дело №2а-1005/2021
25RS0030-01-2021-001493-81
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
27 декабря 2021 г. пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Гурской А.Н.,
при секретаре Богач В.С.,
с участием: представителя административного истца Фоменко Е.Н.,
представителя заинтересованного лица -администрации Славянского городского поселения Маругина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Хасанского муниципального района к ОСП по Хасанскому району, УФССП по Приморскому краю об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя,
установил:
администрация Хасанского муниципального района обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, указывая на то, что 16.08.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Хасанскому району УФССП России по Приморскому краю вынесено постановление о запрете на совершение действий по регистрации в рамках исполнительного производства №-ИП от 04.07.2018, возбужденного на основании исполнительного листа от 28.12.2017 г., выданного Хасанским районным судом по иску прокурора Хасанского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района о возложении обязанности провести жеребьевку по земельным участкам, подлежащим предоставлению гражданам и их детям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, включенным в реестр, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебный пристав-исполнитель вынес постановление об объявлении запрета на совершение регистрационных действий в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами № и № которые были предоставлены администрации Хасанского муниципального района постановлениями администрации Славянского городского поселения в постоянное (бессрочное) пользование для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса на территории пгт.Славянка в рамках федеральной целевой программы.
20.09.2021 администрация Хасанского муниципального района обратилась в администрацию Славянского городского поселения с просьбой о приведении к единому виду разрешенного использования шести земельных участков, переданных администрации Хасанского муниципального района в постоянное (бессрочное) пользование.
18.11.2021 г. администрация Славянского городского поселения направила в администрацию Хасанского муниципального района уведомления от 11 октября 2021 г. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о приостановлении государственного учета, из которых следует, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № присутствует обременение прав в виде запрета на совершение действий по регистрации, в связи с чем, государственный кадастровый учет приостановлен.
С этого, момента, то есть с 18.11.2021 администрации Хасанского муниципального района стало известно о нарушении ее прав.
Администрация Хасанского муниципального района считает, что постановление о запрете на совершение определенных действий по регистрации от 16.08.2021 вынесено незаконно, поскольку арест по правилам ст.80 Закона об исполнительном производстве может быть наложен лишь по требованию имущественного характера. Кроме того, обжалуемое постановление не соответствует установленному статьей 4 Закона об исполнительном производстве принципу соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Административный истец просит: восстановить срок обжалования постановления о запрете на совершение действий по регистрации от 16.08.2021 г. по исполнительному производству № от 04.07.2018; признать
незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Хасанскому району от 16.08.2021 о запрете на совершение действий по регистрации по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; обязать административного ответчика отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 16.08.2021 года о запрете на совершение действий по регистрации по исполнительному производству №-ИП.
В судебном заседании представитель административного истца Фоменко Е.Н. поддержала исковые требования по обстоятельствам в них изложенным.
Представитель ОСП по Хасанскому району, УФССП по Приморскому краю в судебное заседание не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица администрации Славянского городского поселения Маругин А.С. с требованиями административного иска согласился, представил письменный отзыв на иск, согласно которому, оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя наложен запрет в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами № Данные земельные участки находятся в собственности администрации Славянского городского поселения, которая ограничена в распоряжении ими. Указанным постановлением судебного пристава-исполнителя не возможно исполнения администрацией полномочий предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по предоставлению земельных участков гражданам.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствие с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статья 121 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Для признания незаконными постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов административного истца.
Судом установлено, что решением Хасанского районного суда от 07.11.2017 года, исковые требования прокурора Хасанского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным бездействия, возложения обязанности удовлетворены.
Указанным решением признано незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района, выражающееся в непринятии мер по предоставлению 7 земельных участков, подлежащих передаче гражданам и их детям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства; признано незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района, выражающееся в непринятии мер по обеспечению инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельных участков, формируемых, а также сформированных и предоставленных для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей; на администрацию Хасанского муниципального района возложена обязанность провести жеребьёвку по земельным участкам, подлежащим предоставлению гражданам и их детям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, включённым в реестр, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и возложена обязанность обеспечить инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельные участки, формируемые, а также сформированные и предоставленные для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
04.07.2018 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Хасанскому району УФССП России по Приморскому краю Маковой Я.В. возбуждено исполнительное производство №-ИП о возложении обязанности на администрацию Хасанского муниципального района проведение жеребьевки по земельным участкам, подлежащим предоставлению гражданам и их детям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, включенным в реестр, в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
16.08.2021 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Хасанскому району УФССП России по Приморскому краю Жуковой О.Ю. вынесено постановление о запрете на совершение действий по регистрации, согласно которому наложен арест на земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании с кадастровыми номерами: №, а также наложен арест на принадлежащие должнику здания и помещения.
В силу п.1 ст.12, ст.13 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Аналогичные положения содержит ст.64 Федерального закона РФ №229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве».
Статьей 4 Федерального закона № 229-ФЗ определены принципы исполнительного производства, одним из которых является соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 64 названного закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение (п. 7 ч. 1 данной статьи).
В ст. 80 Федерального закона № 229-ФЗ закреплено, что судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника (ч. 1).
В силу ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 229-ФЗ арест на имущество должника применяется: для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации (п. 1); при исполнении судебного акта о конфискации имущества (п. 2); при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него или у третьих лиц (п. 3).
В свою очередь, ст. 68 названного закона установлено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч. 1). Одной из мер принудительного исполнения является наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества (п. 5 ч. 3 названной статьи).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», арест в качестве исполнительного действия может быть наложен судебным приставом-исполнителем в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях (п. 7 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 80 Федерального закона № 229-ФЗ). В качестве меры принудительного исполнения арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика, административного ответчика, находящееся у него или у третьих лиц (ч. 1, п. 5 ч. 3 ст. 68 названного Закона). Во исполнение судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика судебный пристав-исполнитель производит арест и устанавливает только те ограничения и только в отношении того имущества, которые указаны судом.
Поскольку в данном случае в исполнительном листе, выданном в отношении администрации Хасанского муниципального района, отсутствовали требования имущественного характера, а в материалах дела не имелось доказательств принятия судебного акта о наложении ареста на имущество должника, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали предусмотренные законом основания для наложения ареста на указанное имущество. Кроме того, в исполнительном документе отсутствовало указание на запрет совершения должником определенных действий с использованием именно этих земельных участков. Таким образом, наложение ареста необоснованно ограничивает право должника, а также администрации Славянского городского поселения, которая не являлась стороной по делу, владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом иными способами. В этой связи действия судебного пристава-исполнителя не могут быть признаны законными.
В соответствии с ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчиненности, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения части 6 статьи 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Материалы исполнительного производства №-ИП не содержат сведений о направлении и дате получения администрацией Хасанского муниципального района оспариваемого постановления от 16.08.2021 г.
Таким образом, поскольку оспариваемое постановление своевременно не получено, процессуальный срок на обращение с настоящим административным иском пропущен по уважительной причине.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 360 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 16.08.2021 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 16.08.2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.12.2021 ░.