Дело № 2-282/2015 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2015 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Н.В. Гладких,
при секретаре Е.А. Городиловой,
с участием истца Попова Д.Н.,
представителя ответчика Шмотьева А.К.– адвоката Адвокатской палаты Пермского края Гребенкиной А.А., действующей на основании ордера по назначению суда,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Д.Н. к ответчику Шмотьеву А.К., о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учёта,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Попов Д.Н. обратилась с иском о признании ответчика Шмотьева А.К. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и снятии ответчика с регистрационного учёта по данному адресу.
В обоснование данных требований истец указал, что он является собственником указанной квартиры на основании договора купли-продажи и свидетельства о государственной регистрации права. Место жительства Шмотьева А.К. зарегистрировано по данному адресу, однако, ответчик в квартире не проживает. Продавец квартиры Г. обязался сняться с регистрационного учета и снять Шмотьева А.К. в срок до 14.11.2012г., что отражено в п. 5 договора купли-продажи квартиры. Продавец Г. сам с регистрационного учета в квартире снялся, а Шмотьев А.К. по настоящее время с регистрационного учета не снят. Ответчик не является членом его семьи, не ведет с ним общего хозяйства, он не обязан обеспечивать ответчика иным жилым помещением. Регистрация места жительства ответчика в принадлежащем ему жилом помещении ограничивает его право владения, пользования и распоряжения данным имуществом.
В судебном заседании истец Попов Д.Н. просил об удовлетворении исковых требований на основании доводов, изложенных в иске.
Ответчик Шмотьев А.К. не явился в судебное заседание, извещался о времени и месте судебного разбирательства по последнему известному месту жительства – <адрес>; судебные извещения, направленные ответчику, возвращены в суд почтовой службой.
В связи с отсутствием сведений о месте жительства ответчика на основании статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд назначил адвоката в качестве представителя ответчика определением суда от 21.01.2015 года.
В судебном заседании представитель ответчика Шмотьева А.К. адвокат Адвокатской палаты Пермского края Гребенкина А.А. просила принять решение по делу в соответствии с действующим законодательством.
Третье лицо Управление Федеральной миграционной службы по Пермскому краю не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства, представило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, показания свидетеля, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, распоряжаться им иным образом.
Попов Д.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что следует из договора купли-продажи квартиры от 07.11.2012г. и свидетельства о государственной регистрации права от 13.11.2012г. (л.д.5-6).
Согласно указанному договору, Г. (Продавец) продал Попову Д.Н. (Покупатель) спорную квартиру. В п. 5 договора имеется ссылка на то, что Покупатель проинформирован о том, что на момент заключения настоящего договора в продаваемой квартире на регистрационном учете состоят: Г. и Шмотьев А.К., которые обязуются сняться с регистрационного учета, выселиться и освободить квартиру от своих вещей в срок до 14.11.2012г. (л.д.6).
В соответствии со статьёй 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин-собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Аналогичное правило содержится в части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со статьёй 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов семьи.
На основании части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Согласно справке ООО «<данные изъяты>» и сообщению отдела адресно-справочной работы Управления ФМС по Пермскому краю место жительства Шмотьева А.К., № рождения, зарегистрировано по адресу: <адрес> 20.08.2012г. (л.д. 7, 19).
В судебном заседании свидетель Ш. показала, что является соседкой по квартире с Поповым Д.Н., который живет в квартире № <адрес>. До Попова в указанной квартире проживал Шмотьев А.К. примерно около одного года. Сначала он жил вдвоем с Г., затем Г. уехал и Шмотьев остался проживать один, <данные изъяты>. Шмотьев не говорил, платил ли он денежные средства за проживание в квартире. Молодой человек, который привез Шмотьева А.К.в указанную квартиру, вывез его из этой квартиры примерно летом, около 2-2,5 лет тому назад. После этого Шмотьев А.К. в квартиру не возвращался, в ней не проживал, в д. <данные изъяты> не живет. После выезда Шмотьева из квартиры, в ней несколько месяцев никто не жил, затем в квартиру вселились Поповы, которые проживают в ней уже примерно 2 года.
В судебном заседании истец пояснил, что со слов риелтора, Шмотьев А.К. является дядей продавца квартиры Г.. Найти самого Г.., либо риелтора, ему не удалось, на телефонные звонки они не отвечают, место их жительства он не знает.
Таким образом, ответчик Шмотьев А.К. не является членом семьи истца, соглашение между истцом и ответчиком о пользовании спорным жилым помещением не заключалось, ответчик является членом семьи прежнего собственника спорного жилого помещения.
При таком положении суд считает, что ответчик не связан с истцом какими-либо личными неимущественными, имущественными правами и обязанностями, общими интересами и ведением общего хозяйства.
В силу пункта 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
При таких обстоятельствах за ответчиком не может быть сохранено право пользования указанным жилым помещением, принадлежащим истцу на праве собственности, на определенный срок, даже если у ответчика не имеется оснований приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, или если имущественное положение ответчика и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением.
Доказательств того, что ответчик проживал в спорном жилом помещении по договору найма с прежним собственником квартиры, суду не представленно.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что ответчик Шмотьев А.К. не проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, добровольно и самостоятельно принял решение о выезде из указанного жилого помещения, фактически прекратил пользоваться жилым помещением, освободив его от своего имущества.
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Факт регистрации лица по месту жительства согласно статьям 1 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пункту 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, является административным актом, наличие или отсутствие которого не может служит основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе права на жилое помещение.
Суд не установил обстоятельств, свидетельствующих о временном или вынужденном отсутствии ответчика в спорном жилом помещении или препятствования ответчику в пользовании данным жилым помещением со стороны истца или других лиц.
Суд считает, что ответчик Шмотьев А.К. заинтересован только в формальной регистрации места жительства по указанному адресу, а не для проживания в жилом помещении. Сохранение формальной регистрации места жительства противоречит действующему законодательству. Наличие регистрации места жительства как обязательное условие приобретения или сохранения права пользования жилым помещением законом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что право ответчика на пользование спорным жилым помещением является утраченным (прекращённым), поэтому требование истца о признании Шмотьева А.К. утратившим право пользования жилым помещением является правомерным и подлежит удовлетворению.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и пункта 31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации» снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17 июля 1995 года, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Следовательно, ответчик Шмотьев А.К. подлежит снятию с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления с требованиями неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 200 рублей.
При подаче иска Попов Д.Н. уплатил государственную пошлину в размере 200 рублей, что подтверждается чеком-ордером об уплате государственной пошлины (л.д.2).
Следовательно, при удовлетворении исковых требований в полном объёме с ответчика Шмотьева А.К. в пользу истца Попова Д.Н. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Попова Д.Н. удовлетворить.
Признать Шмотьева А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>.
На основании признания ответчика утратившим право пользования жилым помещением Управлению Федеральной миграционной службы по Пермскому краю снять Шмотьева А.К. с регистрационного учёта по указанному адресу.
Взыскать с Шмотьева А.К. в пользу Попова Д.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись)
<данные изъяты>
Судья Н.В. Гладких