УИД 11RS0014-01-2023-000553-57
Дело № 2а-350/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«30» октября 2023 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Казариновой М.В, с участием помощника прокурора Корткеросского района Буториной К.Р., административного истца Старцева А.В., рассмотрел административное дело по административному исковому заявлению Старцева А.В. об изменении порядка исполнения установленного ограничения административного надзора,
установил:
Старцев А.В. обратился через ОМВД по Корткеросскому району с заявлением об изменении порядка исполнения установленного ограничения административного надзора в виде обязательной явки в ОМВД по месту жительства для отметки у участкового, с учетом ограничения движения, в связи с установлением <...>. В обоснование заявления указано, что Старцеву А.В. установлен <...> <...>, находится на <...>, в связи с чем просит назначить отметки по надзору по месту жительства у участкового.
Судом в качестве административного ответчика, с учетом категории рассматриваемого административного иска, привлечено ОМВД по Корткеросскому району.
Административный истец Старцев А.В. на иске настаивал, просил установить возможность регистрации в <адрес> до окончания <...>, суду пояснив, что в последние разы он отмечался у участкового уполномоченного ОМВД по Корткеросскому району по месту его жительства в <адрес>, но хотел бы получить какую то бумагу, подтверждающую эту возможность, чтобы вновь не привлекут к административной ответственности за неявку на регистрацию в ОМВД в с. Корткерос, куда он приезжать не может.
Представитель административного ответчика на судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В отзыве административного ответчика ОМВД России по Корткеросскому району указано об отсутствии возражений по заявленным Старцевым требованиям в рамках установленного административного надзора: отмечаться по месту его жительства в <адрес>, на период его нахождения на <...>.
Суд, с учетом положений ч. 5 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав административного истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в исковых требованиях Старцеву А.В. в полном объеме, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) и Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту – Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ) предусмотрены основания и порядок установления и отмены административных ограничений.
В соответствии с ч.3 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора и административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений могут подаваться в суд органом внутренних дел или поднадзорным лицом либо его представителем.
В силу ч.2 ст. 272 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
В соответствии с положениями статей 1 и 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64, административный надзор и административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора.
Согласно ст.6 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.9 настоящего Федерального закона.
Положениями ч. 1 ст. 10 Закона № 64-ФЗ предусмотрено право поднадзорного лица на обращение в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора и о частичной отмене установленных судом административных ограничений; а также обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора и др.
При установлении решением Сыктывкарского городского суда РК от <дата> административного надзора Старцеву А.В. сроком <...> с административными ограничениями в виде: обязательной явки 3 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания в определенных местах, а именно: барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив, принято во внимание осуждение Старцева приговором Сыктывкарского городского суда РК от <дата> по <...>, измененным постановлением Сыктывкарского городского суда РК от <дата>, признавшим Старцева осужденным по <...>. <дата> постановлением Сыктывкарского городского суда Старцев А.В. переведен в <...>, <дата> постановлением Усть-Вымского районного суда РК переведен из <...> в <...>. Старцев А.В. за период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характеризуется отрицательно.
После освобождения <дата> из мест лишения свободы в отношении Старцева А.В. <дата> заведено дело административного надзора за ХХХ, и последний поставлен на профилактический учет. В тот же день Старцев А.В. ознакомлен с графиком прибытия на регистрацию, предупрежден об ответственности за несоблюдение установленных судом ограничений.
Как следует из общественно-бытовой характеристики Старцев А.В. характеризуется посредственно, <...>
Факт привлечения к административной ответственности по <...> КоАП РФ подтверждается справкой на физическое лицо от <дата>.
Согласно ст.11 Закона № 64-ФЗ поднадзорное лицо обязано явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания, также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст.12 данного Закона предусмотрены полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора, в т.ч. разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей; вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора; систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей; вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений и др.
При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право, в т.ч. вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей; проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения и др.
В исключительных случаях, предусмотренных законодательством орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории.
Как было указано выше, законодательными актами, регулирующими основания и порядок установления, изменения, отмены административных ограничений (гл. 29 КАС РФ, Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ), не предусмотрено разрешение в судебном порядке вопросов исполнения установленных административных ограничений.
