Мотивированное решение
составлено 24 декабря 2021 года
УИД 66RS0043-01-2021-002579-58
Дело № 2а-1856/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2021 года г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Медведевой О.В.,
при секретаре Проскурниной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 28 по Свердловской области к Замольскене С.А. о взыскании с физического лица обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в Новоуральский городской суд Свердловской области с вышеназванным административным иском, в котором просит взыскать с административного ответчика Замольскене С.А. в свою пользу недоимку по пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 0 руб. 04 коп., недоимку транспортному налогу и пени в общем размере 12440 руб. 13 коп., а также ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд с административным исковым заявлением по требованиям № ХХХ, № ХХХ.
В обоснование исковых требований указано, что Замольскене С.А. являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, поскольку за ней в налоговые периоды (2014-2016 г.г.) было зарегистрировано движимое и недвижимое имущество, признанное объектами налогообложения. Налогоплательщику предлагалось в добровольном порядке уплатить суммы налогов и пени, в адрес Замольскене С.А. налоговым органом направлялись требования от ХХХ № ХХХ, от ХХХ № ХХХ, от ХХХ № ХХХ, от ХХХ № ХХХ, от ХХХ № ХХХ, в которых указывалось о наличии задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени. По сведениям налогового органа налогоплательщик имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени в общем размере 12440 руб. 17 коп. На основании изложенного, просил взыскать с Замольскене С.А. в пользу МИФНС России № 28 по Свердловской области недоимку по пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 0 руб. 04 коп., недоимку транспортному налогу и пени в общем размере 12440 руб. 13 коп., всего в размере 12440 руб. 17 коп.
Административный истец, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела путем направления судебных извещений, в том числе публично, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном сайте суда (novouralsky.svd.sudrf.ru), в судебное заседание представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения, а также публично, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном сайте суда (novouralsky.svd.sudrf.ru), в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в свое отсутствие в суд до начала судебного заседания ходатайств не представила.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть настоящее административное дело при указанной явке.
Рассмотрев требования административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с ч. 1 ст.399Налогового кодексаРоссийскойФедерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст.400Налогового кодексаРоссийскойФедерации).
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество, в частности: квартира, комната (п. 2 ч. 1 ст.401Налогового кодексаРоссийскойФедерации).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст.409Налогового кодексаРоссийскойФедерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Свердловской области № 43-ОЗ от 29.11.2002 «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области».
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Таким образом, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у последнего недоимки.
В соответствии со статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что в налоговые периоды (2014-2016г.г.) Замольскене С.А. являлась владельцем транспортных средств: автомобиль грузовой без марки ХХХ, VIN ХХХ, ХХХ года выпуска; трактор ХХХ, ХХХ года выпуска; автомобиль ХХХ, ХХХ года выпуска, VIN ХХХ. Кроме того Замольскене С.А. до 19.02.2016 принадлежало на праве собственности машино-место по адресу: г.Е., ул.П., ХХХ.
В установленные законом сроки обязанность по уплате имущественных налогов налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 28 по Свердловской области в адрес Замольскене С.А. были направлены требования: от ХХХ № ХХХ об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 8175 руб. 26 коп, в срок до 20.11.2015; от ХХХ № ХХХ об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 6608 руб., пени в размере 147 руб. 58 коп., уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 20 руб., пени в размере 0 руб. 45 коп., в срок до 14.03.2017; от ХХХ № ХХХ об уплате пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 1372 руб. 80 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0 руб. 70 коп., в срок до 12.12.2017; от ХХХ № ХХХ об уплате недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 67 руб., пени в размере 05 руб. 96 коп., в срок до 09.01.2019; от ХХХ № ХХХ об уплате пени по налогу на имущество физических лиц, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общем размере 519 руб. 76 коп., в срок до 31.03.2020.
Указанные требования административным ответчиком в добровольном порядке исполнены частично, что послужило основанием для обращения МИФНС России №28 по Свердловской области 18.06.2021 к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены 09.08.2021 в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с указанным административным иском о взыскании недоимки по налогу и пени.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз.3 п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу абз.2 п.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день возникновения правоотношений) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз.3 п.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день возникновения правоотношений)).
В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для отказа в удовлетворении административного иска является пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено законом (часть 7 статьи 219 поименованного кодекса).
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.
Как следует из материалов административного дела, сумма налогов, пеней в течение трех лет с даты исполнения требования от ХХХ № ХХХ превысила 3 000 рублей, соответственно, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций по требованиям от ХХХ № ХХХ, от ХХХ № ХХХ, истекал 14.09.2017, по требованию от ХХХ № ХХХ – 12.06.2021. Налоговый орган к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Замольскене С.А. недоимки по имущественным налогам обратился 18.06.2021, то есть с пропуском установленного законом срока.
Доказательств обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки административным истцом не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, и разрешая ходатайство административного истца о восстановлении срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд не усматривает уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с административным иском (заявлением о выдаче судебного приказа), поскольку у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные сроки, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено, никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговому органу в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а в последующем с административным исковым заявлением, не имелось.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд за взысканием задолженности по требованиям от ХХХ № ХХХ, от ХХХ № ХХХ, от ХХХ № ХХХ, и отсутствии оснований для восстановления указанного срока, ввиду отсутствия доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока, в этой связи в данной части административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Согласно абз. 3 п.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Вместе с тем, по требованиям от ХХХ № ХХХ об уплате недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 67 руб. 00 коп., пени в размере 05 руб. 96 коп., от ХХХ № ХХХ об уплате пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0 руб. 04 коп., срок обращения в суд налоговым органом соблюден, поскольку обращение в суд последовало 18.06.2021, то есть в пределах срока, предусмотренного абз.3 п.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, который истекал 09.07.2022. После отмены судебного приказа 09.08.2021, МИФНС России № 28 по Свердловской области с соблюдением срока, установленного абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилась в суд с указанным иском (08.11.2021).
Поскольку административным ответчиком обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год в размере 67 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 05 руб. 96 коп., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 0 руб. 04 коп. не исполнена, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в данной части.
Представленный административным истцом расчет суд находит правильным, произведен административным истцом в соответствии с требованиями закона и не оспаривается ответчиком.
Оснований для освобождения административного ответчика от уплаты обязательных платежей и санкций судом не установлено.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что исковые требования административного истца удовлетворены частично, с Замольскене С.А. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 28 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░░░, ░░.░., ░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 28 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░░░ 67 ░░░. 00 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 05 ░░░. 96 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 0 ░░░. 04 ░░░., ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 73 ░░░. 00 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░