Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-222/2023 (2а-1773/2022;) ~ М-1286/2022 от 29.09.2022

Дело № 2а-222/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2023 года г.Смоленск

Смоленский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего судьи Стеблевой И.Б.,

при секретаре Макаренковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску 1 к Главе администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании действий незаконными, возложении обязанности,

установил:

1 уточнив исковые требования, обратилась в суд с иском к Главе администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании действий незаконными, возложении обязанности, указав, что истец обратилась <дата> с заявлением в Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области с просьбой включить в границы населенного пункта земельный участок с кадастровым номером 67:18:0050402:1135, площадью 47000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения. В ответ на указанное заявление Глава муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области письмом от <дата> № <номер> ответила отказом во включении вышеуказанного земельного участка в границы населенного пункта по следующим причинам: получен ответ от Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию от <дата> за вх. № <номер> содержащий возражение о включение вышеуказанного земельного участка в границы населенных пунктов, так как это влечет к сокращению земель сельскохозяйственного использования; земельный участок состоит из 2 контуров, контур № <номер> находится около д<адрес>, общей границы не имеет, на указанный контур накладывается проектируемая водоохранная зона. Контур № <номер> находится около д. Копанка. На указанный контур накладывается охранная зона линий электропередач ВЛ- 10кВ № <номер> от <адрес> также не представлено технико-экономическое обоснование, не указано для каких целях необходимо внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Талашкинского сельского поселения 2 <адрес> 2 <адрес> в части включения в границы населенного пункта. Истец находит указанные действия Главы муниципального образования « 2 <адрес>» 2 <адрес> незаконны, в связи с тем, что нарушена процедура включения земельного участка в границы населенного пункта, а именно не проведены публичные слушания по вопросу включения земельного участка с кадастровым номером № <номер>, площадью 47000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в границы населенного пункта, в нарушение ст.4.1 Федерального закона №191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» от <дата>, которой предусмотрен порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов. На основании изложенного просит признать незаконными действия Главы муниципального образования « 2 <адрес>» 2 <адрес> в части не проведения публичных слушаний по вопросу включения земельного участка с кадастровым номером № <номер> площадью 47000 кв.м., расположенного по адресу: 2 <адрес>, 2 <адрес>, Талашкинское сельское поселение, ПК АОЗТ «Моготово» в границы населенного пункта; обязать Главу муниципального образования « 2 <адрес>» 2 <адрес> провести публичные слушания по. вопросу включения земельного участка с кадастровым номером № <номер>, площадью 47000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>» в границы населенного пункта.

Административный истец 1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявляла.

Представитель Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, Главы МО « 2 <адрес>» 5 в судебном заседании требования не признала, пояснила, что доводы истца основаны на неверном толковании законодательства, поскольку указанная истцом норма действовала до 2012 года и при отсутствии в сельском поселении, утвержденного Генерального плана и Правил землепользования и застройки, вместе с тем на территории Смоленского района все сельские поселения имеют Генеральные планы и ПЗЗ. В данном случае при разрешения вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта применяет порядок, регламентированный ст.ст. 24, 25 ГрК РФ, в соответствии с которыми публичные случая проводятся по утвержденному проекту генерального плана, однако истцу отказано до проектной стадии. Заявление истца о включении земельного участка в границы населенного пункта рассмотрено <дата> на заседании комиссии по подготовке проекта по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений МО «Смоленский район», где рекомендовано отказать в удовлетворении заявления. Решением Главы МО «Смоленский район» в удовлетворении заявления 1 отказано.

Представитель Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв, в котором в удовлетворении требований просил отказать, ссылаясь на следующие основания: рассмотрев запрос Администрации МО «Смоленский район» от <дата> Департамент указал на невозможность включения земельного участка в границы населенного пункта, поскольку основным принципом Федерального Закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является сохранение целевого использования таких земельных участков. Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от <дата> установлено, что национальными интересами государства в сфере продовольственной безопасности являются в числе прочих сохранение земель сельскохозяйственного назначения, восстановление и повышения их плодородия, рациональное использование таких земель. Включение земельного участка в границы населенных пунктов в целях жилищного строительства повлечет за собой уменьшение площадей для возделывания сельскохозяйственных культур и воспроизводства объектов животноводства. Вывод земель из сельскохозяйственного оборота нарушит основные цели государственной аграрной политики, направленные на сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов. Также указали, что довод истца о нарушении порядка проведения публичных слушаний является ошибочным, поскольку в соответствии со ст.5.1 ГрК РФ публичные слушания проводятся по утвержденным проектам генеральных планов. В соответствии с решением администрации МО «Смоленский район» от <дата> № <номер> административному истцу отказано во внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Талашкинского сельского поселения, из чего следует, что требования истца о проведении публичных слушаний являются незаконными.

