РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
24 сентября 2019 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Ракуновой Р›.Р.
РїСЂРё секретаре Машковцевой Р•.Р.
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„– 3Р°-734/19 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению общества СЃ ограниченной ответственностью «Сатурн», РРџ РџРѕРіСѓРґРёРЅР° Вадима Юрьевича, РРџ Темнюка Сергея Анатольевича РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РћРћРћ «Сатурн», РРџ РџРѕРіСѓРґРёРЅ Р’.Р®., РРџ Темнюк РЎ.Рђ. (далее - административные истцы) обратились РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ областной СЃСѓРґ СЃ заявлением РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих РёРј РЅР° праве собственности объектов недвижимости Рё РїСЂРѕСЃСЏС‚ установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, равной РёС… рыночной стоимости, расположенных РІ Дмитровском Рё Красногорском районах РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области.
В судебном заседании представитель административных истцов поддержав административный иск, просил установить рыночную стоимость объектов недвижимости в размере, определенном отчетом оценщика. Заявил ходатайство о вызове эксперта в судебное заседание и назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы. Представил письменные возражения на заключения эксперта.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области (далее - административный ответчик) не явилась, представила письменные пояснения, в которых полагала, что установленная судебной оценочной экспертизой рыночная стоимость объектов недвижимости соответствует сложившемуся рынку цен на дату определения их кадастровой стоимости.
Рные лица, участвующие РІ деле, будучи надлежаще извещенными Рѕ дате Рё времени судебного разбирательства, СЃРІРѕРёС… представителей РЅРµ направили.
Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело по имеющейся явке.
Выслушав явившихся лиц, дав оценку имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административным истцам на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, в отношении которых установлена кадастровая стоимость, которая, по мнению административных истцов, превышает их рыночную стоимость, что влечет за собой не обоснованное возложение на них обязанности по уплате налога в завышенном размере.
В обоснование требования административные истцы представилиотчеты, составленные оценщиком <данные изъяты>
Определением Московского областного суда была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту <данные изъяты>
Согласно пунктам в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно пункту 3 статьи 66 названного закона в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон «Об оценочной деятельности»).
Абзацем 4 статьи 24.18 Закона «Об оценочной деятельности» установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (часть 2 статьи 58 КАС РФ).
Судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ дана оценка отчетам оценщика и заключению судебной оценочной экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Положениями пункта 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015г. № 299, предусмотрено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
В силу п.8 ФСО №3 вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должен содержаться, в частности, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость.
РР· положений Рї. 13 ФСО в„–3 следует, что РІ случае, если РІ качестве информации, существенной для величины определяемой стоимости объекта оценки, используется значение, определяемое экспертным мнением, РІ отчете РѕР± оценке должен быть проведен анализ данного значения РЅР° соответствие рыночным данным (РїСЂРё наличии рыночной информации).
Согласно Рї. 11 ФСО в„–3 РІ тексте отчета РѕР± оценке должны присутствовать ссылки РЅР° источники информации либо РєРѕРїРёРё материалов Рё распечаток, используемых РІ отчете, позволяющие делать выводы РѕР± источнике получения соответствующей информации Рё дате ее подготовки. Р’ случае, если информация РїСЂРё опубликовании РЅР° сайте РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» РЅРµ обеспечена свободным доступом РЅР° дату проведения оценки или после даты проведения оценки либо РІ будущем РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ изменение этой информации или адреса страницы, РЅР° которой РѕРЅР° опубликована, либо используется информация, опубликованная РЅРµ РІ общедоступном печатном издании, то Рє отчету РѕР± оценке должны быть приложены РєРѕРїРёРё соответствующих материалов.
Анализ рынка недвижимости выполняется в последовательности, указанной в п.11 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2014 г. № 611. В том числе, в анализе рынка приводятся основные выводы относительно рынка недвижимости в сегментах, необходимых для оценки объекта, например динамика рынка, спрос, предложение, объем продаж, емкость рынка, мотивации покупателей и продавцов, ликвидность, колебания цен на рынке оцениваемого объекта и другие выводы (п.п. д, п. 11 ФСО №7).
