Дело № 2а - 942/2023 61RS0017-01-2023-001112-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красный Сулин 14 июня 2023 года
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Лихобабиной Я.П.,
при секретаре Гусаревой С.И.,
с участием прокурора Потехина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Красносулинского городского прокурора Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Садковского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области о признании бездействия незаконным и обязании создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам,
установил:
Красносулинский городской прокурор обратился в суд с административным иском, в интересах неопределенного круга к Администрации Садковского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области о признании бездействия незаконным и обязании создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам, ссылаясь на то, что Красносулинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией Садковского сельского поселения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки установлено, что на территории Садковского сельского поселения Красносулинского района не создан специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.
При указанных обстоятельствах, существование реальной угрозы возникновения чрезвычайно ситуации является основанием для переселения граждан из аварийных жилых домов с предоставлением им жилого помещения маневременного фонда до предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Отсутствие маневренного жилого фонда, предназначенного для целей, указанных в ст. 95 ЖК РФ, свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления требований законодательства, связанных с участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
На основании изложенного Красносулинский городской прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Садковского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области в части непринятия мер по созданию маневренного жилищного фонда для предоставления жилых помещений гражданам. Обязать Администрацию Садковского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.
В судебном заседании помощник Красносулинского городского прокурора Потехин А.А. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Администрации Садковского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных пояснениях административные исковые требования прокурора признал в полном объеме, указав, что устранить выявленные нарушения не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств в бюджете Садковского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области.
Суд, выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу положений положений п.п.«а,в,г,д,з» ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Как указано в п.п. 1 и 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью.
Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу п.3 ч.1, ч.2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда.
В силу ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера":
- чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
- предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании установлено, что Красносулинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией Садковского сельского поселения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой выявлен факт отсутствия на территории Садковского сельского поселения маневренного жилого фонда.
Изложенное, подтверждается представлением Красносулинской городской прокуратуры от 27.02.2023, письмом главы администрации муниципального образования Садковского сельского поселения от 28.02.2023 года № №.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и рассматриваемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п.п. 8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений Ростовской области отнесено:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения,
- обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Отнесение указанных вопросов местного значения к ведению муниципального образования Садковского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области предусмотрено также устава муниципального образования Садковского сельского поселения.
Указанные полномочия орган местного самоуправления осуществляет на основании Жилищного Кодекса РФ, а также иных нормативно-правовых актов регулирующих жилищные правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организации содержания муниципального жилищного фонда, его учету, определению порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда входят в компетенцию административного ответчика, на иных лиц не возложены, что по делу не оспаривается.
Из системного толкования приведенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что на Администрацию Садковского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области, как на собственника муниципальной собственности поселения, возложены обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, поскольку его отсутствие создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории Администрации Садковского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Следует также отметить, что государство в соответствии с положениями части 2 статьи 95 и части 2 статьи 106 ЖК РФ гарантирует лицам, на единственное жилье которых обращено взыскание по долговым обязательствам собственника, предоставление жилых помещений из состава маневренного жилищного фонда и завершение расчетов с должником.
При указанных обстоятельствах административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Признавая бездействие административного ответчика незаконным, суд полагает необходимым возложить на него обязанность создать на территории муниципального образования Администрации Садковского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области маневренный жилищный фонд для переселения граждан.
На основании ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда. Срок, заявленный Красносулиским городским прокурором, суд находит разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по принятию мер для исполнения возложенной судом обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. ░ 16.06.2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░