№3а-81/2024
22OS0000-01-2023-000986-26
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
19 марта 2024 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Солод Ю.А.
при секретаре Гостевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Фирма "Витязь" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фирма "Витязь" обратилось в Алтайский краевой суд с административным иском к управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, краевому государственному бюджетному учреждению «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости.
Административные исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого здания значительно превышает его рыночную стоимость и это подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права собственника, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате налога на имущество организаций. Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», ООО «Фирма «Витязь» просило установить кадастровую стоимость нежилого здания в размере рыночной стоимости согласно отчету об оценке.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Представители управления имущественных отношений Алтайского края, КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» в письменных отзывах возражала против удовлетворения заявленных требований полагая, что у истца отсутствует право на оспаривание кадастровой стоимости в судебном порядке, так же указала на наличие замечаний к отчету об оценке.
Руководствуясь требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Обсудив вопрос о прекращении производства по настоящему административному делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующими выводам.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года №135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года №237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года №269-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (далее - переходный период).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237-ФЗ или Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ).
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - также ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года, в связи с чем оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.
Следовательно, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, начатой по правилам Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2020 года либо до даты принятия соответствующего решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года №269-ФЗ Федеральный закон от 3 июля 2016 года №237-ФЗ дополнен статьей 22.1, регулирующей вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ установлен порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ, который зависит от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ с даты, указанной в Решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ не осуществляется.
Как следует из части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ).
Из системного толкования приведенных норм права следует, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ).
При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ.
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.
Постановлением Правительства Алтайского края от 22 июня 2017 года №226 «О переходе к государственной кадастровой оценке в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» такой датой определено 1 июля 2017 года.
Приказом управления имущественных отношений Алтайского края от 11 октября 2019 года № 97 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края.
Приказом управления имущественных отношений Алтайского края от 9 ноября 2023 года № 181 утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Алтайского края.
Постановлением Правительства Алтайского края от 29 декабря 2022 года № 533 «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» 1 января 2023 года установлено датой перехода к применению на территории Алтайского края положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемая кадастровая стоимость нежилого помещения утверждена по состоянию на 1 января 2019 года в рамках массовой оценки приказом управления имущественных отношений Алтайского края от 11 октября 2019 года № 97, которая проводилась в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237-ФЗ. Дата начала применения указанной кадастровой стоимости - 1 января 2020 года.
Как следует из письменного отзыва филиала ППК «Роскадастр» по Алтайскому краю, 16 декабря 2023 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером *** в ЕГРН были внесены очередные результаты государственной кадастровой оценки в соответствии с приказом управления имущественных отношений Алтайского края от 9 ноября 2023 года №181 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Алтайского края». Таким образом, с 1 января 2024 года применяется кадастровая стоимость нежилого помещения в размере 3 579 325 руб. 38 коп., определенная по состоянию на 1 января 2023 года.
В связи с изложенным, оспариваемая кадастровая стоимость является архивной.
С 1 января 2023 года в Алтайском крае применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, соответственно на территории Алтайского края вопросы установления кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением – КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ). В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости подано административным истцом в декабре 2023 года (после перехода Алтайского края к применению положений ст. 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ), суд приходит к выводу, что возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения путем установления в размере его рыночной стоимости по состоянию 1 января 2019 года административным истцом утрачена, поэтому заявленные требования об установлении архивной кадастровой стоимости нежилого помещения по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости не подлежат рассмотрению в суде, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению.
Оплаченная государственная пошлина при обращении в суд подлежит возврату на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194,314 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ "░░░░░ "░░░░░░" ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2000 ░░░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №2298 ░░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░