готовности к отопительному периоду в ООО «УК Сталь» принципиальные схемы индивидуальных тепловых пунктов (далее - ИТП), обозначения и номера оборудования не соответствуют фактически установленному оборудованию на многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <адрес>,47/9. Отсутствует дата утверждения и пересмотра с подписью ответственного лица за исправное состояние и безопасную эксплуатацию.
В нарушение статей 4.1, 6 Федерального закона № 190-ФЗ, пунктов ДД.ММ.ГГГГ, 11.5 ПТЭ ТЭУ, подпункта 8 пункта 16 раздела IV Правил оценки готовности к отопительному периоду в ООО «УК Сталь» отсутствует установка термометров, показывающих после запорной арматуры на вводе в тепловой пункт трубопроводов тепловой сети и обратном трубопроводе из систем потребления теплоты по ходу воды перед задвижками на многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении Общества и расположенных по адресам: <адрес>.
В многоквартирных жилых домах по адресам: <адрес>, частично отсутствует тепловая изоляция и антикоррозионное покрытие (временами полностью) на трубопроводах систем теплопотребления (разводящие, внутриподвальные тепловые сети), что является нарушением статей 4.1, 6 Федерального закона № 190-ФЗ, пунктов 9.3.7, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 11.5 ПТЭ ТЭУ, подпункта 5 пункта 16 раздела IV Правил оценки готовности к отопительному периоду.
В нарушение статей 4.1, 6 Федерального закона № 190-ФЗ, пункта ДД.ММ.ГГГГ ПТЭ ТЭУ, подпункта 8 пункта 16 раздела IV Правил оценки готовности к отопительному периоду отсутствует манометр после узла смешения в ИТП многоквартирных жилых домов (<адрес>.7); отсутствуют манометры после запорной арматуры на вводе в ИТП многоквартирных жилых домов, до и после регуляторов давления на трубопроводах водяных тепловых сетей и паропроводов, на подающих трубопроводах после запорной арматуры на каждом ответвлении к системам потребления теплоты и на обратных трубопроводах до запорной арматуры - из систем потребления теплоты,
В нарушение требований статей 4.1, 6 Федерального закона № 190-ФЗ, пунктов ДД.ММ.ГГГГ, 11.5 ПТЭ ТЭУ ООО «УК Сталь» допущено частичное отсутствие тепловой изоляции на арматуре, оборудовании и фланцевых соединениях в индивидуальных тепловых пунктах в домах, расположенных по адресам: <адрес>.
В нарушение требований статей 4.1, 6 Федерального закона № 190-ФЗ, пункта 9.19 ПТЭ ТЭУ в домах по адресам: <адрес>, отсутствуют красная черта на шкале манометра, указывающая величину разрешенного давления в индивидуальных тепловых пунктов данных домов.
Решением ГЖИ от 01.06.2023г. в связи с окончанием срока действия лицензии исключены из реестра сведения о том, что ООО УК «Сталь» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе по <адрес>.
С 01.10.2023г. многоквартирные дома по <адрес>,47\9, находятся в управлении ООО «Соцгород».
Суду был представлен акт от 26.09.2023г., подписанный председателем совета дома по <адрес>,47\9, согласно которому в указанном многоквартирном доме трубопроводы систем теплоснабжения теплоизолированные, произведено антикоррозийное покрытие.
Представлены акты выполнения работ по подготовке к ОЗП 2023-2024г. по <адрес>.
Из актов от 11.09.2023г., следует что ООО «Энерготранзит» приняты испытания ИТП в многоквартирных домах по <адрес>.
Согласно акту проверки готовности к отопительному период 2023\2024, комиссией установлено, что при проверке объектов по <адрес> готов с замечаниями.
В ответ на требование прокурора, ООО «Энерготранзит» был дан ответ от 13.05.2024г., согласно которому документы, необходимые для получения разрешений к отопительному периоду по домам, расположенным в <адрес> по адресам: <адрес>,47/9, ООО "Соцгород» в ООО "ЭнергоТранзит» не предоставлены; акты выполнения работ по подготовке к отопительному периоду для каждого теплового :пункта в домах, расположенных по адресам: <адрес>,47/9, ООО "Соцгород» в ООО «ЭнсргоТранзнт» не предоставлены; копии актов приёмки испытаний на прочность иплотностьООО«Соцгород» в ООО «ЭнерroТранзит» не предоставлены; фактические схемы теплового пункта ООО«Соцгород» в ООО«ЭнергоТранзит» не предоставлены; распорядительный документ руководителя или его заместителя о назначении ответственного лица за безопасную эксплуатацию тепловыхэнергоустановок из числа управленческого персонала и специалистов организации, ООО «Соцгород» в ООО «Энерготранзит» не предоставлен; копии документов ответственного лица о прохождении проверки знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденнымиприказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, ООО «Соцгород» в ООО «ЭнерroТранзит» не предоставляла.
С учетом представленных доказательств суд полагает подтвержденными обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
ООО «Соцгород», являясь действующим юридическим лицом, обязано исполнять требования действующего федерального законодательства.
Суд полагает обоснованными доводы о том, что бездействие ответчика является потенциальным условием существенного нарушения охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в том числе лиц, проживающих и посещающих многоквартирные дома, находящиеся под управлением Общества, возникновения угрозы бесперебойного и надежного теплоснабжения потребителей.
Учитывая, что ООО «Соцгород» осуществляет управление названными многоквартирными домами с октября 2023 г., т.е. в течение всего отопительного периода, но при этом, не располагая надлежаще оформленной документаций готовности дома к отопительному периоду, которая не была передана от предыдущей управляющей компании ООО УК «Сталь», не осуществило необходимых действий для выполнения указанных обязанностей, доводы представителя ответчика об окончании отопительного периода какосновании освобождения от изложенных в иске требований, судом отклоняются как несостоятельные.
При таких обстоятельствах исковые требования признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает разумным установить ответчику срок для совершения указанных действий - до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом окончания предыдущего отопительного периода, в котором были допущены нарушения, и обычно определяемых сроков выполнения ежегодных мероприятий по подготовке к следующему отопительному периоду.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» (░░░░ 1224200010935, ░░░ 4217205868) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 24.03.2003№ (░░░ ░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>:
-░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░,
- ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░,
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░,
- ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░,
- ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░21 ░░░ 2024 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.