Дело № 2-9087/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Некрасовой О.С.,

при секретаре Сакеновой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

20 ноября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Самородницкой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах Самородницкого В.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Государственному автономному учреждению Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» о возложении обязанности по совершению регистрационных действий, возмещении убытков, взыскании государственной пошлины, уплаченной за совершение регистрационных действий; компенсации морального вреда, неустойки, штрафа за нарушение прав потребителей,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Государственному автономному учреждению Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми»:

-о возложении обязанности по совершению регистрационных действий, договора купли-продажи квартиры ... от ** ** **

- о взыскании солидарно с ответчиком убытков в размере 200 000 руб.;

- о взыскании 2 000 руб. – государственной пошлины, уплаченной за совершение регистрационных действий;

-взыскании компенсации морального вреда, неустойки, предусмотренной п. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», штрафа за нарушение прав потребителей.

В обоснование требований указано, что ** ** ** г. истцы обратились в ГАУ РК «МФЦ» с целью осуществления государственной регистрации сделки купли-продажи жилого помещения, государственная регистрация должна была быть осуществлена и документы выданы ** ** ** г., произведена уплата государственной пошлины в размере 2 000 руб. Однако данная услуга не была оказана в установленный срок., истцам причинен моральный вред в размере по 1 000 000 руб. каждому, убытки. Регистрация сделки должна была быть осуществлена в 5-дневный срок, прошло более 1,5 месяцев. Истцы не получили доход, который могли бы получить, если бы продали жилье в период затянувшейся регистрации, поскольку в сентябре 2018 года цена квартиры стала выше на 200 000 руб. по сравнению с августом 2018 года. С учетом положений п. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации «О Защите прав потребителей» истцы полагали возможным взыскать с солидарно неустойку.

В судебном заседании Самородницкая Е.В. поддержала заявленный иск, пояснила, что в августе 2018 года истцы заключили договор купли-продажи жилого помещения по адресу: ... договор удостоверен нотариально, получили денежные средства от покупателя квартиры, передали ключи от жилого помещения,. Однако истцы тратить полученные от покупателя денежные средства не стали, поскольку сделка не прошла государственную регистрацию в установленном законом порядке. ** ** ** г. документы, необходимые для совершения регистрационных действий переданы в ГАУ РК «МФЦ», услуга оказана не была.     Представитель ответчика ГАУ РК «МФЦ» Яковлев С.А., представитель ответчика Управления Росреестра по РК Малышенко В.В. с исковыми требованиями не согласились, иные участники процесса в суд не явились, суд счел возможным рассмотреть заявленный иск при имеющейся явке.

    Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 этого же федерального закона).

Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 утверждено Положение о которой.

Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 июня 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании соглашений о взаимодействии, заключенных федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с уполномоченным многофункциональным центром.

На основании п. 5 Постановление Правительства РК от 01.03.2013 N 54/1"О создании государственного автономного учреждения Республики Коми "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми" в рамках реализации Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в целях предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна"

ГАУ РК "МФЦ" определен многофункциональным центром, уполномоченным на заключение в установленном порядке соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, предоставляющими государственные услуги, а также с органами исполнительной власти Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми и на организацию взаимодействия с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории Республики Коми, а также с организациями, привлекаемыми в установленном порядке к реализации функций многофункционального центра.

Постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" утвержден Перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов.

В п. 8 указанного Перечня включен Росреестр- Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество.

14.12.2016 г. заключено Соглашение о взаимодействии между Государственным автономным учреждением Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми и филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми».

По условиям указанного Соглашения ГАУ РК «МФЦ» осуществляет от заявителей заявлений и иных документов, необходимых для осуществления государственных услуг,, а также выдачу документов по результатам предоставления государственных услуг.

Установлено, что Самородницкая Е.В. и Самородницкий В.М. являлись собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...

По договору купли-продажи от ** ** ** г. Самородницкий В.М., Самородницкая Е.В. (продавцы) продали ... В.Н. жилое помещение, расположенное по адресу: .... за .... Договор нотариально удостоверен нотариусом К.В. ...

В порядке взаимодействия, предусмотренного указанным выше Соглашением, ** ** ** сотрудниками ГАУ РК «МФЦ» были приняты от Самородницкой Е.В. заявление и документы для получения государственной услуги «Государственная регистрация права, перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: ...

** ** ** г. пакет документов передан в Управление Росреестра по Республике Коми.

Кроме того, ** ** ** г. от Самородницкой Е.В. были приняты дополнительных е документы, также переданные в Управление Росреестра по Республике Коми.

Как следует из письменного отзыва ответчика Управления Росреестра по Республике Коми, в период с ** ** ** по ** ** ** государственные услуги – фактически не оказывались в установленные сроки из-за ненадлежащего функционирования программно-аппаратного комплекса, выполняющего данную функцию. Работы, связанные с ремонтом программно-аппаратного комплекса, проводились. Серверы, обеспечивающие функционирование программного комплекса ФГИС ЕГРН, не находятся в распоряжении Управления Росреестра по Республике Коми. Со стороны ответчика приняты все возможные доступные меры, направленные на кратчайшее решение проблемы, в том числе, выполнено оперативное информирование всех ответственных за решение данного вопроса лиц. По заявлению от ** ** ** г. Управлением был создан инцидент и направлен в техническую поддержку Росреестра.. Самородницкая Е.В. уведомлялась о возникших технических проблемах и предпринятых Управлением мерах.

Поскольку суду представлены документы о совершении регистрационных действий (номер государственной регистрации права ...) оснований для возложении на ответчика Управление Росреестра по Республике Коми обязанности по совершению регистрационных действий в судебном порядке не имеется.

ГАУ РК «МФК» не является надлежащим ответчиком по требованию истцов о возложении обязанности по совершению регистрационных действий, поскольку к его компетенции совершение регистрационных действий не входит. В указанной части иск подлежит оставлению без удовлетворения.

С учетом положений ст. 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающей случаи возврата государственной пошлины, принимая во внимание, что регистрационные действия совершены, суд не усматривает основания для взыскания с ответчиков 2 000 руб. государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию перехода права собственности.

Рассматривая исковые требования о взыскании убытков, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) указанный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг). При этом, потребителем является гражданин, не только заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, но и имеющий намерение заказать или приобрести такие товары (работы, услуги).

Осуществление государственной регистрации права, перехода права на объект недвижимости являются внедоговорным; осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной положениями Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия.

Требования истцов о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку согласно разъяснениям, данным в абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

В силу разъяснений, данных в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Компенсация гражданину - потребителю морального вреда, предусмотрена статьей 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае, материалы дела свидетельствуют об отсутствии необходимой совокупности элементов, предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, порождающей обязательства по возмещению морального вреда.

Согласно положениям ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Стороной истца не представлено доказательств причинения ответчиками убытков, возникновения упущенной выгоды (ст. 56 ГПК РФ). Из представленных суду доказательств, а также пояснений Самородницкой Е.В. при рассмотрении судом настоящего гражданского дела следует, что договор купли-продажи недвижимости был подписан сторонами ** ** ** г., тогда же истцы получили денежные средства, передали ключи новому владельцу квартиры. Договор не расторгнут.

По состоянию на день принятия судом настоящего решения регистрационные действия совершены. Доводы истцов о возникновении упущенной выгоды, наличии реальной возможности продать недвижимость по более высокой цене не подтверждены допустимыми доказательствами.

Исходя из совокупности вышеизложенных норм, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований к ответчикам.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 28 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░,– ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-9087/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Самородницкая Елена Владимировна
Самородницкий Владимир Михайлович
Ответчики
Центр "Мои документы"
Управление Росреестра по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее