14RS0035-01-2022-005158-73
Дело № 2а-3097/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 19 апреля 2022 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ивановой Натальи Васильевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказов в перераспределении земельных участков, возложении обязанности принять решение о перераспределении земельных участков путем предварительного согласования предоставления указанных земельных участков,
у с т а н о в и л :
Иванова Н.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ___, однако в удовлетворении ее заявления о перераспределении данного земельного участка административным истцом незаконно отказано. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просила признать незаконным отказ административного ответчика от 28 января 2022 г. № 312-ДИЗО/22, обязать его принять решение о перераспределении земельного участка путем предварительного согласования предоставления указанного земельного участка.
Также Иванова Н.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: г. ___ однако в удовлетворении ее заявления о перераспределении данного земельного участка административным истцом незаконно отказано. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просила признать незаконным отказ административного ответчика от 28 января 2022 г. № 331-ДИЗО/22, обязать его принять решение о перераспределении земельного участка путем предварительного согласования предоставления указанного земельного участка.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04 апреля 2022 г. данные административные иски объединены в одно производство.
Административный истец Иванова Н.В. и ее представитель Матвеева С.К. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств не заявили, об отложении судебного заседания не просили. С учетом мнения явившегося представителя административных ответчиков суд определил рассмотреть данное дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административных соответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска Александрова С.Н. административный иск не признала, ссылаясь на законность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании запрашиваемые земельные участки расположены на территории, для которой утвержден проект межевания территории, в соответствии с последним перераспределение земельных участков в запрашиваемых границах не предусмотрено.
Суд, заслушав объяснения представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.
15 декабря 2021 г. административный истец обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением № 101296-101-2021 (входящий № 6511-ДИЗО/21) о перераспределении ей земельного участка с кадастровым номером ___
28 января 2022 г. Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска административному истцу направил уведомление № 312-ДИЗО/22 об отказе в перераспределении земельного участка.
15 декабря 2021 г. административный истец обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением № 101266-101-2021 (входящий № 6514-ДИЗО/21) о перераспределении ей земельного участка с кадастровым номером ___ расположенного по адресу: г. Якутск, Дачный поселок писателей, Сергелях.
28 января 2022 г. Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска административному истцу направил уведомление № 332-ДИЗО/22 об отказе в перераспределении земельного участка.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку уведомления о принятых решениях датированы 28 января 2022 г., административные исковые заявления поступили в суд 18 марта 2022 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием удовлетворения заявленных требований является совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца. Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из материалов дела установлено, что административный истец на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером ___ право собственности зарегистрировано 15 октября 2018 г., а также земельным участком с кадастровым номером ___, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и никем не оспаривается.
Из материалов дела следует, что к вышеуказанным заявлениям от 15 декабря 2021 г. административный истец приложила схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которым она просила перераспределить земельные участки с кадастровыми номерами ___, общие площади вновь образуемых земельных участков составляют согласно данным схемам 753 кв.м и 732 кв.м соответственно.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
Частью 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
При этом в силу ч. 3 данной статьи перераспределение в данном случае осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Юридически значимым обстоятельством по делу является установление факта расположения испрашиваемого к перераспределению земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, и соответствия перераспределения земельного участка данному проекту. Судом по настоящему делу истребован графический материал (чертежи) проекта межевания территории квартала «96» городского округа «город Якутск» с целью установления соответствия земельного участка, образуемого в результате перераспределения, утвержденному проекту межевания территории.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД) от 21 декабря 2021 г. № 07-072948 и от 21 декабря 2021 г. № 07-072948, проекту планировки и межевания территории квартала «100» городского округа «город Якутск», утвержденному распоряжениями Окружной администрации г. Якутска от 19.05.2016 № 796р и от 19.12.2017 № 2168р, проекту планировки территории кварталов 150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска, утвержденного распоряжением ОА г. Якутска от 21.10.2013 № 319/1зр, испрашиваемые для перераспределения земельные участки расположены в территориальной зоне «Ж-2А» для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа «город Якутск», соответствуют ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии), не соответствуют проекту межевания территории.
Указанные обстоятельства подтверждаются графическим материалом, являющимся приложением к утвержденному по результатам публичных слушаний проекту межевания территории квартала «100» городского округа «город Якутск».
Так, из указанного графического чертежа видно, что испрашиваемые для перераспределения земельные участки расположены в территории, для которой утвержден проект межевания территории, вместе с тем последним не предусмотрена возможность их перераспределения путем присоединения к принадлежащим административному истцу земельным участкам территории в испрашиваемых административным истцом границах, поскольку эта территория входит в предусмотренный проектом межевания территории земельный участок иной площадью и в иных границах.
Как установлено из материалов дела и объяснений сторон изменения в проект межевания территории в части земельных участков с кадастровыми номерами ___ в испрашиваемых административным истцом границах и конфигурации не внесены. Между тем в силу приведенных выше норм земельного законодательства перераспределение земельного участка в случае наличия утвержденного проекта межевания территории осуществляется на основании данного нормативного правового акта, а не на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной административным истцом по настоящему делу.
Изменения в проект межевания и планировки территории квартала «100», Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в этой части также не внесены.
В части 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований отказа в перераспределении земель и (или) земельных участков, иных оснований отказа земельным законодательством не предусмотрено. В соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков определен в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из указанных в нем оснований. Так, в силу пп. 11 п. 9 ст. 39.29, пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ таким основанием является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пп. 13 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ основанием для отказа в перераспределении является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не подлежит формированию в указанных административным истцом границах ввиду нарушения требований градостроительной документации, а именно в связи с несоответствием утвержденному проекту межевания территории квартала «100» городского округа «город Якутск».
С учетом изложенного, отказ административного ответчика является законным, решение принято в рамках полномочий органа местного самоуправления в установленном порядке. Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных ст. 62 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, административным истцом не доказано, что оспариваемым действием нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░.