УИД: 63RS0042-01-2022-000657-49
Дело № 2-663/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара «09» декабря 2022 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего – Гараевой Р.Р.,
при секретаре – Петренко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-663/2022 по исковому заявлению ЗАО «Нефтефлот» к Герасимовой ФИО25 об устранении препятствий в праве пользования земельным участком и встречному исковому заявлению Герасимовой ФИО26 к ЗАО «Нефтефлот» об исправлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка.
у с т а н о в и л :
ЗАО «Нефтефлот» обратилось в суд с иском к Герасимовой ФИО27 об устранении препятствий в праве пользования земельным участком, в котором с учетом его уточнения 05.12.2022 г. просило обязать Герасимову ФИО28 устранить препятствия в пользовании ЗАО «Нефтефлот» принадлежащим ему на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>. Возложить на Герасимову ФИО29 обязанность в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу убрать (демонтировать) забор и объект капитального строительства - жилой дом (кадастровый №), в части расположения указанных объектов в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №. Указать, что при неисполнении решения в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. Взыскать с Герасимовой ФИО30 расходы по уплате госпошлины в размере 6 000,00 рублей.
В обосновании первоначального искового заявления и его дополнений, истцом по первоначальному иску ЗАО «Нефтефлот» в лице представителя по доверенности Беловым М.И., указаны доводы, согласно которым в ходе геодезических изысканий установлено то, что установленный собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0401003:24 Герасимовой Е.А. забор, расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, принадлежащим на праве собственности ЗАО «Нефтефлот», что свидетельствует о самовольном захвате Герасимовой Е.А. земельного участка площадью 42,00 кв.м., и его использовании без правоустанавливающих документов. Кроме того, установлено, что двухэтажное здание, возведенное на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0401003:24, частично расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, площадь наложения – 6,00 кв.м., что подтверждается схемой расположения (наложения) земельных участков на кадастровом плане территории. Вышеуказанные обстоятельства, существенно нарушают права и законные интересы ЗАО «Нефтефлот» как землепользователя и как собственника земельного участка. Действия Герасимовой Е.А. лишают ЗАО «Нефтефлот» возможности по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Действующим земельным законодательством предусмотрено пресечение нарушения прав на землю путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, то есть освобождение самовольно занятого земельного участка.
ФИО2 обратилась в суд со встречным иском к ЗАО «Нефтефлот» об исправлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка, в котором с учетом его уточнения <дата> предъявляя исковые требования к ЗАО «Нефтефлот», Департаменту управления имуществом г.о. Самара, ФИО12 просила, а именно: признать реестровой ошибкой сведения в Едином государственном реестре недвижимости о границах земельных участков с кадастровыми номерами: 63:01:0401003:24, 63:01:0401003:3127, 63:01:0401003:1204, 63:01:0401003:3450; исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0401003:24, путем установления их по значениям координат Х и У, и площади 316 кв.м.; исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о координатах характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0401003:3127, 63:01:0401003:1204, 63:01:0401003:3450, установив их по значениям координат, определенным для земельных участков с кадастровым номером 63:01:0401003:24, в месте их смежества.
В обосновании встречных исковых требований указано, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, площадью 240 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок 3-Г, который согласно сведений ЕГРН является ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о нем внесены <дата> в ЕГРН путем загрузки информации из ЕГРЗ с указанием даты постановки на учет <дата> В результате уточнения фактическая площадь земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, составляет 285 кв.м. При межевании земельных участков, с кадастровыми номерами 63:01:0401003:24 и 63:01:0401003:3127, установлено несоответствие фактических границ земельных участков, с границами отраженными в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, вследствие чего допущенная кадастровая ошибка в определении координат характерных точек границ указанных земельных участков подлежит исправлению в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Администрация г.о. Самара, Департамент градостроительства г.о. Самара, и в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены АО «Банк Россия», Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску ЗАО «Нефтефлот» – ФИО21, действующий на основании доверенности, первоначальные уточненные исковые требования истца по первоначальному исковому заявлению поддержал и просил их удовлетворить по указанным в соответствующем исковом заявлении доводам. Встречные уточненные исковые требования истца по встречному исковому заявлению просил оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители истца по встречному иску ФИО2 – ФИО20, ФИО22, ФИО13, действующие на основании ордеров и доверенностей, уточненные встречные исковые требования истца по встречному исковому заявлению поддержали, отказавшись от требований по взысканию заявленных судебных расходов, и просили их удовлетворить по указанным в соответствующем исковом заявлении доводам. Первоначальные уточненные исковые требования истца по первоначальному исковому заявлению просили оставить без удовлетворения.
Представители ответчиков по встречному иску – Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, Департамента градостроительства г.о. Самара, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара ФИО14, действующая на основании доверенности, оставила на усмотрение суда удовлетворение первоначальных уточненных исковых требований истца по первоначальному исковому заявлению и встречных уточненных исковых требований истца по встречному исковому заявлению, пояснив, что права административного органа заявленными встречными исковыми требованиями не нарушаются, поскольку исправление реестровой ошибки заявлено в пределах допустимой погрешности.
Ответчик по встречному иску – ФИО23 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, в суд представил заявление о признании встречных исковых требований ФИО2, и рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора – АО «Банк Россия», Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей, эксперта и специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как судебное решение, устанавливающее гражданские права и обязанности.
Истец по первоначальному иску ЗАО «Нефтефлот» обращаясь в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылается на необходимость пресечения нарушения его прав на землю путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, то есть освобождения самовольно занятого ФИО2 земельного участка.
Истец по встречному иску ФИО2 ссылается на допущение реестровой ошибки при постановке земельного участка на кадастровый учет и необходимости признания реестровой ошибкой сведения в Едином государственном реестре недвижимости о границах земельных участков с кадастровыми номерами: 63:01:0401003:24, 63:01:0401003:3127, 63:01:0401003:1204, 63:01:0401003:3450.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Основания возникновения гражданских прав предусмотрены ст. 8 ГК РФ.
Статьей 12 ГК РФ определены способы защиты гражданских прав.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса ФИО10 от <дата> (действовавшим до 1991 года), предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода. Отвод земельных участков производился на основании постановления ФИО3 или ФИО3 автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего ФИО3 депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и ФИО10. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указывались цели, для которых они отводятся, и основные условия пользования землей. Согласно п. 10 ст. 17 Закона ФИО10 от <дата> «О городском, районном ФИО3 народных депутатов ФИО10» предоставление и изъятие земельных участков и разрешение земельных споров находилось в ведении городского ФИО3 народных депутатов.
В силу положений статей 9, 11 Земельного кодекса ФИО10 от <дата> (действовавшим до 1991 года), земля в ФИО10 предоставлялась в пользование гражданам СССР. Земля предоставлялась в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока. Исполнительные комитеты городских ФИО3 народных депутатов, являясь органами, имевшими право предоставления земельных участков в соответствии со ст. 13 указанного Земельного кодекса ФИО10, предоставляли земельные участки из земель городов.
При этом в соответствии со ст. 119 Земельного кодекса ФИО10 от <дата>, (действовавшим до 1991 года), Государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
Федеральным законом от <дата> № «О собственности в ФИО10» (утратившего силу <дата>) на территории ФИО10 было определено регулирование отношений связанных с собственностью на землю.
Согласно, Указа Президента Российской Федерации о неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в ФИО10 от <дата> N 323, приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлялась в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса ФИО10 от <дата> (утративший силу с <дата> в связи с Указом Президента РФ от <дата> N 2287) предусматривался порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность или пожизненное наследуемое владение.
Согласно ст. 18 Земельного кодекса ФИО10 от <дата> (утративший силу с <дата> в связи с Указом Президента РФ от <дата> N 2287) предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду подлежало ведению районных (городских, в административном подчинении которых находится район) ФИО3 народных депутатов в области регулирования земельных отношений, а именно: местных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Кроме того, согласно ст. 18 Закона ФИО10 от <дата> «О местном самоуправлении в ФИО10», актами, издаваемыми ФИО3 народных депутатов, являлись решения.
В силу части 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ от <дата> (утративший силу с <дата>) решение о предоставлении земельного участка на основании заявления гражданина рассматривалось исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к видам правовых актов, издаваемых местной администрацией, относятся постановления и распоряжения. При таком правовом регулировании постановление администрации городского округа могло выступать основанием для бесплатной передачи гражданину земельного участка, однако это не свидетельствует о моменте образования земельного участка, поскольку на основании статьи 7 Закон ФИО10 от <дата> N 374-1 «О земельной реформе» (ред. от <дата>, утративший силу в связи с изданием Указа Президента РФ от <дата> N 2287) до юридического оформления земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, в том числе в аренду, в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных жилых домов, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дач и гаражей, для предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей, сохранялось установленное ранее право пользования земельными участками. В соответствии со ст. 8 указанного Закона при проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась для ведения садоводства и животноводства в собственность граждан бесплатно передавались все ранее предоставленные земли, а также малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
Статья 7 Закона ФИО10 от <дата> N 374-1 «О земельной реформе» (в ред. от <дата>, утратившая силу в связи с изданием Указа Президента РФ от <дата> N 2287) гарантировала сохранение установленного ранее права пользования земельными участками до юридического оформления их в собственность в соответствии с действовавшим законодательством. Следовательно, речь шла о земельных участках, принадлежавших гражданам ранее на праве пользования, а не о первично выделенных.
Статья 6 Федерального закона от <дата> N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от <дата>, утратившая силу с <дата>) устанавливала, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводилась по желанию их обладателей. При этом статьей 17 Федерального закона от <дата> N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (утративший силу с <дата>) предусматривалось, что обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являлись кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. Представления кадастрового плана земельного участка не требовалось, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
До вступления в силу <дата> Федерального закона от <дата> N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» учет земельных участков осуществляли на основании Указа Президента РФ от <дата> N 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», районные и городские комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам (позже – комитеты по земельным ресурсам и землеустройству) в системе Госкомзема (затем Роскомзема и позже Минземстроя).
Со вступлением в силу вышеуказанного Закона данные полномочия перешли к федеральным государственным учреждениям - земельным кадастровым палатам в субъектах Российской Федерации, подведомственным Федеральной службе земельного кадастра России, преобразованной с <дата> в Роснедвижимость, вследствие чего началось ведение государственного земельного кадастра.
С <дата> вступил в силу Федеральный закон от <дата> N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», установивший новые требования к осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости и положивший начало ведению государственного кадастра недвижимости.
При этом после введения в действие Федерального закона от <дата> N 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (утратившего силу с <дата>) но до начала выдачи свидетельств о регистрации прав выдавались свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от <дата> N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением ФИО3 от <дата> N 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от <дата> N 177.
Сведения о ранее учтенных земельных участках перенесены в ЕГРН из государственного кадастра недвижимости (ГКН), ведение которого осуществлялось с <дата> до <дата> В свою очередь, государственный кадастр недвижимости унаследовал сведения о многих ранее учтенных земельных участках из Единого государственного реестра земель (ЕГРЗ), ведение которого осуществлялось с <дата> до <дата> Сведения об остальных ранее учтенных земельных участках вносились и продолжают вноситься на основании обращений лиц, имеющих соответствующие документы.
В соответствии со ст. 9 Федеральный закон от <дата> N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от <дата> N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением ФИО3 от <дата> N 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 177.
Статьей 25.2 Федерального закона от <дата> N 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции ФЗ от <дата> N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», утратившей силу с <дата>) устанавливалось, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществлялась с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок являлся следующий документ:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Обязательным приложением к представляемому в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи документу являлся кадастровый план соответствующего земельного участка.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок осуществлялась также в случае, если сведения о его площади, содержащаяся в представленном в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи документе, не соответствовала данным кадастрового плана такого земельного участка.
Удостоверение границ земельного участка осуществлялось путем проведения процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром <дата>). Начало действия редакции - <дата> При применении данного документа учитывались положения Федеральных законов от <дата> N 78-ФЗ и от <дата> N 221-ФЗ.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с <дата>), при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 61 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции от <дата>) в свою очередь установлено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно ч. 6 ст. 61 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции от <дата>), суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
В соответствии с п. 8 ст. 22 Федеральный закон от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп. вступившими в силу с <дата>), местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Положениями статей 39, 40 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в действующей редакции) определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от <дата>), местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию и лицами, обладающими смежными земельными участками на предусмотренных земельным кодексом РФ видах прав на землю.
