АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Санкт-Петербург 09 октября 2024 года Судья судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда Пучкова Л.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело №13-582/2024 по частной жалобе государственного унитарного предприятия "<адрес>" на определение Кировского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. |
установила:
решением Кировского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № постановлено обязать ЗАО «Мгинская ПМК-17» разработать проект зон санитарной охраны артезианской скважины и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему.
Взыскать с ЗАО «Мгинская ПМК-17» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного решения суда выдан исполнительный лист серии ВС №.
ДД.ММ.ГГГГ в Кировском РОСП УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство №.
Определением Кировского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена должника в исполнительном производстве № с ЗАО «Мгинская ПМК» на МУП «Северное сияние».
Определением Кировского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление МУП «Северное сияние» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Кировского РОСП УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должнику МУП «Северное Сияние» установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Северное Сияние» обратилось в Кировский городской суд <адрес> с заявлением о замене должника в исполнительном производстве (л.д.1-2), в котором просит произвести замену должника в исполнительном производстве МУП «Северное Сияние» на ГУП «<адрес>».
Данное заявление мотивировано тем, что в Кировском РОСП УФССП России по <адрес> находится на принудительном исполнении исполнительное производство №, возбуждённое ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «Северное Сияние» на основании вышеуказанного решения суда.
Вместе с тем, согласно акту приема-передачи муниципального имущества казны муниципального образования «Шумское сельское поселение» Кировского муниципального района <адрес>, переданного из муниципальной собственности в государственную собственность <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, артезианская скважина (водозабор) передана в государственную собственность <адрес>, находится в оперативном управлении ГУП «<адрес>».
Определением Кировского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено произвести замену стороны (должника) в исполнительном производстве № от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждённом в Кировском РОСП УФССП России по <адрес> на основании решения Кировского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, с должника МУП «Северное Сияние» на ГУП «<адрес>» (ОГРН 167847156300, ИНН 4703144282).
В частной жалобе ГУП «<адрес>» просит определение Кировского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, как незаконное и необоснованное.
В обоснование доводов частной жалобы указано, что распоряжение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О принятии в государственную собственность <адрес> муниципального имущества казны муниципального образования «Шумское сельское поселение» Кировского муниципального района <адрес> и распоряжение <адрес> комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП «<адрес>» не содержат условий о передаче обязательств по вступившим в законную силу судебным актам, в том числе по разработке проекта зон санитарной охраны артезианской скважины и получения санитарно-эпидемиологического заключения по нему в отношении имущества, передаваемого из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
Судья судебной коллегии по гражданским делам Ленинградской областного суда, изучив материалы дела, доводы частной жалобы, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Анализ указанной нормы права позволяет сделать вывод о том, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством, при этом перечень оснований материального правопреемства является открытым.
Обращаясь в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, МУП «Северное Сияние» указало, что артезианская скважина (водозабор) передана в государственную собственность <адрес>, находится в оперативном управлении ГУП «<адрес>».
Удовлетворяя заявление МУП «Северное Сияние», суд первой инстанции руководствуясь статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», исходил из того, что артезианская скважина (водозабор) передана в государственную собственность <адрес>, находится в оперативном управлении ГУП «<адрес>».
Судья судебной коллегии не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В статье 294 ГК РФ предусмотрено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают как на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, так и в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
На основании абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что предметом спора в рамках настоящего дела являлась обязанность МУП «Северное Сияние» разработать проект зон санитарной охраны артезианской скважины и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему.
В силу пункта 1 статьи 391 ГК РФ перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником. В обязательствах, связанных с осуществлением их сторонами предпринимательской деятельности, перевод долга может быть произведен по соглашению между кредитором и новым должником, согласно которому новый должник принимает на себя обязательство первоначального должника.
Таким образом, перевод долга возможен при наличии соглашения между сторонами.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае каких-либо соглашений о переводе долга на ГУП «<адрес>» не заключалось, в связи с чем, то обстоятельство, что в настоящее время артезианская скважина (водозабор) передана в государственную собственность <адрес>, находится в оперативном управлении ГУП «<адрес>», не влияет на обязанности МУП «Северное Сияние» разработать проект зон санитарной охраны артезианской скважины и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для замены должника МУП «Северное Сияние» на ГУП «<адрес>», поскольку закрепление объектов недвижимого имущества за ГУП «<адрес>» на праве хозяйственного ведения не влечет универсального правопреемства, то есть перехода прав и обязанностей должника по спорным правоотношениям к ГУП «<адрес>», которое служит основанием для процессуальной замены стороны.
В рассматриваемом споре МУП «Северное Сияние» остается обязанной стороной в данных правоотношениях.
ГУП «<адрес>» в результате закрепления за ним объекта на праве хозяйственного ведения не приобрело прав и обязанностей стороны по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Северное Сияние» об обязании разработать проект зон санитарной охраны артезианской скважины и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему.
При таких данных, учитывая, что правовые основания для процессуального правопреемства в порядке, установленном статьей 44 ГПК РФ, отсутствуют, определение Кировского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.