Дело №2а-1255/2024
УИД: 52RS0005-01-2023-009713-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2024года в г.НижнийНовгород Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Кучеровой Ю.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации города Нижнего Новгорода, комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Нижнего Новгорода о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с иском к администрации города Нижнего Новгорода, комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Нижнего Новгорода о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Савушкиной Т.Н., было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, площадью 1375 кв.м. на праве аренды на срок 20 лет в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ.
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода ДД.ММ.ГГГГ представил отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду вышеуказанного земельного участка, (исх-03-02-437809/23), который административный истец неправомерным.
Ответчик одной из причин отказа представляет то, что запрашиваемый земельный участок находится в границах старого кладбища. Однако из представленной к административному исковому заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории видно, что указанный участок расположен в территориальной зоне Тжи-2 - зона индивидуальной среднеплотной жилой застройки, согласно Правил землепользования и застройки г.Н.Новгорода, никаких ограничений касательно наличия старого кладбища не установлено, в том числе среди зон с особыми условиями использования территории. Никаких доказательств наличия старого кладбища ответчик не предоставил.
Также ответчик еще одним основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления указывает на отсутствие доступа к земельному участку. Однако из представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории наглядно видно, что доступ будет осуществляться с улицы Полянская.
Иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода не представлено.
Административный истец указывает, что оспариваемым решением нарушены ее права на предварительное согласование предоставления земельного участка на основании ст. 39.15 ЗК РФ.
Административный истец просит суд: признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, выданный Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода. Обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение права административного истца путем вынесения решения о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: администрация города Нижнего Новгорода. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация Сормовского района г. Нижнего Новгорода, председатель комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода Помпаева С.Н.
Принимая во внимание, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Савушкина Т.Н. обратилась в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на срок 20 лет, для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Савушкиной Т.Н. отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по основаниям, предусмотренным п.п.1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Основанием для отказа послужило следующее: в соответствии с п.п.3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п.6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими Федеральными законами.
Представленной схемой расположения предусмотрено образование земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», который предусматривает размещение (строительство, эксплуатацию) индивидуального жилого дома.
Согласно сведениям о топографической изученности территории масштаба 1:500 государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Нижегородской области, испрашиваемый земельный участок расположен в границах старого кладбища (исторически сложившегося) (в границах улицы Котова и улицы Ровная).
В силу п.61 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 14.02.2022), использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента последнего захоронения. Территория места погребения по истечении двадцати лет с момента последнего захоронения может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на территории места погребения не допускается.
Таким образом, образование земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», предусматривающим размещение жилого дома, на испрашиваемой территории не представляется возможным.
Также в представленной схеме отсутствует информация о границах территорий общего пользования, посредством которых обеспечивается доступ на образуемый земельный участок.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ Савшкиной Т.Н. отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, административный истец обратился в суд с данными требованиями, указывая, что отказ нарушает ее права и законные интересы.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса.
Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании подп. 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Также основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с подп. 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган также принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из схемы расположения земельного участка, испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Нижнего Новгорода, утвержденными приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР (с изменениями), расположен в границах территориальной зоны ТЖи-2 – зона индивидуальной среднеплотной застройки. Участок находится в зоне с особыми условиями использования территории: 52:00-6.1076 – приаэродромная территория (третья подзона) АО «МАНН»; 52:00-6.1079 – приаэродромная территория аэродрома Нижний Новгород (Стригино); 52:00-6.1077 – приаэродромная территория (пятая подзона) АО «МАНН»; 52:18-6.1737 – зона санитарной охраны (III пояс) Чебоксарского водохранилища (река Ока, река Волга) в соответствии с генеральным планом города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР; зона санитарной охраны (III пояс) водоисточника (р.Волга) для водопроводной станции ПАО «Завод «Красное Сормово» в соответствии с приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР.
Согласно ответу Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям о топографической изученности территории масштаба 1:500 государственной системы обеспечения градостроительной деятельности Нижегородской области, испрашиваемый земельный участок расположен в границах старого кладбища (исторически сложившегося(в границах улицы Котова и улицы Ровная).
В силу п.61 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 14.02.2022), использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента последнего захоронения. Территория места погребения по истечении двадцати лет с момента последнего захоронения может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на территории места погребения не допускается.
Согласно акту обследования земельного участка НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ, местоположение земельного участка: <адрес> Общая площадь: 1375 кв.м., кадастровый номер (кадастровый квартал): НОМЕР (часть). Ограничения (обремения): информация отсутствует. Сведения об ограждении земельного участка: земельный участок не огражден.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (абзац 2 части 2 статьи 12 указанного федерального закона).
Согласно части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ, в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям), установлено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
В силу части 9 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Сведения об установлении санитарно-защитной зоны в границах испрашиваемого земельного участка в материалы дела не представлено.
Доводы об отсутствии информации о границах территорий общего пользования, посредством которых обеспечивается доступ на образуемый земельный участок, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как указывает административный истец, согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, доступ будет осуществляться с улицы Полянская. Указанная информация также отражена на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает право истца на получение земельного участка в собственность.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о признании незаконным отказа комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (ст. ст. 10, 11 и 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.
Поскольку оспариваемое Савушкиной Т.Н. решение требованиям закона не соответствует и нарушает ее права и законные интересы, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Комитет по управлению городским имуществом и земельным ресурсами администрации города Нижнего Новгорода обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Савушкиной Т.Н. путем повторного рассмотрения заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 1375 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1375 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░. 294.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░. 1 ░░. 310 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░