Р’ заключении эксперта Белова Р.Р’. полно Рё РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ приведены суждения относительно содержания отчетов оценщика (стр. 22-24 экспертного заключения).
Суд соглашается с выводами эксперта о том, что установленная отчетами оценщика рыночная стоимость объектов недвижимости не может быть признана достоверной, поскольку при составлении отчетов оценщиком были допущены нарушения, повлиявшие на выводы относительно их итоговой стоимости.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеет место не расхождение в оценке объектов оценки в пределах диапазона цен, а неправильный расчет и недостоверность определения скорректированной стоимости объектов-аналогов оценщиком, которые повлекли установление недостоверной рыночной стоимости объектов недвижимости.
В связи с этим в итоговом выводе эксперта по отчетам обоснованно, по мнению суда, указано, что отчеты не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе Закону «Об оценочной деятельности», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно статье 41 Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 8 названного Федерального закона эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Суд приходит к выводу, что рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на основании заключения судебной экспертизы.
Заключение содержит РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРµ описание проведенного исследования. Ркспертное заключение содержит указание РЅР° применение экспертом РїСЂРё проведении исследований Рё производстве расчетов коэффициентов корректировок нормативных актов РІ области оценочной деятельности, стандартов РїРѕ проведению оценки, учебных РїРѕСЃРѕР±РёР№, справочной аналитики Рё авторских монографических работ.
Ркспертное заключение понятно РїРѕ своему содержанию, составлено РІ доступной форме изложения Рё РЅРµ содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.
В заключении эксперта, по мнению суда, содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам-аналогам, так и по объектам оценки.
В ходе анализа рынка и нормативно-методической базы оценки экспертом выявлены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов оценки (элементы сравнения): местоположение объекта, площадь, время продажи/предложения, факт сделки (уторговывание), передаваемые права, условия продажи (чистота сделки), условия финансирования, инфраструктура, использование или назначение объекта, транспортная доступность, наличие рядом аналогичных объектов.
Для сравнения эксперт выбрал объекты-аналоги, сопоставимые с объектами оценки.
Рнформационной базой явился архив эксперта, данные РёР· периодической печати Рё СЃ интернет сайтов РІ электронном РІРёРґРµ Рё РЅР° бумажных носителях.
Характеристики объектов-аналогов представлены РІ таблице сравнения. РР· таблицы сравнения следует, что объекты - аналоги сопоставлялись СЃ объектами оценки РїРѕ следующим единицам сравнения: площади, цене предложения, рыночной стоимости 1 РєРІ. Рј, имеющимся правам, условиям финансирования, категории Рё РІРёРґР° разрешенного использования земель.
В процессе работы эксперт проанализировал возможность применения доходного, сравнительного и затратного подходов к оценке и методов оценки в рамках каждого из них к определению рыночной стоимости объектов экспертизы и пришел к выводам, изложенным в заключении.
В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная судебной оценочной экспертизой, не соответствует сложившемуся рынку цен на дату ее определения.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Соглашаясь с заключением судебной оценочной экспертизы, суд исходит из анализа рынка, приведенного в экспертном заключении.
Представителем административных истцов не представлено суду никаких доказательств иной рыночной стоимости объектов недвижимости, все возражения представителя сводятся к общим рассуждениям, отличным от тех выводов, которые содержатся в заключении эксперта.
РР· заключения следует, что эксперт РЅРµ учитывал наличие коммуникаций РІ случае, если указано, что РѕРЅРё РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ РїРѕ границе (РїРѕ периметру) участка, РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ «до участка» (РЅРѕ РЅРµ заведены РЅР° сам участок) или имеются РІ поселке, РЅРѕ РёС… наличие РЅР° конкретном участке ничем РЅРµ подтверждено. Наличие заборов РЅР° участке РЅРµ учитывалось экспертом, так как РІ общей цене участков заборы занимают крайне малую долю. РљСЂРѕРјРµ того, например, РІ объявлении продаже объекта-аналога в„–3 РЅР° стр. 112 заключения указано, что забор установлен РїРѕ трем сторонам участка, то есть фактически РЅРµ достроен. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ вышесказанным наличие забора РЅРµ оказывает влияние РЅР° стоимость земельного участка.
РљСЂРѕРјРµ того, согласно данным портала «Яндекс.Карты» коттеджный поселок Тен, РІ котором располагаются объекты исследования, удален пешеходным маршрутом РЅР° расстояние 360 Рј РѕС‚ СЂ. РњРѕСЃРєРІС‹ через территорию объекта культурного наследия Усадьба Рльинское. Удаленность РѕС‚ СЂ. РњРѕСЃРєРІС‹ РІ РѕР±С…РѕРґ Усадьбы Рльинское пешеходным маршрутом составляет 670 Рј. РџРѕРґ близостью Рє крупным водным объектом подразумевается расстояние РґРѕ 1,5 РєРј. Таким образом, объект расположен вблизи СЂ. РњРѕСЃРєРІС‹, соответственно, корректировка РЅР° близость Рє крупным водным объектам проведена обосновано.
Также из заключения эксперта следует, что все объекты-аналоги, как и объекты исследования, расположены на территории городского округа Красногорск, таким образом, корректировка не требуется. Рыночная стоимость объектов исследования определялась по состоянию на 24.04.2018 г., которая составила на 23-40% меньше определенной кадастровой стоимости на 24.04.2018 г., информация о том, что на 31.12.2018 г. кадастровая стоимость была пересчитана и составила практически на 30% меньше значений, полученных в заключении, лишь подтверждает тенденцию снижения цен.
Расхождение между рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, и новой кадастровой стоимостью по состоянию на 31.12.2018 в 30%, не является подтверждением того, что рыночная стоимость определена неверно, поскольку кадастровая оценка, определённая методами массовой оценки, не учитывает все индивидуальные характеристики объектов исследования.
Кроме того, в соответствии с Методическими разъяснениями о допустимом расхождении кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости № МР-2/18 от 20.04.2018 однозначно существенным расхождением следует считать превышение кадастровой стоимости над рыночной стоимостью в размере 50% (то есть в 2 и более раз), таким образом, отклонение в 30% является несущественным.
Необоснованное ходатайство представителя административных истцов о вызове эксперта в судебное заседание для разъяснения вопросов, мотивированные ответы на которые содержатся в заключении эксперта, а также исходя из того, что экспертное заключение изучено и исследовано в судебном заседании, направлено на злоупотребление представителем административных истцов процессуальными правами, на нарушение прав и интересов других лиц, участвующих в административном деле, на затягивание судебного разбирательства.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного РІ настоящем решении, СЃСѓРґ, согласившись СЃ заключением эксперта, РЅРµ усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства представителя административных истцов Рѕ назначении повторной судебной оценочной экспертизы, Р° также вызова эксперта РІ судебное заседание.
Рных доказательств, РєСЂРѕРјРµ тех РЅР° которые СЃСѓРґ сослался РІ настоящем решении, тому, что рыночная стоимость объектов недвижимости является РёРЅРѕР№, чем отражено РІ судебном экспертном заключении, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено.
С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, исходя из того, что заключением судебной оценочной экспертизы установлена рыночная стоимость объектов недвижимости, которая ниже их кадастровой стоимости, а также с учетом п.3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, новая кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административным истцам на праве собственности, на дату установления их кадастровой стоимости судом определяется исходя из размера, установленного экспертным заключением.
Поскольку абзацем 5 статьи 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, суд считает необходимым указать дату обращения административных истцов в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 24 декабря 2018 года с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШРР›:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление общества СЃ ограниченной ответственностью «Сатурн», РРџ РџРѕРіСѓРґРёРЅР° Вадима Юрьевича, РРџ Темнюка Сергея Анатольевича РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости Рё РѕР± установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной РёС… рыночной стоимости, поданное РІ РљРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РїРѕ рассмотрению СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости 24 декабря 2018 РіРѕРґР°, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 24 апреля 2018 года, расположенных по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для многофункционального жилого комплекса и иных объектов культурно-социального назначения, с кадастровыми номерами:
Кадастровый номер |
Площадь, кв.м. |
Рыночная стоимость, руб. |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹> |
2 322 |
21434 707 |