УИД: 66RS0037-01-2024-000507-42
Дело № 2а-489/2024
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Лесной Свердловской области 08 мая 2024 года
Городской суд города Лесного Свердловской области в составе председательствующего судьи Саркисян Т.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению С.С.Ю. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России *** по *** о признании недоимки безнадежной к взысканию, зачете суммы излишне уплаченного налога
установил:
административный истец С.С.Ю. обратилась с иском в суд к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России *** по *** о признании недоимки безнадежной к взысканию, зачете суммы излишне уплаченного налога.
В обоснование требований истец указала, что в период с *** по *** административный истец осуществляла предпринимательскую деятельность и была зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России *** по *** (далее МРИ ***) с *** по *** и с *** по ***, а после изменения места жительства (миграции) - в Межрайонной ИФНС России *** по *** с *** по 22.11.2021г. В МРИ *** были закрыты *** сальдо по налогам передано в Межрайонную ИФНС России ***.
*** административный истец обнаружила задолженность в бюджет и через личный кабинет налогоплательщика обратилась в налоговый орган о неверной сумме долга, просила предоставить пояснения по расчету долга и пеням.
30.06.2023г. в личном кабинете налогоплательщика налоговым органом представлен ответ, из которого следует, что по состоянию на *** по данным налогового органа у С.С.Ю. числилась переплата в сумме 45864,29 руб., из них переплата свыше 3-х лет в сумме 22271,93 руб., которая не была учтена при сальдировании налогов, сборов и взносов при переходе на новую систему расчетов налогоплательщиков с бюджетом - единый налоговый счет. Налоговый орган со ссылкой на п. 3 ст. 4 Федерального закона от *** ***-Ф3 не признал сумму переплаты свыше 3-х лет 22271,93 руб., исключив из сальдо ЕНС. После проведения конвертации в единый налоговый счет по состоянию на *** в Межрайонной ИФНС России *** по *** у административного истца зафиксировано отрицательное сальдо ЕНС в сумме 58187,78 руб.
С указанной налоговым органом суммой отрицательного сальдо ЕНС С.С.Ю. не согласна, срок на возврат излишне уплаченного налога в размере 22271,93 руб. подлежит восстановлению, отказ налогового органа в зачете переплаты в счет погашения задолженности является незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до ***) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 3 статьи 78 НК РФ установлена обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В силу пункта 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
По обращению истца от *** налоговым органом 30.06.2023г. направлено письмо, согласно которого истцу стало известно, что у административного истца значилась переплата по уплате налогов и сборов в размере 45864,29 руб. Данное письмо содержит суммы переплат и наименование налога, по которым имеется переплата; сведения о дате излишне произведенных выплат также не указаны, письмо содержит только сведения об истечении срока уплаты, составляющего три года. Так же в письме указано, что платежи на сумму 22271,93 руб. в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» не признаны излишне перечисленными денежными средствами в связи с истечением трехлетнего срока со дня их уплаты.
Кроме того, административному истцу за период с 2018г. по 01.01.2023г. были исчислены и предъявлены к уплате налоги и обязательные взносы: по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. – 2051,00 руб., за 2021 г. – 374,00 руб.; по страховым взносам на пенсионное страхование за 2018 г. в сумме 7340,31 руб., за 2019 г. – 6296,29 руб., за 2020 г. – 32448,00 руб., за 2021 г. – 2902,93 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 1614,90 руб., за 2019 г. – 6166,92 руб., за 2020 год – 8426,00 руб., за 2021 год – 7536, 59 руб.
По состоянию на *** по данным налогового органа у административного истца имелась задолженность по налогам 81780, 14 руб. и сумма переплаты 45864,29 руб.
Однако на *** сумма налогов за вычетом суммы безнадежных ко взысканию сумм налога должна была составлять 39 183,52 руб. и при зачете суммы переплаты 45864,29 руб., задолженность по налогам отсутствует, имеется положительное сальдо ЕНС (Единый налоговый счет) 6680,77 руб.
Просит суд признать безнадежной ко взысканию указанной налоговой задолженности (по налогу на имущество физических лиц, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по сроку уплаты до *** и начисленные за указанные периоды пени) в общей сумме 62292,42 руб. (46084,60 руб. + 16207,82 руб.), обязать налоговый орган вернуть сумму имеющейся у налогоплательщика С.С.Ю. переплату по налогу в размере 22271,93 руб. и восстановить С.С.Ю. на дату *** положительное сальдо ЕНС в сумме 6680,77 руб.
Административный истец в настоящее судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайство об отложении слушания дела не заявила.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменные возражения по административному иску, из которых следует, что по состоянию на *** год налоговая задолженность административного истца составила 81 780 руб. 14 коп. (65 482,94 руб. - налог, 16297,20 руб. - пени). По состоянию на *** за налогоплательщиком числилась переплата в сумме 45864.29 руб., из них переплата свыше 3-х лет в сумме 22271,93 руб. С *** в соответствии с Федеральным законом от *** *** "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" произошел полный переход на новую систему расчетов налогоплательщиков с бюджетом - единый налоговый счет. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от *** № 263-ФЗ переплата свыше 3-х лет не признается единым налоговым платежом (далее – ЕНП) и не включается в сальдо ЕНС. В связи с чем, сумма переплаты свыше 3-х лет 22271,93 руб. исключена из сальдо ЕНС. При переходе на ЕНС вся переплата признается в качестве ЕНП. В соответствие с п. 8 ст. 45 Налогового Кодекса РФ, из денежных средств, поступивших на ЕНП, сначала погашается недоимка - начиная с налога с более ранним сроком уплаты, затем начисления с текущим сроком уплаты, затем пени, проценты и штрафы. Переплата на *** в сумме 23592,36 руб. зачтена в задолженность по налогам: налог на профессиональный доход 2250,00 руб., налог на имущество 2425,00 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 18917,36 руб. Оснований для признания недоимки, образовавшейся по состоянию на ***, безнадежной к взысканию не имеется, поскольку налоговым органом были приняты своевременные меры взыскания, решений судов об утрате возможности взыскания недоимки не выносилось. Просит в удовлетворении иска отказать.
Согласно части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Как следует из материалов дела, административный истец в качестве индивидуального предпринимателя была зарегистрирована в Межрайонной ИФНС России *** по *** с *** по *** и с *** по ***, после изменения места жительства (миграции) - в Межрайонной ИФНС России *** по *** с 24.04.2020г. по 22.11.2021г.
Налогоплательщик, осуществляя предпринимательскую деятельность применяла упрощённую систему налогообложения, являлась плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта доходы, страховых взносов, налога на профессиональны доход. Также, имея на праве собственности объекты недвижимости, являлась плательщиком налога на имущество.
В связи с миграцией карточки расчетов с бюджетом в МРИ *** были закрыты ***, сальдо по налогам передано в Межрайонную ИФНС России *** (Межрайонная ИФНС *** по *** является с *** правопреемником МРИ ***).
По состоянию на *** налоговая задолженность административного истца составила в размере 81780,14 руб. (65482,94 руб. - налог, 16297,20 руб. - пени), из них:
1. По налогу на имущество физических лиц ОКТМО 65737000 в сумме 4438,27 руб., из которых: 2051,00 руб. налог (начислено за 2018г. по сроку ***), 2387,27 руб. - пени. По налогу на имущество ОКТМО 65749000 в сумме 377,31 руб., из которых: 374,00 руб. налог (начислено за 2021г. по сроку ***), 3,31 руб. - пени.
2. По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере КБК 18*** в сумме 71903,8 руб., из них: 60807,94 руб. - налог, 11095,86 руб. - пени. Задолженность по взносам сложилась из начислений за 2018 год в сумме 7340,31 руб. по сроку уплаты ***, за 2019г. в сумме 26296,29 руб. по сроку уплаты ***., за 2020 год в сумме 32448,00 руб. по сроку уплаты *** и за 2021 год в сумме 29022,93 руб. по сроку уплаты ***. Уплата произведена в общей сумме 34299,59 руб. (*** – 510,24 руб., *** – 1033,80 руб., *** – 32448,00 руб., *** – 307,55 руб.), остаток задолженности составил – 60807,94 руб.
3. По страховым взносам на обязательное медицинское страхование КБК 18*** в сумме 2737,65 руб., вид платежа пени.
Начисления за 2018 год составили 1614,90 руб. по сроку уплаты ***, за 2019 г. – 6166,92 руб. по сроку уплаты ***, за 2020 год – 8426,00 руб., по сроку уплаты ***, за 2021 г. – 7536,59 руб. по сроку уплаты *** Задолженность по виду платежа налог на *** погашена полностью, переплата на *** составила 22498,37 руб.
4. Налог на профессиональный доход КБК 18*** в сумме 2323,11 руб., из них: 2250,00 руб. - налог (начислено по сроку ***), 73,11 руб. -пени.
По состоянию на *** за налогоплательщиком числилась переплата в сумме 45864,29 руб., из них переплата свыше 3-х лет в сумме 22271,93 руб., в том числе:
1. По налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до ***) по КБК 18*** в сумме 9362,00 руб. (налог). Данная переплата является переплатой свыше 3-х лет.
2. Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы по КБК 18*** в сумме 12620,00 руб.(налог) и в сумме 221,50 руб. (пени). Данная переплата является переплатой свыше 3-х лет.
3. Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ***) КБК 182*** в сумме 68,43 руб. (пени). Данная переплата является переплатой свыше 3-х лет.
4. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере КБК 18*** в сумме 1093,99 руб. (пени).
5. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере КБК 18*** в сумме 22498,37 руб. (налог).
Таким образом, сумма неисполненных обязанностей по налогам составила 81780,14 руб., а сумма излишне перечисленных средств 45864,29 руб., из них переплата свыше 3-х лет в сумме 22271,93 руб.
С *** в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» произошел полный переход на новую систему расчетов налогоплательщиков с бюджетом - единый налоговый счет. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от *** № 263-ФЗ переплата свыше 3-х лет не признается единым налоговым платежом (далее – ЕНП) и не включается в сальдо ЕНС.
На основании этого, налоговым органом сумма переплаты свыше 3-х лет 22271,93 руб. исключена из сальдо ЕНС.
При переходе на ЕНС вся переплата признается в качестве ЕНП. В соответствие с п. 8 ст. 45 Налогового Кодекса РФ, из денежных средств, поступивших на ЕНП, сначала погашается недоимка - начиная с налога с более ранним сроком уплаты, затем начисления с текущим сроком уплаты, затем пени, проценты и штрафы.
Переплата на *** в сумме 23592,36 руб. (45864,29 - 22271,93) зачтена налоговым органом в задолженность по налогам: налог на профессиональный доход 2250,00 руб., налог на имущество 2425,00 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 18917,36 руб.
Таким образом, по состоянию на *** отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщика С.С.Ю. составило – 58187,78 руб. (81780,14 – 45864,29 + 22271,93 = 58187,78), в т. ч. по налогу в сумме 41890,58 руб., пени в сумме 16297,20 руб.
Соответственно, по состоянию на *** за налогоплательщиком числится следующая задолженность: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ***) в размере 41 890,58 руб. (12867,65 руб. – за 2020 г. + 29022,93 руб. за 2021 г.) и пени в размере 16 297,20 руб., а всего 58187,78 руб.
Возврат налога с *** предусмотрен ст. 79 НК РФ (в ред. Федерального закона от *** N 263-ФЗ), до введения в действие данного закона предусмотрен статьей 78 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 78 НК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от *** N 173-О, указанная норма НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (часть 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 12 Постановления Пленума от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", разъяснил, что срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Установление сроков исковой давности (то есть срока для защиты интересов лица, права которого нарушены), а также последствий его пропуска обусловлено необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.10.2006 N 439-О, от 21.12.2006 N 576-О, от 20.11.2008 N 823-О-О, от 28.05.2009 N 595-О-О, 28.05.2009 N 600-О-О, от 25.02.2010 N 266-О-О).
В пункте 79 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также указано, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В то же время, применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, следует, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Соответствующий трехлетний срок начинает течь со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте переплаты по налогу.
При этом по общему правилу следует исходить из того, что таким днем является именно день уплаты налога. Однако, налогоплательщик может опровергнуть данную презумпцию, доказав, что на момент уплаты им налога существовали обстоятельства, которые исключали для него возможность узнать о факте переплаты (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08).
Бремя доказывания этих причин возлагается на налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, налогоплательщик должен доказать отсутствие объективной возможности правильного исчисления и уплаты налога и своевременного выявления переплаты.
При этом, следует отметить, что согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 №12882/08 моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.
Следует отметить, что определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогам производится налогоплательщиками в налоговой декларации. В этом случае трехлетний срок обращения в инспекцию с заявлением о зачете или возврате переплаты исчисляется с даты подачи декларации по итогам налогового периода, но не позднее установленного срока ее представления в налоговый орган. Указанная позиция нашла отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527.
У налогоплательщика С.С.Ю. по состоянию на *** числилась переплата свыше 3-х лет в сумме 22271,93 руб.
Как указывается налоговым органом, переплата по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до ***) по КБК 18*** в сумме 9362,00 руб. образовалась вследствие подачи уточненных налоговых деклараций и последующего уменьшения уплаченного налога за налоговый период 2010 год, на сумму 3870 руб. по сроку уплаты *** и на сумму 5492,00 руб. по сроку уплаты ***.
Переплата по налогу, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы по КБК 18*** в сумме 12620,00 руб. образовалась вследствие подачи уточненной налоговой декларации и последующего уменьшения уплаченного налога за налоговый период 2015 год, на сумму 12620,00 руб. по сроку уплаты ***. Переплата по пени в размере 221,50 руб. образовалась в результате уплаты в большем размере, последний платеж осуществлен ***.
Переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ***) КБК 182*** в сумме 68,43 руб. перешла в качестве положительного сальдо из Пенсионного фонда РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Срок предоставления декларации за отчетный период на налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы согласно ст. 346.23 НК РФ не позднее 30 апреля следующего за отчётным годом.
При заполнении налоговых деклараций налогоплательщик располагает документами, регистрами бухгалтерского учета, на основании которых исчисляет налоговую базу, суммы налоговых льгот и иные показатели, связанные с налогообложением, производит уплату налогов и знает о наличии задолженности/переплаты.
Таким образом, налогоплательщик мог и должен был знать о переплате как в момент их исчисления, так и в момент уплаты.
Следовательно, срок на обращение в суд с материально-правовым требованием об обязании возвратить данную переплату подлежит исчислению либо с даты уплаты налога (что прямо предусмотрено пунктом 7 ст.78 НК РФ) или с даты предоставления первичной налоговой декларации по налогу. По налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы установленный срок предоставлена декларации за 2010 год - ***, за 2015 год – ***. По пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы последний платеж – *** год.
Соответственно, с вышеуказанных дат следует исчислять установленный действующим законодательством трехлетний срок для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке.
Однако, истец в исковом заявлении не привел каких-либо доказательств, свидетельствующих и наличии объективный причин, необходимых для признания срока для возврата налога не пропущенным.
Что касается переплаты по пени в размере 68,43 руб. по страховым взносам, то следует отметить, что полномочия по передаче налоговым органам по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, с 1 января 2017 года между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 1 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Учитывая изложенное, решения о возврате плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов) за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ принимаются органом Пенсионного фонда Российской Федерации (органом Фонда социального страхования Российской Федерации), поскольку налоговые органы не администрируют страховые взносы (соответствующие пени и штрафы), переплата по которым образовалась до 1 января 2017 года.
Вместе с тем, согласно пункту 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовал до 31.12.2016) плательщики страховых взносов, имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Так, до 31.12.2016 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, регламентировались Федеральным законом N 212-ФЗ.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов был предусмотрен статьей 26 Федерального закона N 212-ФЗ, из которого следует, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано плательщиком во внебюджетные фонды в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В данном случае, поскольку страховые взносы исчислялись и уплачивались истцом самостоятельно, об излишней уплате страховых взносов и пени он должен был узнать в том налоговом периоде, в котором страховые взносы были исчислены и перечислены в бюджет.
Доказательств того, что истец обращалась с заявлением в Пенсионный Фонд РФ о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов не представлено, как и не указаны причины, которые препятствовали ему обратиться в органы ПФР в установленный законодательством РФ трехлетний срок с указанным заявлением.
Истец *** обращался в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика за расшифровкой всей задолженности.
Налогоплательщику предоставлен ответ *** от *** В указанном ответе отражены суммы переплат, включая суммы, по которым со дня уплаты прошло более трех лет.
Довод истца о том, что именно из данного письма инспекции стало известно о переплате, судом отклоняются, поскольку законом на налогоплательщика возложена самостоятельная обязанность по исчислению и уплате налога и это обстоятельство не зависит от действий Инспекции. Налогоплательщик самостоятельно определял налоговую базу и исчислял сумму к уплате, а также добровольно уплачивал суммы налога в большем размере, в результате чего должен был знать о переплате.
Также истцом заявлены требования о признании задолженности по состоянию на *** безнадежной к взысканию.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В данном случае, в отношении всей задолженности, образовавшейся по состоянию на *** инспекцией приняты своевременные меры взыскания, решений судов об утрате возможности взыскания недоимки не выносилось.
Так, инспекцией приняты следующие меры взыскания задолженности:
В связи с неуплатой налогов, сборов и пеней за 2018-2021 года Инспекцией был применен полный комплекс мер, предусмотренных ст.ст. 69, 46, 47,48 НК РФ, направленных на взыскание задолженности.
Инспекцией в отношении задолженности по страховым взносам за 2019 год, 2020 год и пени выставлены требования об уплате от *** ***, от *** ***, от *** ***. В соответствии со ст. 46 НК РФ приняты решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от *** ***, от *** ***, от *** ***. В соответствии со ст. 47 НК РФ приняты решения о взыскании задолженности за счет иного имущества должника от *** ***, от *** ***, от *** ***,. На основании постановлений Инспекции о взыскании задолженности за счет имущества должника службой судебных приставов возбуждено исполнительные производства от ***, от ***.
В соответствии со ст. 48 НК РФ приняты следующие меры взыскания:
- в отношении задолженности по налогу на имущество вынесен судебный приказ ***а-*** от ***. Возбуждено исполнительное производство от ***
- в отношении страховых взносов за 2021 год направлено требование *** от *** год вынесен судебный приказ ***а-1049/2022 от *** год. Возбуждено исполнительное производство от ***.
В рамках указанных исполнительных производств частично задолженность погашена.
Согласно ч.1 ст.70 НК РФ (в ред. действовавшей до *** ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса).
В силу абз. 4 ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. В силу пункта 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате.
Все требования направлены налогоплательщику в соответствии с налоговым законодательством (требование *** направлено *** по ТКС, требование *** направлено почтовым отправлением от ***, требование *** направлено почтовым отправлением от ***, требование *** выгружено в личный кабинет налогоплательщика).
Таким образом, налоговым органом при совершении действий в рамках осуществления мероприятий по принудительному взысканию налогов, сборов и пеней порядок исчисления сроков не нарушен, инспекцией своевременно обращено взыскание задолженности, основания для признания данной задолженности безнадежной к взысканию отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 14 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 310 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░