Дело №а-1308/2023
УИД 26RS0№-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 года |
<адрес> |
Георгиевский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Купцовой С.Н.,
при секретаре ФИО4,
с участием
представителя административного истца ФИО5
административного ответчика судебного пристава-
исполнителя <адрес> отдела УФССП по СК ФИО1
заинтересованного лица ФИО7
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю <адрес> отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> (далее – СПИ ГРОСП) ФИО1, <адрес>ному отделу судебных приставов УФССП РФ по <адрес>, УФССП России по <адрес>, в котором просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> ФИО1, выразившееся в непринятии своевременных исполнительских действий и мер по запрету государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество должников в рамках исполнительного производства №- СВ.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Георгиевским городским судом <адрес> вынесено решение о взыскании солидарно с ФИО9 Гю.А., ФИО7 в пользу ФИО2 денежных средств в размере 1 500 000 рублей в счет возврата суммы займа, а также 45 000 рублей в счет судебных расходов. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, выданы исполнительные листы серии ФС № и серии ФС №. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подано заявление в ГРОСП о принудительном исполнении судебного акта и взыскании денежных средств с должников. ДД.ММ.ГГГГ СПИ ГРОСП возбуждены исполнительные производства №-ИП и №-ИП, которые объедены в сводное производство №-СВ. Требование СПИ ГРОСП должникам о предоставлении сведений было составлено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за несколько дней до окончания предусмотренного законом двухмесячного срока. При этом указанное требование так и не было вручено должникам. Запрос СПИ ГРОСП о наличии объектов недвижимости должников, соответствующий установленной форме и с указанием паспортных данных направлен в Росреестр ДД.ММ.ГГГГ. Постановление о запрете дейтствий по регистрации имущества должника было составлено СПИ ГРОСП ДД.ММ.ГГГГ. Приэтом данное постановление так и не было направлено в Росреестр. Постановление об обращении взыскания на денежные средства должников, находящихся в банке или иной кредитной организации было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя месяц после окончания установленного законом двух месячного срока. Бездействие СПИ ГРОСП привело к тому, что должник ФИО7 распорядилась принадлежащим ей объектом недвижимости, на которое могло бы быть обращено взыскание в пользу близкого родственника ФИО9 И.А. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись 26:26:010302:33-26/097/2022-28. В настоящее время должник ФИО7 владеет только единственным жильем, на которое в силу действующего законодательства не может быть обращено взыскание.
Считает, что бездействие должностных лиц ГРОСП УФССП России по <адрес>, а именно бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО1, которой были допущены грубые нарушения ФЗ «Об исполнительном производстве», нарушают права и законные интересы взыскателя.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен УФССП России по <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат ФИО5 требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, просил суд их удовлетворить. Пояснил суду, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Вопреки требованиям действующего законодательства, СПИ ГРОСП ФИО1 меры, направленные на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документы, приняты за пределами двухмесячного срока, что повлекло отчуждение должником недвижимого имущества, на которое могло бы быть обращено взыскание.