Заслушав пояснение представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ удовлетворение судом требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными возможно в случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ст.178 и ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. При недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земли и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

Как усматривается из материалов административного дела, 1, являющаяся с <дата> (дота регистрации права) собственником земельного участка площадью 47 000 кв.м с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: 2 <адрес>, 2 <адрес> <дата> обратилась в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о включении вышеуказанного земельного участка в границы населенного пункта ( л.д.32, 67-69).

Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области <дата> обратилась с запросом в Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию о дачи заключения о возможности исключения указанного земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в целях перевода в иные категории ( л.д.30-31).

Согласно ответа Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию от <дата>, что 2 возражает, в том числе и в части включения в границы населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером № <номер>, так как это влечет к сокращению земель для сельскохозяйственного производства, что противоречит Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от <дата> (л.д.29).

Решением комиссии по подготовке проекта по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений МО «Смоленский район» от <дата> № <номер> рекомендовано отказать 1 во внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденные решением Совета депутатов Талашкинского сельского поселения Смоленского района и области от <дата> № <номер> в части включения в границы населенного пункта земельного участка с кадастровым номером № <номер>, по тем основаниям, что Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству возражает о включении участка в границы населенного пункта, поскольку это влечет к сокращению земель сельскохозяйственного использования; земельный участок состоит из 2-х контуров: контур № <номер> находится около д. Муханино, общей границы не имеет, на указанный контур накладывается проектируемая водоохранная зона; контур № <номер> находится около д. Копанка. На указанный контур накладывается охранная зона линий электропередач ВЛ- 10кВ № <номер> от <адрес>, Пионерского Талашкинского сельского поселения. На рассмотрение заявителем не представлено технико-экономическое обоснование, не указано для каких целях необходимо внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в части включения в границы населенного пункта.

Решением, оформленным письмом от <дата> Главы МО «Смоленский район» Смоленской области 6 отказано во внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в отношении земельного участка с кадастровым номером № <номер>, в части включения в границы населенного пункта земель сельскохозяйственного назначения (л.д.26-28).

В соответствии с п.1 ст.8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно п.3 ч.1 ст.7 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В силу ч. 1 ст. 8 данного Закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с п.1 ст.84 ЗК РФ установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Как следует из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

Судом установлено, что решением Совета депутатов Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от <дата> № <номер> утвержден генеральный план и Правила землепользования и застройки Талашкинского сельского поселения.

Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Процедура внесения изменений в генеральный план регламентирована статьями 9, 24 и 25 ГрК РФ ( ч.17 ст. 24 ГрК РФ)

Согласно части 16 статьи 24 ГрК РФ обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план вправе органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица.

Согласно части 3 статьи 28 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частью 3.1 и 3.2 настоящей статьи.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 ГрК РФ).

В соответствии с указанными выше нормами подготовка внесения изменений в генеральный план поселения предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся: принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; обязательное согласование проекта в соответствии со статьей 25 ГрК РФ; обязательное рассмотрение проекта на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ; принятие решения представительным органом местного самоуправления (статья 24 ГрК РФ).

Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что глава муниципального района при поступлении к нему соответствующих заявлений принимает решение о подготовке проектов о внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки либо об отклонении предложений о внесении данных изменений.

В соответствии со ст.28 ГрК РФ при отсутствии в рассмотренном споре принятого главой МО «Смоленский район» решения о подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план, отсутствие самого проекта у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по организации и проведению публичных слушаний.

Вопреки доводам истца, возможность применения порядка установленного ч. 1.1 ст. 4.1 Федерального закона от <дата> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", предусматривающая упрощенный порядок принятия решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида его разрешенного использования, ограничена сроком - до <дата>, в силу прямого указания данной нормы.

Заявляя рассматриваемый административный иск 1 фактически выражает свое не согласие с заключением комиссии по результатам общественных обсуждений, однако вопрос о целесообразности включения или не включения земельных участков административного истца в границы населенного пункта, на чем основаны административный иск, выходит за рамки полномочий суда, поскольку суд, в данном случае, не вправе обязывать принимать решение о включении этих земельных участков в границы населенного пункта.

На основании изложенного, с учетом приведенных норм права, суд находит требования административного истца, не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.03.2023

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-222/2023 (2а-1773/2022;) ~ М-1286/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Добровольская Светлана Викторовна
Ответчики
Глава МО "Смолеснкий район" Смоолеснкой области
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Судья
Стеблева Ирина Борисовна
Дело на сайте суда
smol--sml.sudrf.ru
29.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2022Передача материалов судье
04.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.11.2022[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
28.11.2022Судебное заседание
15.12.2022Судебное заседание
13.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
15.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2023Дело оформлено
20.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее