Решение от 21.09.2023 по делу № 33-8928/2023 от 29.08.2023

Судья суда 1-ой инстанции Дело № 33-8928/2023 Максимова В.В. УИД 91RS0003-01-2023-001105-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21.09.2023 года                                                              г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Крапко В.В.,
Судей Корсаковой Ю.М., Заболотной Н.Н.,
при секретаре Мусийчук В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Крапко В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Крым на решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 26.06.2023 года по иску прокурора Железнодорожного района города Симферополя в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Крым, (третьи лица: ГБУЗ РК «Симферопольская городская детская клиническая больница», ГКУ РК «Крымздрав»), об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛА:

В марте 2023 года прокурор Железнодорожного района города Симферополя Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Крым, в котором просил обязать Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жизненно необходимыми медицинскими изделиями: сервисным набором, состоящим из крышки для установки батареи с ключом, 4 батарей АА 1,5В и адаптера, датчиком к системе флеш-мониторирования глюкозы Abbot FreeStyle Libre, ланцетами Акку-Чек Софтликс, а также раствором для наружного применения «Этанол» из расчета потребности    несовершеннолетней, установленной уполномоченной медицинской организацией; взыскать с Министерства здравоохранения Республики Крым в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в лице законных представителей несовершеннолетней: Комиссаровой А.В. и Комиссарова Д.С., средства, затраченные на покупку медицинских изделий, лекарственных средств и этанола в размере <данные изъяты>. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Исковые    требования мотивированы тем, что прокуратурой Железнодорожного района города Симферополя проведена проверка по обращению Комиссаровой А.В., в ходе которой установлено, что несовершеннолетняя ФИО1 прикреплена к ГБУЗ РК «Симферопольская городская детская клиническая больница» (далее - ГБУЗ РК «СГДКБ»). Указанному лицу установлен диагноз: <данные изъяты> Согласно справке Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ ГБ МСЭ по Республике Крым Минтруда России серии МСЭ-2017 № ФИО1 установлена категория «ребенок-инвалид». В соответствии с Постановлением № лица с указанным заболеванием должны обеспечиваться всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г. в месяц), инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним, а также средствами диагностики.

Консультативным заключением главного детского эндокринолога Министерства здравоохранения Республики Крым Дивинской В.А. от ДД.ММ.ГГГГ определена необходимость применения несовершеннолетней ФИО1 помповой инсулинотерапии (помпа Accu Chek Combo, Roche).

Протоколами заседаний врачебной комиссии ГБУЗ РК «СГДКБ» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что несовершеннолетняя нуждается в обеспечении сервисными наборами, состоящими из крышки для установки батареи с ключом, 4 батарей АА 1,5В и адаптера (1 набор на 2 месяца); датчиками к системе флеш-мониторирования глюкозы «Abbot FreeStyle Libre» (1 датчик на 14 суток, 2 упаковки на 1 месяц); ланцетами «Акку-Чек Софтликс» (1 упаковка на 1 месяц); раствором для наружного применения 70 % 500 мл «Этанол» (100 мл на 1 месяц), а также лекарственным препаратом «Глюкагон».

По информации ГУП РК «Крым-Фармация» медицинские изделия: сервисный набор, состоящий из крышки для установки батареи с ключом, 4 батарей АА 1,5В и адаптера, датчик к системе флеш-мониторирования глюкозы «Abbot FreeStyle Libre», ланцеты «Акку-Чек Софтликс» не включены в приказы на закупку Министерства здравоохранения Республики Крым.

Таким образом, прокурор полагал, что ребенок-инвалид не обеспечен жизненно необходимыми льготными медицинскими изделиями и лекарственными препаратами.

Также установлено, что на отсроченном обеспечении в ГУП РК «Крым- Фармация» находится рецепт серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ на тест полоски «Акку-Чек Перформа». Указанный рецепт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не обслужен, что влечет нарушение права несовершеннолетнего на льготное обеспечение лекарствами.

Решением Центрального районного суда г.Симферополь Республики Крым от 26.06.2023 года исковые требования удовлетворены частично.

На Министерство здравоохранения Республики Крым возложена обязанность обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бесплатно сервисными наборами к инсулиновой помпой Accu-Chek Combo, в который входят: 4 батареи АА, 1,5 В, адаптер, крышка для установки батарей с ключом, из расчета один сервисный набор на каждые два месяца на весь период эксплуатации указанной помпы; датчиками к системе флеш-мониторирования глюкозы «Abbot FreeStyle Libre» из расчета 1 датчик на 14 суток, 2 упаковки на 1 месяц; ланцетами «Акку-Чек Софтликс» из расчета 1 упаковка на 1 месяц.

С Министерства здравоохранения Республики Крым в пользу ФИО3, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, взысканы денежные средства в сумме <данные изъяты> коп.

В остальной части в удовлетворении иска отказано.

Решение суда в части возложения обязанности обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бесплатно сервисными наборами к инсулиновой помпе Accu-Chek Combo, в который входят: 4 батареи АА, 1,5 В, адаптер, крышка для установки батарей с ключом, из расчета один сервисный набор на каждые два месяца на весь период эксплуатации указанной помпы; датчиками к системе флеш-мониторирования глюкозы «Abbot FreeStyle Libre» из расчета 1 датчик на 14 суток, 2 упаковки на 1 месяц; ланцетами «Акку-Чек Софтликс» из расчета 1 упаковка на 1 месяц, обращено к немедленному исполнению.

Не согласившись с таким решением суда, представитель Министерства здравоохранения Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Доводы жалобы сводятся к тому, что системы мониторинга глюкозы не включены в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

За счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности.

Для проведения любой процедуры закупки, начиная с определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта и до завершения исполнения обязательств сторонами контракта, необходим временной промежуток, регламентированный нормативным актом и договоренностью сторон по контракту, что полностью исключает возможность немедленно закупить и выдать медицинское изделие.

Кроме этого Министерство не является производителем медицинских изделий, лечебным учреждением, или аптечным складом, оно в рамках компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства организовало все необходимые действия для обеспечения Комиссаровой А.Д. изделиями медицинского назначения для исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.

Комиссарова А.Д. на постоянной основе обеспечивается тест-полосками, мониторинг глюкозы ребенку проводится.

Медицинское изделие «Ланцеты «Акку-Чекперформа Софтликс», «Сервисный набор, состоящий из крышки для установки батареи с ключом, 4 батарей АА1.5 В и адаптера» не включены в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р. Таким образом, обеспечение отдельных категорий граждан вышеуказанным медицинским изделием на льготных условиях действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено.

В рамках заявочной кампании на 2023 год заявка от медицинской организации для ФИО3 на «Сервисный набор, состоящий из крышки для установки батареи с ключом, 4 батарей АА1.5 В и адаптера» и медицинское изделие «Ланцеты «Акку-Чекперформа Софтликс» не поступала. Все протоколы заседания центральной врачебной комиссии на которые ссылаются истцы в обоснование своих доводов направлены в рамках заявочной кампании на 2022 год.

Министерство в рамках полномочий предусмотренных действующим законодательством организованы все необходимые действия по обеспечению ФИО1 медицинскими изделиями, включенными в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания с Министерства денежных средств потраченных на приобретение медицинских изделий не включенных в вышеуказанные Перечни.

Решение суда в неудовлетворенной части исковых требований не обжалуется.

ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело с апелляционной жалобой ответчика поступило в суд апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель ответчика просила поданную апелляционную жалобу удовлетворить, поддержав заявленные в ней доводы. Дополнительно указала, что в Министерством предпринимаются на постоянной основе надлежащие меры к обеспечению детей с подобными диагнозами необходимыми тест-системами, что, вместе с тем, осложняется не насыщенностью рынка сбыта, а также отсутствием заявок в рамках государственных закупочных процедур. Также указала, что соответствующий сервисный набор не входит в соответствующий Перечень медицинских изделий, подлежащих передаче на безвозмездной основе нуждающимся лицам со стороны компетентных органов.

Прокурор просила оставить состоявшееся решение суда без изменения.

Законный представитель несовершеннолетней (отец) указал, что вышеуказанные тест системы и сервисные наборы к ним имеются в свободном доступе к продаже на территории РФ, о чем свидетельствует факт их приобретения за свой счет. Также указал, что их приобретение и использование на регулярной основе является жизненно необходимым для обеспечения качества жизни и здоровья ребёнка, поскольку она (дочь) не может самостоятельно определить понижение контрольных показателей, которые могут привести к негативным последствиям, тогда как соответствующая система в круглосуточном режиме позволяет осуществлять соответствующий мониторинг для целей предотвращения негативных последствия и мер реагирования (вмешательства) со стороны медицинских работников.

Иные участники процесса свою явку не обеспечили, извещены надлежаще.

Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., прикреплена к ГБУЗ РК «СГДКБ». Указанному ребенку установлен диагноз: <данные изъяты>».

Согласно справке Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ ГБ МСЭ по Республике Крым Минтруда России серии МСЭ-2017 № ФИО1 установлена категория «ребенок-инвалид».

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получает ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по категории (код 84) дети-инвалиды, имеет право с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Консультативным заключением главного детского эндокринолога Министерства здравоохранения Республики Крым ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ года    определена необходимость применения несовершеннолетней ФИО1 помповой инсулинотерапии (помпа Accu Chek Combo. Roche).

Протоколами заседаний врачебной комиссии ГБУЗ РК «СГДКБ» от ДД.ММ.ГГГГ года    №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что несовершеннолетняя нуждается в обеспечении сервисными наборами, состоящими из крышки для установки батареи с ключом, 4 батарей АА 1,5В и адаптера (1 набор на 2 месяца); датчиками к системе флеш-мониторирования глюкозы «Abbot Free Style Libre» (1 датчик на 14 суток, 2 упаковки на 1 месяц); ланцетами «Акку-Чек Софтликс» (1 упаковка на 1 месяц); раствором для наружного применения 70 % 500 мл «Этанол» (100 мл на 1 мес), а также лекарственным препаратом «Глюкагон».

Также суду представлены платежные документы в подтверждение приобретения законными представителями ФИО1 вышеуказанных медицинских изделий.

Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 имеет право на обеспечение бесплатно необходимыми диагностическими средствами и расходными материалами (сервисный набор), который включает в себя 4 батареи АА, 1,5 В, адаптер, крышку для установки батарей с ключом, поскольку функционирование помпы невозможно без указанных расходных материалов, а помпа является жизненно необходимым медицинским изделием для несовершеннолетнего ребенка, страдающего инсулинозависимым сахарным диабетом 1 типа и находящегося на помповой инсулинотерапии, в связи с чем, ответчик обязан обеспечивать ФИО1 сервисными наборами к инсулиновой помпе Accu-Chek Combo, в который входят: 4 батареи АА, 1,5 В, адаптер, крышка для установки батарей с ключом, из расчета один сервисный набор на каждые два месяца на весь период эксплуатации указанной помпы, а также датчиками к системе флеш-мониторирования глюкозы «Abbot FreeStyle Libre» и ланцетами «Акку-Чек Софтликс». Кроме этого, в указанных медицинских изделиях и лекарственных средствах несовершеннолетняя ФИО1 нуждается по медицинским показаниям и приобретение родителями ребенка ФИО1 за свой счет набора сервисного «Акку-Чек Спирит Комбо мини», ланцетов одноразовых «Акку-Чек Софтликс» №; измерителя уровня глюкозы в крови «Freestyle Libre», ланцетов «OneTouch Delica Plus, анализатора крови «FreeStyle Libre», лекарственного препарата «Глюкаген гипокит», сенсоров «Freestyle Libre» (датчики к системе флеш-мониторирования глюкозы «Abbot FreeStyle Libre») являлось необходимостью, поскольку их отсутствие угрожает жизни и здоровью ребенка, однако указанными медицинскими изделиями и лекарственными средствами несовершеннолетняя ФИО1 обеспечена со стороны государственных институций не была. Учитывая, что суду не представлено доказательств того, что ГБУЗ РК «СГДКБ» ответчику были направлены заявки на обеспечение несовершеннолетней ФИО1 раствором для наружного применения «Этанол» исковые требования в остальной части исковых требований были отставлены без удовлетворения.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными, сделанными с учетом фактических обстоятельств дела и при правильном применении норм процессуального и материального права.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) E10 - E14).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены в том числе инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. В эти перечни медицинские изделия - датчики Freestyle Libre и ланцеты «Акку-Чек Софтликс», не включены.

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2299 (далее - Программа государственных гарантий; Программа).

Программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при болезнях эндокринной системы.

Согласно разделу V Программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из приведенных нормативных положений действующего законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Крым) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи на территории Республики Крым и в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2020 N 904 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, действовавшая на дату вынесения врачебной комиссией в отношении ребенка заключения о её нуждаемости в системе непрерывного мониторирования глюкозы Freestyle Libre и ланцетах «Акку-Чек Софтликс» (далее также - Территориальная программа Республики Крым).

Названная программа, как и Программа государственных гарантий, предусматривает бесплатное оказание гражданам медицинской помощи, в том числе при болезнях эндокринной системы, и обеспечение за счет бюджетных ассигнований областного бюджета лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно положениям вышеуказанной Территориальной программы, граждане, сохранившие набор социальных услуг в части лекарственного обеспечения, граждане в возрасте до 18 лет, имеющие право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в соответствии с Постановлением N 890 по категории заболевания "Диабет", обеспечиваются расходными материалами и средствами диагностики (тест-полосками) соответствующего производителя к установленным инсулиновым помпам.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 № 22н «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)», медицинское изделие «Помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная» входит в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Как было указано выше, сахарный диабет входит в Перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением № 890, при этом применяемая при его лечении инсулиновая помпа включена в Перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновой помпой подразумевает и обеспечение расходными материалами к ней, поскольку работа помпы без данных материалов сама по себе невозможна.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде наборов социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным законом федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению соответствии со стандартами медицинской помощи необходимы лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В стандарте специализированной медицинской помощи взрослым при тяжелой гипогликемии при сахарном диабете 1 типа (приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1053н) в качестве медицинской услуги для диагностики заболевания, состояния предусмотрено в том числе исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.

В части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Республики Крым в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание в том числе инвалидам, страдающим заболеванием "сахарный диабет" (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета Республики Крым) лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий. Если такому гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям рекомендовано использование определенного медицинского изделия (в настоящем деле - датчика Freestyle Libre и ланцетов «Акку-Чек Софтликс», а также сервисного (осблуживающего) набора), то предоставление ему этого медицинского изделия должно осуществляться бесплатно. В противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

В настоящем деле суд первой инстанции приведенные нормативные положения к спорным отношениям, связанным с обеспечением ребенка, являющегося инвалидом по заболеванию "сахарный диабет" (социально значимое заболевание), медицинским изделием (системой непрерывного мониторирования глюкозы Freestyle Libre и ланцетов «Акку-Чек Софтликс», а также сервисным (осблуживающим) набором), применил правильно, вследствие чего пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для возложения на Министерство здравоохранения Республики Крым обязанности по обеспечению ребенка названными медицинскими изделиями и возмещению законному представителю расходов, связанных с приобретением этих изделий за свой счет вследствие необеспечения ими бесплатно.

Указывая в обоснование возражений на исковые требования прокурора в интересах ФИО1 о возложении на Министерство здравоохранения Республики Крым обязанности обеспечить ФИО1 датчиками Freestyle Libre и ланцетами «Акку-Чек Софтликс», на то, что эти датчики и соответствующие сервисные наборы не включены в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, и в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, ответчик (Министерство здравоохранения Республики Крым) не учел, что в соответствии с положениями части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно материалам дела в суде первой инстанций прокурор, действующий в интересах ФИО1, приводил доводы и доказательства о том, что нуждаемость ФИО1, страдающей социально значимым заболеванием и являющейся инвалидом по этому заболеванию, в системе непрерывного мониторирования глюкозы Freestyle Libre и ланцетами «Акку-Чек Софтликс», а также сервисным (осблуживающим) набором, подтверждена решением врачебной комиссии, на основании этого решения была направлена соответствующая заявка по региональной льготе на соответствующий год для обеспечения по жизненным показаниям ФИО1 датчиками Freestyle Libre и ланцетами «Акку-Чек Софтликс», а также сервисным (осблуживающим) набором.