Таким образом, разрешая заявленные требования, определив обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и руководствуясь нормами Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», суд не находит основания для удовлетворения административных исковых требований в части изменения порядка исполнения установленного административного надзора в виде административного ограничения о необходимости явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно п.1 ст.1, ч.2 ст. 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор- это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом. Порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Из норм и требований, установленных ст.12, 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденного Приказом МВД России от 08.07.2011 № 818, разработанного в соответствии с ч.2 ст. 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее- Порядок) следует, что на полицию возлагаются обязанности осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно, а также предоставлено полиции право для выполнения возложенных на нее обязанностей применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Порядком установлено, что начальник территориального органа внутренних дел осуществляет контроль и несет персональную ответственность за соблюдение порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Заместитель начальника территориального органа МВД России, ответственный за деятельность подразделения по надзору или иных должностных лиц, организуя мероприятия по осуществлению административного надзора, поручает руководителю подразделения по надзору или иным должностным лицам проведение необходимых мероприятий по организации и осуществлению административного надзора в отношении поднадзорных лиц, проживающих (пребывающих или фактически находящихся) на территории обслуживания территориального органа; утверждает график прибытия по решению суда поднадзорного лица в территориальный орган на регистрацию. Сотрудники подразделения по надзору или иные должностные лица при осуществлении административного надзора: заводят по поручению заместителя начальника, ответственного за деятельность подразделения по надзору или иных должностных лиц, дела административного надзора, регистрируют их в установленном порядке. Ведут учет поднадзорных лиц, организуют работу по осуществлению наблюдения за ними в течение срока административного надзора; информируют в течение одного рабочего дня о постановке на учет в территориальном органе поднадзорного лица участкового уполномоченного полиции, на территории обслуживания которого будет проживать (пребывать или фактически находиться) данное лицо; вызывают поднадзорное лицо в территориальный орган, получают от него объяснения в устной или письменной форме и другие сведения по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения возложенных Федеральным законом обязанностей; реализуют мероприятия за выполнением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений. Вместе с тем, участковые уполномоченные полиции, также участвуя в осуществлении административного надзора: осуществляют наблюдение за поднадзорными лицами; проводят с поднадзорными лицами индивидуальную профилактическую работу, в ходе которой получают от них объяснения в устной или письменной форме и другие сведения по вопросам нарушения ими установленных судом административных ограничений и невыполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей и др.
Аналогичные обязанности предусмотрены в предоставленных административным ответчиком должностных инструкциях инспектора направления по осуществлению административного надзора и участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД по <адрес>. В частности инспектору предоставлено право в случает проживания (пребывания) поднадзорных лиц в труднодоступных или отдаленных от ОМВД местах или в иных случаях, в соответствии с утвержденным начальником ОМВД графиком прибытия на регистрацию, организовать проведение регистрации поднадзорных лиц у участкового уполномоченного полиции, обслуживающего соответствующий административный участок.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Приведенные Старцевым А.В. в административном иске обстоятельства, подтвержденные административным ответчиком, свидетельствуют о наличие иных обстоятельств, для разрешения вопроса по организации проведения регистрации у участкового уполномоченного полиции, обслуживающего соответствующий административный участок, в соответствии с утвержденными начальником ОМВД графиком прибытия на регистрацию, в частности малоподвижность поднадзорного лица, связанная с установлением в <...>, длительная <...> последнего.
Разрешая административный спор, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, проанализировав доводы административного иска применительно к требованиям законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку вопрос о порядке исполнения установленного ограничения административного надзора находится в полномочиях органов внутренних дел.
Вместе с тем, административный истец с письменным заявлением в ОМВД по Корткеросскому району по данному факту не обращался, данный вопрос административным ответчиком официально не разрешался, какой либо ответ или отказ отсутствует. Кроме того, из пояснений административного истца следует, что какой либо иной график прибытия поднадзорного лица на регистрацию в <адрес>, кроме ранее утвержденного, ему не устанавливался, однако в настоящее время со стороны ОМВД по Корткеросскому району принимаются меры для прохождения Старцевым регистрации по месту жительства в <адрес> через участкового уполномоченного, обслуживающего данный участок. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Руководствуясь ст. 177-180, ст. 273 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ <...> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░ ░.░.