Дело № 2а-339/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2022 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Терновой Ю.В.
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
с участием представителя административного истца Валишиной Т.В.,
представителя административного ответчика Сенотрусова А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Усть-Теленгуйское» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения Администрацией законодательства о пожарной безопасности выявлены нарушения. Так, проверкой установлено, что в сельское поселение «Усть-Теленгуйское» входит населенный пункт с.Усть-Теленгуй (население 351 человек). В указанном населенном пункте к естественному водоему (р.Онон), из которого производится забор воды для целей пожаротушения, не обеспечены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды. Также отсутствуют указатели движения до водного источника. Иных источников наружного противопожарного водоснабжения в этих селах не имеется. Меры к их оборудованию до настоящего времени не приняты. Выявленные нарушения влекут за собой нарушение права на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории муниципального образования. Бездействие, выражающееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности создает опасность причинения вреда здоровью граждан и может создать условия к человеческим жертвам в случае возникновения пожара, что свидетельствует об отсутствии гарантий пожарной безопасности.
Согласно заявлению об изменении предмета административного иска от 14.03.2022 года просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности. Обязать административного ответчика обеспечить село Усть-Теленгуй одним из видов источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренных ч.2 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (наружные водопроводные сети с пожарным гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары), в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать административного ответчика обустроить минерализованную полосу шириной не менее 10 метров вокруг с.Усть-Теленгуй, с.Верхний Теленгуй, с.Макарово Шилкинского района Забайкальского края, отвечающую требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Валишина Т.В. измененные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Сенотрусов А.К., действующий на основании прав по должности, требования признал, суду пояснил, что в селе Усть-Теленгуй имеется котельная, однако, она функционирует и в ней имеется вода, которая может быть использована для тушения пожаров, только в отопительный период. В летний период котельная не работает и воды в ней нет. Пирса на реке Онон не имеется, минерализованные полосы в настоящее время не обустроены.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В силу пункта 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Статьей 62 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
В соответствии с пунктом 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже двух раз в год (весной и осенью), с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно п.63 Правил №1479 в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
И акта проверки, составленном 10.03.2022 года помощником прокурора Валишиной Т.В. следует, что в населенном пункте - с.Усть-Теленгуй отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренные законом, а также не обустроены минерализованные полосы в соответствии с требованиями законодательства.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора, поскольку на Администрации СП «Усть-Теленгуйское» лежит обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Не исполнение указанной обязанности свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан и может создать условия к человеческим жертвам в случае возникновения пожара.
При этом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в отношении обустройства минерализованной полосы в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.68 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22.07.2008 №123-░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 10 ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░-░░░░░░░░, ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16.09.2020 №1479 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.