Административный ответчик СПИ ГРОСП ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указала, что истцом факты бездействия СПИГРОСП не доказаны, напротив установлено, что СПИ ГРОСП был проведен весь необходимый комплекс мер в рамках рассматриваемого исполнительного производства. Суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ на исполнение в ГРОСП поступил исполнительный документ – исполнительный лист серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Георгиевским городским судом <адрес>, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц (солидарно) в размере 1 545 000 рублей в отношении должника ФИО7 СПИ ГРОСП, руководствуясь статьями 6, 12, 13, 14, 30, 67, 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынес постановление о возбуждении исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос о счетах должника. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ: отсутствуют сведения о наличии счетов. ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в ГУ МВД России по СК. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о паспортных данных должника. ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в Росреестр о наличии имущества за должником. Запрос электронно в Росреестр не поступил, так как на момент отправки запроса отсутствовали сведения о паспортных данных должника. ДД.ММ.ГГГГ вынесено требование должнику о явке к СПИ ГРОСП на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ должник ФИО7 явилась на прием, под роспись ознакомлена с постановлением о возбуждении исполнительного производства, взято объяснение от должника, в котором должник обязуется погасить задолженность в полном объеме. В целях исполнения требований исполнительного документа СПИ ГРОСП ДД.ММ.ГГГГ посредством программного комплекса АИС ФССП России направлены запросы в регистрирующие, контролирующие органы, а также кредитные организации и банки. В связи с отсутствием счетов, обратить взыскание на денежные средства не представлялось возможным. Указанный в законе двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа не является пресекательным, истечение указанного срока и применение мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ из Росреестра, ДД.ММ.ГГГГ вынесено и направлено в Росреестр постановление о запрете на совершение действий по регистрации. В постановлении указаны два объекта недвижимости: общая долевая собственность домовладения по адресу: <адрес>; домовладение по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ СПИ установлено, что должник ФИО7 (по истечении 3-хдней с момента ознакомления с постановлением о возбуждении исполнительного производства) отчуждает свою долю в размере 1/5 доли в праве общей долевой собственности по адресу: <адрес>, также (по доверенности от сына должника ФИО9. Р. – ФИО9 С.Г., ФИО7 отчуждает долю сына ФИО9 С.Г. в размере 1/5 доли по вышеуказанному адресу. Домовладение по адресу: <адрес> (при наличии 1/5 доли имущества по адресу: <адрес>) изначально являлось и является единственным жильем должника на которое в силу 446 ГПК РФ невозможно обратить взыскание. ДД.ММ.ГГГГ в Георгиевский городской суд <адрес> СПИ ГРОСП ФИО1 подано исковое заявление о признании договора дарения недействительным.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО7 при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного суд, на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
К должностным лицам, в частности, относятся должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.
При рассмотрении указанной категории споров суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
При этом необходимо учитывать, что ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия.
Согласно ст. 122 Федерального закона № 229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).
Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которому административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительными причинам) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, пропуск установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела истец обратился в суд с административным иском в установленный законом срок.
В соответствии с положениями статьи 64 ФЗ № исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях,
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Как следует из материалов исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ на исполнение в ГРОСП поступил исполнительный документ – исполнительный лист серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Георгиевским городским судом <адрес>, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц (солидарно) в размере 1 545 000 рублей в отношении должника ФИО7
Судебный пристав-исполнитель ГРОСП ФИО1, руководствуясь статьями 6, 12, 13, 14, 30, 67, 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос о счетах должника.
ДД.ММ.ГГГГ получен ответ: отсутствуют сведения о наличии счетов.
ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в ГУ МВД России по СК.
ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о паспортных данных должника.
ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в Росреестр о наличии имущества за должником. Запрос электронно в Росреестр не поступил, так как на момент отправки запроса отсутствовали сведения о паспортных данных должника.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено требование должнику ФИО7 о явке к СПИ ГРОСП на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ должник ФИО7 явилась на прием, под роспись ознакомлена с постановлением о возбуждении исполнительного производства, взято объяснение от должника, в котором должник обязуется погасить задолженность в полном объеме.
В целях исполнения требований исполнительного документа СПИ ГРОСП ДД.ММ.ГГГГ посредством программного комплекса АИС ФССП России направлены запросы в регистрирующие, контролирующие органы, а также кредитные организации и банки.
В связи с отсутствием счетов, обратить взыскание на денежные средства не представлялось возможным.
ДД.ММ.ГГГГ получен ответ из Росреестра, ДД.ММ.ГГГГ вынесено и направлено в Росреестр постановление о запрете на совершение действий по регистрации. В постановлении указаны следующие объекты недвижимости: земельный участок и здание по адресу: <адрес>; земельный участок и здание по адресу: <адрес>.
