Дело №а-1991/2023
УИД 55RS0№-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Еськовой Ю. М.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи ФИО2,
секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев 4 апреля 2023 года в открытом судебном заседании в городе Омске дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратуре <адрес>, прокурору Кировского административного округа <адрес> о признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд <адрес> с указанным выше административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора Кировского административного округа <адрес> направила заявления и жалобы на неправомерные действия со стороны отдела полиции № по <адрес> по факту непринятия мер по её двум заявлениям о возбуждении уголовного дела в отношении ФИО4 за мошенничество. Указанные заявления административным ответчиком объективно, всесторонне и своевременно не рассмотрены, исчерпывающие ответы не даны.
Просит суд признать действия прокурора Кировского административного округа <адрес> незаконными и обязать рассмотреть обращения.
В соответствии с частью 5 статьи 41, частью 2 статьи 47, статьей 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в административном деле в качестве административных ответчиков привлечены Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратура <адрес>, в качестве заинтересованных лиц - УМВД России по <адрес>, отдел полиции № УМВД России по <адрес> (л.д. 2-3,72-73).
В судебном заседании административный истец ФИО1, а также представитель заинтересованного лица отдела полиции № УМВД России по <адрес>, при надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, участия в судебном заседании не принимали.
Представитель административного ответчика прокуратуры <адрес>, ФИО5, действующая на основании доверенности и представляющая, в том числе интересы административных ответчиков Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокурора Кировского административного округа <адрес> (л.д. 23, 100), административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие незаконного бездействия со стороны прокуратуры Кировского административного округа <адрес>. В обоснование позиции представила письменные возражения на административный иск (л.д.24-28).
Представитель заинтересованного лица УМВД России по городу Омску, действующий на основании доверенности ФИО6 (л.д. 98-99) позицию стороны административных ответчиков поддержал.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдение срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения (пункт 1 часть 1); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 4 часть 1); уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункт 5 часть 1).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 поименованного выше закона).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно положений статьи 10 названного федерального закона, в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями и в установленные федеральным законодательством порядке и сроки разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (части 1, 2).
В целях установления единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации приказом Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена инструкция, пунктом 5.1 которой установлено, что обращения, в том числе граждан, разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Так, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю (пункт 3.1. Инструкции).
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя (пункт 3.2 Инструкции).
Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя (пункт 3.4 Инструкции).
Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (пункт 3.5 Инструкции).
В силу пункта 5.1 Инструкции обращения, в том числе граждан, разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.
В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней (пункт 5.8 Инструкции).
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на имя прокурора Кировского АО <адрес> направила почтовой связью заказное письмо, которому присвоен почтовый идентификатор 64410673019403 (л.д.4), и которое ДД.ММ.ГГГГ было вручено уполномоченному представителю адресата – прокуратуры Кировского АО <адрес> (л.д.75).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Кировского АО <адрес> указанное обращение ФИО1 направлено начальнику УМВД России по <адрес> для рассмотрения по существу, о чем ФИО1 было сообщено для сведения, путем направления в её адрес заказной почтовой корреспонденции с штриховым почтовым идентификатором № (л.д.50, 53).
Из сформированного на официальном сайте АО «Почта России» отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № в адрес ФИО1 от отправителя - прокуратура Кировского административного округа <адрес>, следует, что указанное почтовое отправление ДД.ММ.ГГГГ было принято в отделение связи 644050, Омск и ДД.ММ.ГГГГ прибыло в место вручения 644045, Омск, ДД.ММ.ГГГГ возвращено отправителю из-за истечения срока хранения (л.д.57-58).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на имя прокурора Кировского АО <адрес> вновь направила почтовой связью заказное письмо с просьбой отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело, которому был присвоен почтовый идентификатор 64410674005146 (л.д.4, 30-31).
Жалоба ФИО1 была получена уполномоченным представителем прокуратуры Кировского АО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.75), и по итогам рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Кировского АО <адрес> вынесено постановление об отказе в её удовлетворении, поскольку, на момент поступления обращения от ФИО1, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ было отменено на основании постановления заместителя прокурора Кировского административного округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и материал направлен в ОП № УМВД России по <адрес> для организации дополнительной проверки, о чем ФИО1 была уведомлена (л.д.32-33,34,35).
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении жалобы направлено в адрес ФИО1 посредством заказной почтовой корреспонденции ДД.ММ.ГГГГ с почтовым идентификатором № (л.д.59 -60).
Из сформированного на официальном сайте АО «Почта России» отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № в адрес ФИО1 от отправителя - прокуратура Кировского административного округа <адрес>, следует, что указанное почтовое отправление ДД.ММ.ГГГГ было принято в отделение связи 644050 <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ прибыло в место вручения 644045 <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ почтовое отправление возвращено отправителю из-за истечения срока хранения (л.д.61).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на имя прокурора Кировского АО <адрес> направила почтовой связью заказное письмо с просьбой о возбуждении уголовного дела и принятии мер к лицам, затягивающим проведение надлежащей проверки и возбуждение уголовного дела, которому присвоен почтовый идентификатор 64410679008883 (л.д.4, 36-39).
Жалоба ФИО1 была получена уполномоченным представителем прокуратуры Кировского АО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.75).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Кировского АО <адрес> вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалобы ФИО1, о чем в адрес последней посредством заказной почтовой корреспонденции направлено осведомительное письмо с почтовым идентификатором № (л.д.48, 49, 64).
Согласно сформированному на официальном сайте АО «Почта России» отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № в адрес ФИО1 от отправителя - прокуратура Кировского административного округа <адрес>, следует, что указанное почтовое отправление ДД.ММ.ГГГГ было принято в отделение связи 644050 <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ прибыло в место вручения 644045 <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ указанное почтовое отправление вручено адресату (л.д.90).
Таким образом, с учетом приведенного нормативного регулирования применительно к установленным по настоящему делу фактическим обстоятельствам, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий прокуратуры Кировского административного округа <адрес> незаконными, поскольку прокуратурой все поступившие от ФИО1 обращения были рассмотрены с соблюдением регламентированных законом порядка, сроков, и ответы надлежащим образом направлены в адрес лица по указанному ею в данных обращениях адресу.
При этом неполучение ФИО1 адресованной на её имя из прокуратуры Кировского административного округа <адрес> почтовой корреспонденции, доставленной по надлежащему адресу (644045 <адрес>), вызвано зависящими именно от неё обстоятельствами, что следует из содержания отчетов об отслеживании отправлений (л.д. 57 - 58, 61, 67).
В свою очередь, само по себе несогласие ФИО1 с содержанием ответов не может свидетельствовать о незаконности действий должностных лиц прокуратуры.
На основании статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным, поскольку согласно пункту 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из содержания приведенной нормы права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является совокупность условий: не соответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) требованиям закона и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
В рассматриваемом случае такая совокупность условий не установлена, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения настоящего административного иска объективно не имеется.
руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░. ░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.