Вследствие правильного применения норм материального права, регулирующих вопросы бесплатного оказания медицинской помощи, включая обеспечение медицинскими изделиями, лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, в данном случае заболеванием "сахарным диабетом", и с соблюдением положений статей 67, 188 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку доводам прокурора о том, что согласно заключению, которое было представлено суду и есть в материалах дела, у ребенка ФИО1, страдающей сахарным диабетом и имеющей право на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, зафиксированы высокая вариабельность гликемии, боли нижних конечностей, эпизоды судорог в икроножных мышцах, в связи с чем, система непрерывного мониторирования глюкозы необходима ей по жизненным показаниям, и необеспечение ФИО1 таким медицинским изделием ставит под угрозу её жизнь и здоровье. Аналогичные доводы приводились прокурором и законным представителем в возражениях на апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Крым, в том числе и в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на Министерство здравоохранения Республики Крым обязанности обеспечить ребенка медицинскими изделиями и для взыскания убытков в пользу её законных представителей в виде стоимости приобретенных за свой счет вышеуказанных медицинских изделий, вследствие необеспечения ими, следует признать правомерным.

Учитывая вышеизложенное, исходя из имеющегося у ФИО1 заболевания, судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное судом решение принято в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона, подлежащими применению в возникших правоотношениях, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Указание на отсутствие соответствующей заявки на 2023 год, при отсутствии у ответчика достоверных данных прекращения нуждаемости в жизненно важных препаратах и медицинских изделиях со стороны ребенка, не является надлежащим обстоятельством для целей неисполнения возложенных на Министерство обязательств.

Более того, судебная коллегия принимает во внимание обстоятельства предпринятых Министерством мер, направленных на фактическое исполнение состоявшегося решения суда после его вынесения, связанные с осуществленной закупкой, заключением государственного контракта и передачей соответствующих медицинских изделий.

При этом судебная коллегия учитывает, что установление того факта, что в процессе до вступления решения суда в законную силу либо на стадии исполнения, ответчик осуществит либо осуществил частичное устранение выявленных нарушений прав несовершеннолетнего ребенка, не свидетельствует о необоснованности иска, а может служить основанием для того, что решение суда в этой части не подлежит исполнению.

Таким образом, предполагаемое частичное устранение выявленных нарушений может повлечь, на стадии принудительного исполнения решения суда, необходимость прекращения исполнительного производства в указанной части. Учитывая изложенное, в том числе и внесудебное исполнение выявленных недостатков содержания необходимыми препаратами и изделиями ребёнка, после предъявления иска в суд, само по себе не является основанием к отказу в иске. Напротив, решение суда об удовлетворении иска по мотивам установления обстоятельств нарушения действующего правового регулирования со стороны обязанного лица (ответчика) в этой части не будет подлежать принудительному исполнению при установлении на стадии принудительного исполнения обстоятельств фактического исполнения такового.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.

Таким образом, указанное решение суда следует оставить без изменения, как соответствующее нормам материального и процессуального закона, а также обстоятельствам, установленным судебным рассмотрением.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не дают оснований для вывода о неполном исследовании обстоятельств дела, и их неправильной оценки.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения судом первой инстанции не допущено, обжалуемое решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, в силу чего оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,                                                           ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 26.06.2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

         ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:

         ░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.09.2023 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-8928/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Комиссаров Данила Сергеевич
Прокурор Железнодорожного района
Комиссарова Анна Вячеславовна
Ответчики
Министерство Здравоохранения РК
Другие
ГБУЗ РК "Симферопольская городская детская клиническая больница"
Государственное Казенное Учреждение Республики Крым "Крымздрав"
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
29.08.2023Передача дела судье
21.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2023Передано в экспедицию
21.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее