УИД №92OS0000-01-2024-000322-90
3а-123/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 сентября 2024 года город Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
Председательствующего - судьи Бояриновой Е.В.,
при секретаре Бондюковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цурцумия М. Д. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, Департаменту финансов г. Севастополя заинтересованное лицо: Прокуратура Ленинского района г. Севастополя о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Цурцумия М.Д. обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по делу № 2а-1794/2019.
В обоснование административного иска указал, что прокурор Ленинского района г. Севастополя обратился с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании незаконными бездействия по нерасселению лиц из аварийного жилья на основании Постановления Правительства Севастополя от 27.10.2016 № 1010-ПП утверждена государственная программа города Севастополя «Жилище» а 2017 – 2022 годы».
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 08 октября 2019 года, административные исковые требования прокурора Ленинского района г. Севастополя удовлетворены.
С 2019 года и по настоящее время решение суда не исполнено. В связи с чем обратился в суд указанным административным иском. При указанных обстоятельствах полагает, что размер компенсации неисполнения решения суда в разумный срок должен составлять 300 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамент финансов г. Севастополя возражала, считая, что у административного истца отсутствует право на обращение, поэтому просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель административного ответчика Департамента капитального строительства г. Севастополя возражала против удовлетворения административного иска.
Административный истец, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно уважительных причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие, административного лица и заинтересованного лица.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» устанавливает, что к лицам, имеющим право на обращение в суд с заявлением, административным исковым заявлением о присуждении компенсации, относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, полагающие, что их право нарушено, являющиеся согласно процессуальному законодательству в гражданском и административном судопроизводстве - сторонами, заявителями, заинтересованными лицами, третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскателями и должниками.
Согласно пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», право на компенсацию имеет только лицо, участвовавшее в судебном разбирательстве, или лицо, в пользу которого выдан исполнительный документ.
Согласно части 3 статьи 49 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.
Как установлено судом и следует из административного дела № 2а-1794/2019, прокурор Ленинского района города Севастополя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании незаконными бездействия по нерасселению лиц из аварийного жилья на основании Постановления Правительства Севастополя от 27.10.2016 № 1010-ПП утверждена государственная программа города Севастополя «Жилище» на 2017 – 2022 годы».
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 08 октября 2019 года, административные исковые требования прокурора Ленинского района г. Севастополя удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Департамента капитального строительства <адрес>, выразившееся в неисполнении подпрограммы 4 государственной программы <адрес> «Жилище» на 2017-2022 год, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП в части длительного нерасселения жильцов квартир №№,№ многоквартирного <адрес>, квартир №,8 многоквартирного <адрес>А по <адрес> многоквартирного <адрес>, квартир № многоквартирного <адрес>, квартир №№ <адрес>, квартир №№,№ <адрес>, квартир №№,№ многоквартирного <адрес>, квартир №№ № по <адрес>.
Обязано Департамент капитального строительства <адрес> осуществить в установленном законом порядке расселение граждан - жильцов квартир №,№ в многоквартирном <адрес>, квартир №№ по <адрес>, квартир №№,5 <адрес>, квартир №№,№ <адрес>, квартир №№,№ <адрес>, квартир №№ А, № <адрес> в соответствии с положениями частей 1 и 8 ст. 32 ЖК РФ, а также жильцов квартир №,5,8 многоквартирного <адрес>, квартир 2,8 многоквартирного <адрес>А по <адрес>, квартир №№ по <адрес>, квартир №№ <адрес> многоквартирного <адрес> в соответствии с положениями ст.ст. 86,87 ЖК РФ в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2020 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 апреля 2019 года и апелляционное определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 08 октября 2019 года, оставлены без изменения.
Исполнительный лист по административному делу направлен Прокурору Ленинского района города Севастополя как взыскателю для дальнейшего предъявления в службу судебных приставов (административное дело № 2а-1794/2029, том 4, л.д. 75).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что исполнение решения Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 апреля 2019 года напрямую не затрагивает права Цурцумия К.М., поскольку административный иск прокурора был подан относительно неопределенного круга лиц. Цурцумия К.М. не является в производстве по указанному административному делу лицом, участвующим в деле (ни взыскателем, ни должником). Не относится Цурцумия К.М. и к другим заинтересованным лицам, чьё право на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок прямо предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 2 части 1 статьи 254 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судья возвращает административное исковое заявление о присуждении компенсации, если при рассмотрении вопроса о его принятии к производству установит, что административное исковое заявление подано с нарушением порядка и сроков, установленных статьями 250 и 251 настоящего Кодекса.
Поскольку административное исковое заявление было принято и имелись основания для его возвращения подателю, однако указанные обстоятельства были выяснены после принятия заявления к производству суда, оно подлежит оставлению без рассмотрения на основании положений статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в случаях, не предусмотренных Федеральным законом «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», но когда имело место нарушение разумных сроков судопроизводства либо исполнения судебного акта, возможно применение общих положений (в том числе закрепленных статьями 151, 1069, 1070 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации) об ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должностных лиц, иных публичных образований (определения от 3 июля 2008 года N 734-О-П и от 8 февраля 2011 года N 115-О-О, от 25 октября 2018 года N 2643-О).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
определил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░