Решение от 20.06.2022 по делу № 2а-1255/2022 от 24.01.2022

УИД 22RS0067-01-2022-000294-62

№ 2а-1255/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Барнаул 20 июня 2022 года

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Герлах Н.И.

при секретаре Молчановой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Алтайскому краю к Антиповой Наталье Юрьевне о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Антиповой Н.Ю. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 10 400 рублей, пени – 94,29 рублей, недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 77 рублей, пени – 3,15 рублей, недоимки по налогу на имущество за 2018 год в размере 268 рублей, пени – 10,92 рублей.

Заявленные требования обоснованы тем, что ООО «СЗ ИСК «Союз» была представлена декларация по НДФЛ за 2019 год (форма 3-НДФЛ) в отношении Антиповой Н.Ю., в которой указана сумма дохода 80000 рублей. На основании данной декларации была исчислена сумма НДФЛ за 2019 год в размере 10400 рублей и ДД.ММ.ГГГГ по почте направлено налоговое уведомление №. В связи с неуплатой в установленный срок налога Антиповой Н.Ю. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 94,29 рублей. Кроме того, по сведениям органа, осуществляющего регистрацию транспортных средств, Антипова Н.Ю. являлась собственником транспортного средства – мотоцикла Рейсер RC200-GY8, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права – ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с требованиями ст.ст. 357, 358, 363 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком транспортного налога, размер которого за 2018 год составил 77 руб., за 2019 год – 20 рублей. Также по сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также по сведениям органов технической инвентаризации Антипова Н.Ю. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В силу ст.ст. 400, 401, 402, 406, 408, 409 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком налога на имущество, размер которого за 2018 год составил 268 рублей. Налоговым органом было направлено Антиповой Н.Ю. налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, затем в связи с неуплатой в установленный срок налогов ДД.ММ.ГГГГ ей направлено требование № и ДД.ММ.ГГГГ - требование №. В соответствие со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени. По заявлению налогового органа мировым судьей был выдан судебный приказ о взыскании указанной недоимки, который был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими от ответчика возражениями. Административный истец просил взыскать с административного ответчика сумму налога на доходы физических лиц, транспортный налог, налог на имущество и пени в указанном размере.

В ходе судебного разбирательства административные исковые требования были уточнены, просил взыскать недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 10 400 рублей, пени – 94,29 рублей, недоимку по налогу на имущество за 2018 год в размере 268 рублей, пени – 10,92 рублей. Требование о взыскании транспортного налога и пени не поддерживается (л.д.77).

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «СЗ ИСК «Союз» и Медная (Черникова Л.П.)

Стороны, заинтересованные лица, их представители в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о месте и времени слушания дела судебной повесткой, направленной заказной почтой, а также нарочно и телефонограммой.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Здесь и далее нормы налогового законодательства приведены по состоянию на момент возникновения налоговой обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога предусмотрена статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пунктов1,2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ – ст.404 Налогового Кодекса РФ.

Согласно пунктам 1,3,5 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Из материалов дела усматривается, что в 2018 году на имя Антиповой Н.Ю. было зарегистрировано на праве собственности следующее недвижимое имущество: - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, инвентаризационной стоимостью 434668,86 руб..

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований – ст.406 Налогового Кодекса РФ.

Согласно пункту2 Решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края», на гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение свыше 500000 рублей до 800000 рублей включительно ставка налога установлена в размере 0,5% инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор.

Налоговая база на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, составляет за 2018 год с учетом применения коэффициента-дефлятора, установленного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год" 643744 рубля (434668,86х1,481).

Таким образом, налог на имущество за 2018 год, подлежащий уплате Антиповой Н.Ю. за квартиру, составляет 268 рублей (643744 руб. х 0,5% х 12/1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество подлежал уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За 2018 год – до ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Исходя из положений пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговое уведомление может быть направлено заказной почтой.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано уведомление № о том, что ответчику необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить налог на имущество за 2018 год.

Уведомление направлено в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой, что подтверждается скриншотом из программы АИС Налог-3 ПРОМ, почтовым реестром.

Налог на имущество за 2018 год Антиповой Н.Ю. не был оплачен, что подтверждено ею в ходе рассмотрения дела.

Кроме того, одним из федеральных налогов согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации является налог на доходы физических лиц.

Статья 207 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность по уплате налога на доходы, согласно которой налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 указанного кодекса.

Статьей 216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В соответствие с пунктом 1 статьи 225 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

Исходя из положений статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями. Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами (пункт 1).

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком (пункт 2).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (пункт 3).

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом (пункт 4).

Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц (пункт 6,9 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствие с пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. За 2019 год с учетом выходных дней – до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Из материалов дела усматривается, что решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, с ООО «СЗ ИСК «Союз» в пользу Черниковой Л.П. взыскана сумма разницы в стоимости договора долевого участия с учетом ее уменьшения 70000 рублей, неустойка – 40000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя – 40000 рублей, всего взыскано – 150000 рублей. Определением Октябрьского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Черникова Л.П. как сторона взыскателя заменена на Антипову Н.Ю. в результате процессуального правопреемства.

Согласно свидетельству о перемени имени Черникова Л.П. ДД.ММ.ГГГГ изменила фамилию на Медная.

ДД.ММ.ГГГГ Антипова Н.Ю. в результате исполнения вышеуказанного решения суда получила от ООО «СЗ ИСК «СОЮЗ» сумму 150 000 рублей, из которых 80 000 рублей (40000 + 40000) выплачено в счет погашения долга по неустойке и штрафу, что не было опровергнуто ею при рассмотрении дела, а также отражено в справке о доходах за 2019 год, платежном поручении № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющихся в материалах дела.

ООО «СЗ ИСК «СОЮЗ» ДД.ММ.ГГГГ представлена справка № о доходах физического лица за 2019 год (л.д.52), согласно которой в 2019 году Антиповой Н.Ю. выплачен доход в размере 80000 рублей по коду 4800, что в соответствии с Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов" квалифицируется как "иные доходы", подлежащая уплате сумма налога составляет 10400 рублей (по ставке 13%, исходя из расчета 13%*80000 рублей).

ООО «СЗ ИСК «СОЮЗ», как налоговым агентом, налог из общей суммы дохода Антиповой Н.Ю. не удержан.

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком почтовых отправлений № и скриншотом из электронной базы налогового органа.

Получив таким образом в 2019 году доход, Антипова Н.Ю. с учетом положений пункта 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации обязана была не позднее ДД.ММ.ГГГГ уплатить сумму налога на доходы физических лиц на основании направленного налоговым органом налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога. Однако налог на доходы физических лиц Антиповой Н.Ю. оплачен не был, что ею не оспаривалось.

Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1); заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2); рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 4 той же статьи требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

С учетом изложенного заявление о взыскании налога могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно было быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой Антиповой Н.Ю. налога в срок налоговым органом административному ответчику были начислены пени по налогу на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10,92 рублей, по НДФЛ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 94,29 рублей.

Поскольку Антиповой Н.Ю. в установленный срок не исполнена обязанность по уплате налогов, административным истцом в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ направлено требование об уплате налога на имущество за 2018 год и пени № от ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой, в требовании установлен срок для его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Сумма задолженности по требованию составляет менее 3000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на доходы физических лиц за 2019 год и пени заказной почтой, в требовании установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ. Общая сумма задолженности с учетом данного требования превысила 3000 рублей.

Требования направлены с соблюдением положений статьи69 Налогового кодекса Российской Федерации и сроков, установленных пунктом1 статьи70 Налогового кодекса Российской Федерации. Факт направления и получения требований подтверждается скриншотом из программы АИС Налог-3 Пром, почтовым реестром.

После неисполнения требований ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом достижения суммы общей задолженности более 3000 рублей по требованию от ДД.ММ.ГГГГ, ИФНС по Октябрьскому району г.Барнаула обратилась к мировому судьей судебного участка № Октябрьского района г.Барнаула с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога на имущество за 2018 год, НДФЛ за 2019 год и пени.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ИФНС по Октябрьскому району г.Барнаула был выдан судебный приказ о взыскании с Антиповой Н.Ю. недоимки по налогам и пени.

Определением мирового судьи судебного участка № Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ в связи с подачей ДД.ММ.ГГГГ возражений Антиповой Н.Ю. относительно исполнения судебного приказа, вышеуказанный судебный приказ отменен.

С административным исковым заявлением административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный ответчик факт неуплаты НДФЛ за 2019 год и налога на имущество и пени за 2018 год, а также расчет не оспорила.

Доводы административного ответчика о том, что полученные в 2019 году от ООО «СЗ ИСК «СОЮЗ» денежные средства не являются доходом, подлежащим налогообложению, поскольку она оплатила эту сумму при заключении договора уступки права Медной (Черниковой) Л.Н., несостоятельны.

Так, согласно пункту 61 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в виде возмещенных налогоплательщику на основании решения суда судебных расходов, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством, понесенных налогоплательщиком при рассмотрении дела.

Как указал Президиум Верховного суда РФ в пункте 7 Обзора судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции (неустойки и штрафы) носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь потребителя. Поскольку выплата таких сумм приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статьей 41, 209 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

В соответствии с частью 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.

Таким образом, поскольку полученные Антиповой Н.Ю. денежные средства от ООО «СЗ ИСК «СОЮЗ» в размере 80000 рублей фактически являются суммой неустойки и штрафа, взысканной по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, они являются доходом, который подлежит налогообложению на общих основаниях.

Специальных норм, которые определяли бы экономическую выгоду от реализации уступки права требования, глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит.

Вместе с тем общие принципы определения доходов приведены в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

Таким образом, согласно пункту 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации переуступка права получения данной выплаты по договору цессии также образует для цессионария экономическую выгоду, то есть доход, подлежащий налогообложению.

Таким образом, получение денежных средств Антиповой Н.Ю. по решению суда опосредовано через заключение договора уступки права не является основанием для освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц.

В связи с отсутствием специальных норм, устанавливающих порядок определения налоговой базы по НДФЛ при переуступке права требования, в силу положений статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации налогооблагаемой базой является экономическая выгода в виде разницы между выручкой, полученной по договору уступки права требования, и суммой платежа, на основании которого такое право приобретено.

Антиповой Н.Ю. в налоговый орган не были представлены сведения о суммах платежа, на основании которого такое право приобретено, в связи с чем, налоговой орган был лишен возможности определить сумму дохода в соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом понесенных расходов.

Административный ответчик при получении вышеуказанного дохода не реализовала свое право на подачу декларации о доходах, хотя не была лишена такой возможности, рассчитав сумму налога на доходы физических лиц с учетом имеющихся у нее документов. Не воспользовалась таким правом она и до рассмотрения дела.

Между тем, в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела был исследован договор уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.104), согласно которому Цессионарий оплачивает принятые от Цедента права (требования) в момент подписания настоящего договора. Подписывая настоящий договор, Цедент подтверждает оплату передаваемых им прав. (пункт 2.4). Цессионарий обязан произвести оплату по договору в размере 98353,27 рубля, непосредственно в момент подписания настоящего договора (пункт 3.1 договора).

Таким образом, сумма платежа, на основании которого Антипова Н.Ю. приобрела право (требования) согласно договору уступки от ДД.ММ.ГГГГ составляет 98353,27 рубля.

Поскольку сумма, полученная административным ответчиком от ООО «СЗ ИСК «Союз», составляет 150000 рублей, что подтверждено инкассовым поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69), следовательно, экономическая выгода составляет 150000-98353,27=51646,73 рублей, которая в данном случае и будет являться налогооблагаемой базой.

Исходя из вышеуказанного, размер налога на доходы физических лиц за 2019 год, подлежащий уплате Антиповой Н.Ю., составляет 13%*51646,73 рублей=6714 рублей.

Доказательств уплаты иной суммы платежа, на основании которого Антипова Н.Ю. приобрела право (требования), суду не представлено.

Согласно телефонограмме Медная (Черникова) Л.Н. также указала, что по обоюдному согласованию она получила от Антиповой Н.Ю. только часть взысканной по решению суда и уступаемой ей суммы.

Суд полагает, что имеющаяся в деле расписка о получении Медной (Черниковой) Л.Н. 150 000 рублей (л.д.112), не может относится к данному договору уступки права, и свидетельствовать о передаче такой суммы, поскольку в силу пункта 2.4 данного договора стороны установили, что дополнительные документы (расписки), подтверждающие передачу денежных средств Цессионарием, не требуются, подписание самого договора свидетельствует о передаче денег по нему, при этом в пункте 3.1 этого договора цена определена как 98 353,27 рубля.

Таким образом, учитывая, что Антипова Н.Ю. в 2019 году являлась плательщиком налога на доходы физических лиц, а в 2018 году – плательщиком налога на имущество, однако обязанность по уплате налогов в установленный законом срок не исполнила, принимая во внимание соблюдение налоговым органом сроков обращения и порядка взыскания недоимки и пени, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований и взыскания с административного ответчика недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 6714 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 60,87 рублей (6714*4,25%/300*64), недоимки по налогу на имущество за 2018 год в размере 268 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10,92 рублей.

На основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Статья 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относит государственную пошлину к судебным расходам.

Таким образом, учитывая, что требования административного истца удовлетворены частично, суд взыскивает с Антиповой Н.Ю. в доход муниципального образования городской округ г.Барнаул госпошлину в сумме 282 рублей 15 копеек пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 6714 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 60 ░░░░░░ 87 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 268 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 92 ░░░░░░░, ░░░░░ - 7053 ░░░░░ 79 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №16 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 282 ░░░░░░ 15 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.06.2022

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1255/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная ИФНС № 16 по Алтайскому краю
Ответчики
Антипова Наталья Юрьевна
Другие
Медная (Черникова) Лариса Петровна
Антипов Андрей Андреевич
ООО СЗ ИСК Союз
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаул
Судья
Герлах Надежда Ивановна
Дело на сайте суда
oktabrsky.alt.sudrf.ru
24.01.2022Регистрация административного искового заявления
24.01.2022Передача материалов судье
25.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2022Судебное заседание
13.04.2022Судебное заседание
18.05.2022Судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее