Дело№33а-3684/2021(суд 2 инстанции) Докладчик Семёнов А.В.
Дело №2а-1118/2021 (суд 1-й инстанции) Судья Филатова С.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Астровко Е.П.,
судей Емельяновой О.И. и Семёнова А.В.,
при секретаре Савельевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 12 октября 2021 года административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Ковардицкое Муромского района Владимирской области на решение Муромского городского суда Владимирской области от 24 июня 2021 года, которым удовлетворены требования Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муромский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Ковардицкое Муромского района, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика в части обеспечения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства и обязать его в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Савково Муромского района Владимирской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории д. Савково Муромского района не оборудованы контейнерами, не имеют водонепроницаемого покрытия и ограждения. Накопление твердых коммунальных отходов при отсутствии оборудованных площадок осуществляется непосредственно на земле, что способствует распространению отходов за пределы площадок и образованию стихийных свалок, приводит к загрязнению почвы, негативно влияет на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в населенном пункте, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Определением суда от 25 мая 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ЭКО-транс».
Решением Муромского городского суда Владимирской области от 24 июня 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Ковардицкое Муромского района в части обеспечения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, на администрацию муниципального образования Ковардицкое Муромского района возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Савково Муромского района Владимирской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация муниципального образования Ковардицкое Муромского района, не возражая против удовлетворения требований прокурора, просит увеличить срок исполнения решения суда до 6 месяцев с момента вступления его в законную силу. Указывает, что администрацией была направлена заявка на предоставление субсидий на реализацию мероприятий в рамках ведомственного проекта «Благоустройство сельских территорий», но решение по ней до настоящего времени не принято. В отсутствие финансовых ресурсов судебное решение не может быть исполнено в требуемый прокуратурой срок.
Административным истцом Муромской городской прокуратурой представлены возражения на апелляционную жалобу.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей административного ответчика администрации МО Ковардицкое Муромского района, заинтересованного лица ООО «ЭКО-транс», извещенных надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Заслушав объяснения представителя административного истца прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Владимирской области Потапкова Г.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено также в Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со статьями 21 и 22 указанного Закона, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Муромской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО Ковардицкое Муромского района требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, которой на территории д. Савково Муромского района выявлены места накопления твердых коммунальных отходов, не оборудованные контейнерами и не имеющие водонепроницаемого покрытия и ограждения. По результатам проверки прокурор города Мурома обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации МО Ковардицкое Муромского района.
Исходя из совокупности доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в д. Савково на администрацию МО Ковардицкое.
С выводами суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия, находя их соответствующими нормам материального и процессуального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Владимирской области от 14 ноября 2014 года № 121-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Владимирской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
По смыслу статьи 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Установленный судом первой инстанции трехмесячный срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, поскольку непринятие мер по организации и надлежащему содержанию места накопления ТКО негативно влияет на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в населенном пункте и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения возложенной обязанности в установленный срок ввиду отсутствия необходимых для этого денежных средств подлежат отклонению, поскольку выполнение органами местного самоуправления установленных законодательством полномочий не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения в части установленного срока для выполнения заявленных прокурором требований, административный ответчик не лишен возможности обратиться в Муромский городской суд с заявлением в порядке статьи 189 КАС РФ о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 35 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░