Согласно договору купли-продажи доли жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО7 от себя и от имени ФИО9 С.Г. (дарители) и ФИО9 И.А. (одаряемая), ФИО7 от себя и от имени ФИО9 С.Г. (по доверенности) подарили ФИО9 И.А. принадлежащие им 2/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, а также 2/5 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по указанному адресу. Согласно выписке из ЕГРН переход права собственности за ФИО9 И.А. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ установлено, что должник ФИО7 (по истечении 3-хдней с момента ознакомления с постановлением о возбуждении исполнительного производства) отчуждает свою долю в размере 1/5 доли в праве общей долевой собственности по адресу: <адрес>, также по доверенности от сына должника ФИО9. Р. – ФИО9 С.Г., ФИО7 отчуждает долю сына ФИО9 С.Г. в размере 1/5 доли по вышеуказанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО1 возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ФИО8, в пользу взыскателя ФИО2, предмет исполнения иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц (солидарно) в размере 1 545 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП объединены в сводное исполнительное производство с присвоением номера №-ИП.
В рамках исполнительного производства №-ИП в отношении должника ФИО8 судебным приставом-исполнителем ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о запрете на совершение действий по регистрации в отношении земельного участка и здания, расположенных по адресу: <адрес>.
В силу положений статей 64, 68 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет перечень, характер и объем необходимых, подлежащих применению исполнительных действий, с учетом принципов целесообразности и достаточности.
Отсутствие положительного результата для заявителя (административного истца) от проводимых исполнительных действий не может служить основанием для установления факта незаконного бездействия пристава.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Представленные в материалы дела письменные доказательства в совокупности, в том числе материалы исполнительного производства, свидетельствуют о правомерности требований для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного производства. Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение действий предусмотренных законом, материалы дела и исполнительного производства содержат доказательства, подтверждающие те обстоятельства, что административным ответчиком не в полном объеме предпринимались меры, направленные на исполнение решения суда.
В силу статьи 2 Федерального закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (часть 1 статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ).
Согласно статьи 4 Федерального закона N 229-ФЗ своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из принципов, на основании которых осуществляется исполнительное производство.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершают иные действия, предусмотренные Законом об исполнительном производстве. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Закона).
Согласно ч.1 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, примерный перечень которых содержится в данной статье и исчерпывающим не является; судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов; принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя в зависимости от обстоятельств конкретного исполнительного производства для целей дальнейшего своевременного применения мер принудительного исполнения.
Целью осуществления исполнительных действий является дальнейшее своевременное применение мер принудительного исполнения, общий перечень которых изложен в статье 68 вышеназванного закона, но им также не ограничен. Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.
Как следует из материалов дела и материалов исполнительного производства с момента возбуждения исполнительного производства (ДД.ММ.ГГГГ) до вынесения постановления о запрете на совершение действий по регистрации (ДД.ММ.ГГГГ) прошло больше двух месяцев. При этом сделка по отчуждению доли недвижимого имущества была заключена ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, а переход права собственности зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период нахождения исполнительного листа на исполнении у судебного пристава-исполнителя ФИО1, а постановление о запрете на совершение действий по регистрации вынесено ДД.ММ.ГГГГ после отчуждения недвижимого имущества.
Суд критически относится к доводам административного ответчика о том, что информационный обмен с Росреестром осуществляется исключительно с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, ДД.ММ.ГГГГ ею был направлен запрос в Росреестр о наличии имущества за должником, однако запрос электронно не поступил ввиду отсутствия сведений о паспортных данных должника, а ответ из ГУ МВД России по СК был получен только ДД.ММ.ГГГГ; запрос в Росреест электронно был направлен ДД.ММ.ГГГГ после получения паспортных данных должника посредством программного комплекса АИС ФССП России, ДД.ММ.ГГГГ получен ответ из Росреестра и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о запрете на совершение действий по регистрации, в связи с чем ею осуществлялись меры принудительного исполнения, с ее стороны отсутствует бездействие, выразившееся в непринятии своевременных исполнительный действий и мер по запрету государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество должника в рамках исполнительного производства.
Согласно п. 3.1 Соглашения ФССП России N 0007/20, Росреестра N 25 от ДД.ММ.ГГГГ "О взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии" в постановлении о наложении ареста на имущество должника указываются необходимые для внесения в ЕГРП сведения, позволяющие однозначно идентифицировать подлежащий аресту объект недвижимого имущества и (или) правообладателя:
для физических лиц: фамилия, имя, отчество, год (дата) и место рождения, адрес места жительства и (или) пребывания, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность (при наличии), СНИЛС (при наличии);
для российских юридических лиц: наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (при наличии);
для иностранных юридических лиц, в том числе международных организаций: наименование, страна регистрации (инкорпорации), регистрационный номер, дата регистрации, наименование регистрирующего органа, адрес (местонахождение) в стране регистрации (инкорпорации), также идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
для объекта недвижимости: вид, точный адрес (местоположение), кадастровый номер, площадь, инвентарный номер, литер, этаж, номер на поэтажном плане.
Отсутствие в постановлении о наложении ареста на имущество должника некоторых сведений о правообладателе и (или) объекте недвижимости не является основанием для невнесения записи о государственной регистрации ареста, если иные содержащиеся в запросе сведения позволяют однозначно идентифицировать правообладателя и (или) объект недвижимости.
Пунктом 4 Приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0149 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об установлении Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 63382) (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или ином виде, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с частью 6 статьи 62 Федерального закона N 218-ФЗ.
Пунктом 6 Приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/0149 предусмотрено, что Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется одним из способов, указанных в запросе.
Роскадастр предоставляет сведения в срок не более трех рабочих дней со дня получения запроса, за исключением запроса нотариуса, направленного в электронной форме в автоматизированном режиме, по которому в соответствии с частью 14 статьи 62 Федерального закона N 218-ФЗ сведения предоставляются в электронной форме в автоматизированном режиме незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса.
Днем предоставления заявителю сведений в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении, считается дата подписания такого документа, указанная в качестве его реквизита (п.7 Приказа).
Днем предоставления заявителю сведений посредством почтового отправления считается дата передачи почтового отправления Роскадастром организации почтовой связи для отправки заявителю (п.8 Приказа).
Вопреки доводам стороны административного ответчика, действующим законодательством не предусмотрен запрет на получение запрашиваемой информации иным способом, кроме электронного документооборота.
Как следует из материалов исполнительного производства и подтверждено судебным приставом-исполнителем запросы в ГУ МВД России и Росреестр были направлены ею в электронном виде ДД.ММ.ГГГГ, ответ на запрос из ГУ МВД России поступил ДД.ММ.ГГГГ, запрос в Росреестр с указанием паспортных данных должника была направлен в Росреестр повторно ДД.ММ.ГГГГ после того, как ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ была на приеме у судебного пристава-исполнителя, ответ на него поступил ДД.ММ.ГГГГ. Запросы в регистрирующие и контролирующие органы на бумажном носителе должностным лицом ФИО1 не направлялись.
Таким образом эффективных и достаточных действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем не совершалось, доказательств совершения достаточных и необходимых исполнительных действий в установленный ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок судебным приставом-исполнителем не представлено, права и законные интересы административного истца оспариваемым бездействием нарушены, поскольку повлекли отчуждение недвижимого имущества, на которое могло быть обращено взыскание.
Кроме того, судебным приставом-исполнителем ФИО1 фактически не осуществлялся надлежащий контроль за исполнением тех запросов, которые были направлены в организации и учреждения.
На протяжении двух месяцев административным ответчиком не были совершены исполнительные действия и приняты меры принудительного исполнения, в результате бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО7 распорядилась принадлежащим ей объектом недвижимости, на которое могло быть обращено взыскание.
Непринятие должностным лицом службы судебных приставов своевременных исполнительных действий привело к нарушению прав взыскателя на получение денежных средств в рамках принудительного исполнения судебного акта.
Установив указанные обстоятельства по делу, проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, поскольку судебный пристав-исполнитель ФИО1 проявила бездействие, выразившееся в непринятии своевременных исполнительских действий и мер по запрету государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество должников в рамках исполнительного производства №- СВ.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░1, <░░░░░>░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░1, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №- ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
(░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░)
░░░░░ ░░░6