В силу ч. 1 ст. 69 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от <дата> N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 69 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 69 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от <дата> N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 69 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
4) решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документов, указанных в частях 16 и 17 статьи 69.1 настоящего Федерального закона.
<дата> был урегулирован статей 38 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Впоследствии порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости урегулирован статьей 61 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу части 3 статьи 61 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции от <дата>), воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: 1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; 3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (ч. 4 ст. 61 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ)
В соответствии с ч. 6 ст. 72 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу положений ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п. 1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Статьей 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Согласно разъяснениям, данным в п.п. 45-46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ЗАО «Нефтефлот» на основании Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от <дата> № и Договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством от <дата> №/к., принадлежит на праве собственности земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, площадью 23 391 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Сведения о земельном участке, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, внесены <дата> в ЕГРН в рамках отработки заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от <дата> №, в связи с образованием путем раздела, земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:2248.
В свою очередь исходный земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:2248, образовался <дата> путем раздела земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:1308.
Вместе с тем, земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:1308, образовался <дата> путем раздела земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:1296 (предыдущий кадастровый №)
Таким образом, земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, сформирован в результате многочисленных преобразований из ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0411003:506.
Вместе с тем, сведения о земельном участке, с кадастровым номером 63:01:0411003:506, внесены в ГКН путем загрузки информации из единого государственного реестра земель <дата> с указанием даты постановки на учет <дата> Были импортированы следующие сведения о правообладателях земельного участка: РЭБ Нефтефлота, вид права - Постоянное бессрочное пользование. В качестве документа-основания указаны Постановление администрации города от <дата> № и Свидетельство от <дата> №.
ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, площадью 240 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок 3-Г, который согласно сведений ЕГРН является ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о нем внесены <дата> в ЕГРН путем загрузки информации из ЕГРЗ с указанием даты постановки на учет <дата>.
Первоначально земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, был выделен на основании решения Куйбышевского Горисполкома от <дата> №, под садоводство – ФИО4, что подтверждается Свидетельством № от <дата> о праве собственности на землю, в соответствии с которым в пожизненно наследуемое владение предоставлен земельный участок №, площадью 0,07 га., расположенный по <адрес>.
Исходя из изложенного земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, был сформирован на основании решения Куйбышевского Горисполкома от <дата> №.
При этом графическое описание к Свидетельству № от <дата> отсутствует.
Правопреемником, ФИО4 стала ФИО5 на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> №. Право пожизненного наследуемого владения, зарегистрировано <дата> рег. запись №.1. В качестве документа – основания для внесения сведений указано Свидетельство о праве на наследство по закону от <дата> №, в соответствии с которым данный земельный участок принадлежит наследодателю на основании Свидетельства № от <дата>.
ФИО6 земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, был продан ФИО7 по договору купли-продажи от <дата> В свою очередь от ФИО7 указанный земельный участок на основании заключенного договора дарения от <дата>, перешел в собственность ФИО8, которым в свою очередь указанный земельный участок по договору дарения от <дата> был подарен ФИО2.
Распоряжением <адрес> от <дата> № «О присвоении адреса объектам недвижимости, расположенным в садоводческом товариществе «Сухая Самарка» акционерного общества «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод», принадлежащим ФИО5», присвоены адреса объектам недвижимости ФИО5
Приложением к указанному Распоряжению является Схема к распоряжению администрации <адрес>, на которой нанесен двух контурный участок по <адрес>, старая нумерация 146, с обозначением участков, которым согласно вышеуказанного Распоряжения присвоена нумерация <адрес> и <адрес>Г.
Вышеуказанное Распоряжение не свидетельствует об установлении границ земельного участка, оно свидетельствует о присвоении адреса объектам недвижимости.
Как установлено судом и подтверждается вышеприведенными материалами дела, от выделенного первоначальному собственнику ФИО4 в соответствии со Свидетельством № от <дата> земельного участка площадью 700 кв.м., при межевании произошло уменьшение площади указанного землепользования, так как на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 449,54 кв.м, и на кадастровый учет поставлен <дата> земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401 003:0024, площадью 239,8 кв.м., местоположение: <адрес>, участок 3-Г.
Из пояснений представителя истца по встречному иску ФИО20 следует, что при уточнении границ земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, не имея специальных познаний в области геодезии и картографии, ни ФИО5, ни впоследствии ФИО7 и Е.А., ни ФИО2 не могли знать о наличии каких-либо ошибок, совершенных при проведении межевания. О не соответствии сведений ЕГРН принадлежащего ФИО2 земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24 границам земельного участка на местности, она узнала от собственника смежного земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127. В связи, с чем был осуществлен контрольный выезд и повторные замеры, выявившей наличие ошибок, совершенных ранее при межевании.
Судом достоверно установлено и не оспаривается сторонами процесса, что при проведении ЗАО «Нефтефлот» кадастровых работ и проведении ФИО2 кадастровых работ по исправлению реестровой ошибки, было выявлено пересечение границ земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24 с границами смежных земельных участков, а именно земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:1240, земельным участком, с кадастровым номером 63:01:0401003:3450 и земельным участком, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127.
Представитель истца по первоначальному иску ЗАО «Нефтефлот» ФИО21, пояснил суду, что земельные участки, с кадастровыми номерами 63:01:04 01 003:1308 и 63:01:0401003:3127 были поставлены на кадастровый учет по примыканию, поскольку земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, расположенный по адресу: <адрес>, участок 3-Г, уже стоял на кадастровом учете. Смежная граница между указанными участками ЗАО «Нефтефлот» ни с ФИО2, ни с другими собственниками указанного земельного участка, не согласовывалась, данные о конфигурации и местоположении фактической границы между земельными участками с кадастровыми номерами 63:01:0401003:24 и 63:01:0401003:3127 не учитывались.
Сторонами процесса не оспаривался тот факт, что при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0401003:24 и 63:01:0401003:3127 между собственниками граница указанных смежных земельных участков не согласовывалась.
Судом установлено и не оспаривается сторонами процесса, что земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, визуализируется на местности, он огорожен забором.
Из пояснений представителя истца по встречному иску ФИО20, ответчика ФИО23 и показаний свидетелей ФИО15, Свидетель №1, ФИО8 и ФИО16, следует, что по указанной границе – земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, изначально был обнесен забором из штакетника, затем по тем же столбам последующий собственник установил ограждение в виде сетки-рабицы, собственником ФИО2 установлен по тем же столбам забор из профлиста. Со стороны смежного землепользователя ЗАО «Нефтефлот» забора по данной границе нет и не было. Вдоль земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, за его забором, на стороне участка ЗАО «Нефтефлот» располагалась лесополоса. Деревья были вырублены со стороны земельного участка ЗАО «Нефтефлот» в июне 2021 года.
Согласно Заключению кадастрового инженера от <дата>, представленного кадастровым инженером ФИО17, и подтвержденного ею в судебном заседании – Местоположение границы земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, и его площадь определены с учетом фактического землепользования и местоположения смежных границ земельных участков спутниковым геодезическим методом. В результате уточнения фактическая площадь земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, составляет 285 кв.м. При межевании земельных участков, с кадастровыми номерами 63:01:0401003:24 и 63:01:0401003:3127, допущена ошибка в определении координат характерных точек границ, данная ошибка отражена в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем, имеет место несоответствие фактических границ земельных участков, с границами отраженными в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 210-114, 215).
В соответствии с положениями части 3 статьи 61 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», реестровая ошибка - воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Закона.
Порядок уточнения границ земельных участков определен положениями статьи 22 указанного Закона: согласно части 10 указанной статьи при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу части 1.1 статьи 43 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от <дата> к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от <дата> №).
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от <дата> №-КГ 15-7535 по делу № А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
Приведенные здесь правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать определенные первичные выводы при разрешении споров о границах земельных участков:
Подобного рода споры рассматриваются по правилам искового производства, поскольку требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве;
Вопрос об установлении (изменении) границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда. Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке;
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости;
По искам об установлении (изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции от <дата>) государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании указанного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 этого же Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В части 10 статьи 22 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из приведенного также можно сформулировать некоторые выводы, важные для понимания порядка разрешения судебных споров о границах:
Уточнение границ земельных участков может осуществляться во внесудебном порядке (при наличии согласия смежных землепользователей, отсутствии спора);
Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ - неизбежный атрибут иска о границах. Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом;
Местоположение границ земельного участка в решении суда устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (так называемых поворотных точек);
При вынесении судебных актов суды не связаны вариантами прохождения границ, предлагаемыми сторонами спора. Суд может установить границы по собственному варианту с учетом максимального баланса интересов сторон. Такие варианты прохождения границ должны определяться по итогам проведения кадастровых работ или по итогам судебной землеустроительной экспертизы.
По делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, по проведению которой филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> представлено Заключение эксперта (л.д. 1, 2-21 т. 3).
В судебных заседаниях допрошенный эксперт филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> ФИО24, доводы, изложенные в указанном экспертном заключении, поддержал.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Споров по существующим на местности межевым знакам (заборам) с собственниками земельных участков, с кадастровыми номерами 63:01:0401003:1240 и 63:01:0401003:3450, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Судом установлено, что споров по существующим на местности межевым знакам (заборам) не имелось с момента образования земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, до момента подачи искового заявления ЗАО «Нефтефлот».
Определение исправленных значений координат Х и У объектов, подлежащих внесению в ЕГРН для устранения реестровых ошибок в спорных земельных участков, должно быть произведено заинтересованными лицами с учетом следующих обстоятельств: давности существования на местности межевых знаков и обоснованности их установления; исторических сведений о конфигурации спорных объектов; соблюдения принципа рациональности использования земель.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных норм материального права, определяющих понятие реестровой ошибки и порядок ее исправления, а также статьи 56 ГПК РФ, применительно к данному спору юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства того, что в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, лицом, выполнившим кадастровые работы допущена ошибка относительно границы и площади земельного участка, или такая ошибка допущена в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом, которая была воспроизведена в Едином государственном реестре недвижимости.
В ходе судебного разбирательства, судом достоверно установлено, что конфигурация и местоположение границ земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, с момента его образования не менялись, вследствие чего, существуют на местности более 15 лет. В месте смежной границы земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24 и земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, граница является прямой с момента ее образования.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются прежними собственниками земельного участка с кадастровым номером 63:01:0401003:24, смежным землепользователем и свидетельскими показаниями соседей, а также: Схемой границ земельного участка 63:01:0401003:1240; Чертежом инвентаризации земель кадастрового квартала 63:01:0401003 (Т2 лд124-125); Схемой границ СДТ «Сухая Самарка», являющейся приложением к распоряжению администрации <адрес> от <дата> №; Планом от <дата> являющимся приложением к акту № земельного участка площадью 62 га, отведенного Куйбышевскому НПЗ по решению Исполкома горсовета от <дата>; Протоколом № и Выкопировкой из плана, являющейся приложением к решению Исполкома Куйбышевского горсовета № от <дата>
По данным садоводческого некоммерческого Товарищества собственников недвижимости (СДТ «Сухая Самарка»), границы земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, существуют на местности более пятнадцати лет и не изменялись.
На Схеме к Распоряжению <адрес> от <дата> № «О присвоении адреса объектам недвижимости, расположенным в садоводческом товариществе «Сухая Самарка» акционерного общества «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод», принадлежащим ФИО5», видно, что участок с нумерацией <адрес>Г в части, граничащей с земельным участком, который в настоящее время находится в собственности ЗАО «Нефтефлот» имеет ровную границу, в виде прямой линии (л.д. 114, 115 т. 1).
Во всех указанных документах земельный участок по <адрес>Г, имеет прямую границу в месте смежной границы земельного участка, принадлежащего в настоящее время ЗАО «Нефтефлот» на праве собственности.
Кроме того, прямую границу также подтверждает и ситуационный план из кадастрового дела земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0411003:506, в результате раздела которого, образован земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, принадлежащего на праве собственности ЗАО «Нефтефлот».
Вместе с тем, наличие реестровых ошибок подтверждается Заключением эксперта филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>.
Так, при выезде на место установлено отсутствие каких-либо видимых ограждений части территории земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, а именно в месте расположения смежной границы с земельным участком, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, т.к. имеется лишь ограждение забором по всему периметру земельного участка с кадастровым номером 63:01:0401003:24.
Вышеуказанным заключением эксперта сделаны выводы, а именно:
-о несовпадении фактически существующих на местности границ земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127 и земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24 со сведениями о характерных точках границ данных земельных участков, внесенными в ЕГРН;
-о наличии области чересполосицы между границами земельных участков, внесенными в ЕГРН земельных участков, с кадастровыми номерами 63:01:0401003:3127 и 63:01:0401003:24, на местности (по фактическим границам данных земельных участков) разрывов, вклиниваний, чересполосицы не установлено, границы проходят прямо без выступов и изломов.
Так же, сделан вывод о наличии реестровых ошибок как в координатах характерных точек земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, так и земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, выявлены пересечения границ земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24 с границами землепользователей земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3450 (18,16 кв.м.), земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:1204 (8,71 кв.м.) и земельным участком, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127 (41,08 кв.м.).
Реестровая ошибка, допущенная при формировании земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, выразилась в том, что в момент постановки указанного участка на кадастровый учет <дата>, не была учтена и принята во внимание фактическая граница смежества данного земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 63:01:0401003:24, существующая более пятнадцати лет. На наличие реестровой ошибки в ЕГРН указывает также несовпадение в области чересполосицы между границами земельных участков, с кадастровыми номерами 63:01:0401003:24 и 63:01:0401003:3127, которое выявляется по данным кадастровой карты ЕГРН.
В границах земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24 расположен объект капитального строительства, с кадастровым номером 63:01:0401003:3002, по назначению жилое здание с общей площадью 123 кв.м. Сведения об объекте капитального строительства внесены в ЕГРН на основании Декларации об объекте недвижимого имущества от <дата>.
При проведении экспертизы было выявлено пересечение фактических границ жилого дома с границами земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, внесенными в ЕГРН, площадь пересечения составляет 5,76 кв.м.
Техническим заключением №, изготовленным ООО «Институт независимой оценки» сделан вывод о технической невозможности и экономической нецелесообразности демонтажа жилого дома с кадастровым номером 63:01:0401003:3002 (л.д. 1-39 т. 5).
В ходе проведения судебной землеустроительной экспертизы выявлено нарушение при проведении межевых и кадастровых работ относительно земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, которое выражается во внесении в ЕГРН недостоверных сведений о местоположении границ объекта не соответствующих ни их фактическому расположению на местности (ограждению), ни сведениям о расположении их границ, содержащихся в документах о прохождении таких границ с давностью более 15 лет.
Кроме того, отсутствует информация о характерных точках границ как земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, так и земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, при этом границы земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127 отображены схематично.
В кадастровом деле сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0411003:506, отсутствуют.
Оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> ФИО24, у суда не имеется, поскольку экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладающим специальными познаниями, необходимым образованием и достаточным опытом работы, в порядке, определенном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, с применением соответствующих методик.
Данное заключение отвечает требованиям относимости и допустимости, оснований для сомнения в достоверности изложенных в нем сведений у суда не имеется, равно как, и не усматривается наличие какой-либо заинтересованности эксперта при определении судебной землеустроительной экспертизы, а надлежащих доказательств, указывающих на недостоверность приведенного заключения, либо ставящих под сомнение его выводы, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что указанное заключение отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют, заключение судом принято как допустимое доказательство.
Вместе с тем, имеющаяся на схеме к Распоряжению <адрес> от <дата> № «О присвоении адреса объектам недвижимости, расположенным в садоводческом товариществе «Сухая Самарка» акционерного общества «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод», принадлежащим ФИО5», черная полоса, по мнению суда, является следствием технического дефекта, образовавшегося при использовании копировального оборудования. Аналогичные полосы имеются и в других частях данной схемы, они не относятся к знакам, используемым в топографии. Как установлено судом, указанный технический дефект был неправильно прочитан кадастровым инженером при проведении кадастровых работ, вследствие чего, при постановке на кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес>Г, была допущена ошибка, выразившаяся в необоснованном изменении местоположения и конфигурации соответствующей границы, а также уменьшении площади участка. С учетом изначально выделенного первоначальному собственнику ФИО4 земельного участка площадью 0,07 га, последующие собственники в порядке правопреемства должны были получать земельный участок той же площади.
При этом, в рамках проведения судебной землеустроительной экспертизы и при анализе документов, имеющихся в материалах гражданского дела судом установлено, что в момент образования земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127 и земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24 не возможно достоверно определить местоположение смежной границы указанных земельных участков, в связи с отсутствием характерных точек границ (Х и У).
Исправление реестровой ошибки производится путем внесения в ЕГРН измененных (исправленных) сведений о координатах Х и У объектов, содержащих ошибку.
В рассматриваемом случае несоответствие координат Х и У, содержащихся в ЕГРН фактическим границам на местности выявлено для земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3450 и земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:1240.
При этом за фактические границы на местности приняты только долговременные межевые знаки в виде заборов и углов строений на земельном участке, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, т.е. долговременные межевые знаки (ограждения, столбы, строения и иные искусственные объекты и объекты естественного происхождения). Долговременные межевые знаки, обозначающие фактическое прохождение границ земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, а именно в районе спорной смежной границы земельных участков, отсутствуют.
Согласно выписки ЕГРН на земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127, площадь объекта составляет 23391 +/-54 кв.м, из чего следует, что площадь наложения фактических границ земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24 (41 кв.м.) менее погрешности предусмотренной сведениям ЕГРН и не влечет изменения площади границ земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:3127 при исправлении реестровой ошибки (л.д. 83 т. 2).
Вместе с тем, оценивая досудебное заключение специалиста ООО «Геопространственное Агентство ИНОТЕР» по правилам ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд кладет в основу своих выводов заключение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, так как заключение составлено экспертом, незаинтересованным в исходе дела, предупрежденным об уголовной ответственности, с соблюдением форм, экспертное заключение составлено в рамках судебной экспертизы. Кроме того, эксперт подтвердил выводы экспертного заключения в судебном заседании.
У суда нет оснований ставить под сомнение достоверность результатов проведенной судебной экспертизы, исходя из вида экспертного учреждения, опыта эксперта и квалификации и примененных методик исследования, ясности выводов, отсутствия противоречий, внешнего вида документов и их содержания, поэтому суд принимает результаты судебной экспертизы в качестве доказательства, и кладет в основу решения по данному делу.
Представитель истца по первоначальному иску в судебном заседании не согласился с заключением эксперта и ходатайствовал о назначении по делу повторной судебной экспертизы, в котором ему было отказано, поскольку само по себе несогласие сторон процесса с экспертным заключением не является основанием для назначения повторной или дополнительной экспертизы.
Решая встречные исковые требования об исправлении реестровой ошибки и установления границ земельного участка, руководствуясь положениями вышеприведенного земельного и гражданского законодательства, определив юридически значимые обстоятельства и исследовав представленные доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу и наличии оснований для исправлении реестровой ошибки и установления границ земельного участка, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено наличие реестровой ошибки в сведениях о границах земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0401003:24, являющаяся основанием для исправления такой ошибки, исправление которой не выступает основанием для прекращения права собственности ответчиков по встречному исковому требованию, на принадлежащие им земельные участки.
При таких обстоятельствах, учитывая удовлетворение в полном объеме встречных исковых требований ФИО2 и совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований в удовлетворении заявленного ЗАО «Нефтефлот» первоначального иска.
Оснований для взыскания в соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебных расходов, судом не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: 63:01:0401003:24, 63:01:0401003:3127, 63:01:0401003:1204, 63:01:0401003:3450.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 63:01:0401003:24, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
№ ░░░░░ |
░░░░░░░░░░ |
░░░░░░░░░░ |
░ |
░ |
|
1 |
1366431,02 |
382500,608 |
2 |
1366435,016 |
382497,951 |
3 |
1366438,82 |
382494,819 |
4 |
1366441,298 |
382492,852 |
5 |
1366443,517 |
382490,742 |
6 |
1366435,586 |
382477,876 |
7 |
1366427,873 |
382467,586 |
8 |
1366425,862 |
382468,44 |
9 |
1366422,34 |
382470,401 |
10 |
1366423,512 |
382473,215 |
11 |
1366428,231 |
382487,468 |
12 |
1366429,027 |
382492,092 |
13 |
1366430,195 |
382497,286 |
1 |
1366431,02 |
382500,608 |
░ ░░░░░░░ 316 ░░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 63:01:0401003:3127, 63:01:0401003:1204, 63:01:0401003:3450, ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 63:01:0401003:24, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>.