Дело № 2-2955/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2022 года Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Живодинской Ю.Е.,
при секретаре Чертовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скрынникова Альберта Григорьевича к Советскому Управлению социальной защиты населения администрации г. Челябинска о взыскании компенсации расходов за жилищно-коммунальные услуги, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Скрынников А.Г. обратился в суд с иском к Советскому Управлению социальной защиты населения администрации города Челябинска о взыскании компенсации расходов за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые ему по адресу: <адрес>, компенсации морального вреда в размере 5000 руб., судебных расходов.
В основание заявленных требований истец указал, что 12.08.2013г. признан инвалидом 3-й группы. Реализуя, предоставленное ему право закрепленное в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратился в Управление социальной защиты населения администрации города Челябинска с заявлением о предоставлении ему льготы в виде 50% на оплату жилищно-коммунальных услуг. Льгота предоставлялась ему до декабря 2020 года и компенсация составляла около 1600 рублей. После января 2021 года компенсация составила 400 рублей. При обращении с претензией к ответчику, было разъяснено, что прекращение выплаты компенсации, произошло из-за образования задолженности по коммунальным услугам. Считает приостановление выплаты компенсации незаконным, поскольку образование задолженности за оплату жилищно-коммунальных услуг он не допускал.
В судебном заседании истец Скрынников А.Г. на исковых требованиях настаивал, дополнил доводы, изложенные в исковом заявлении указав на то, что расчет неполученной им компенсации, и подлежащий выплате самостоятельно рассчитать не сможет. АО «УСТЭК» выставляет ему ежемесячную задолженность, с начисленной ему по факту задолженности он не согласен, считает, что задолженность у него перед АО «УСТЭК» отсутствует. Выплаты льгот были прекращены с 01 января 2021 года, возобновились только 01 января 2022 года, в связи с принятием постановления Правительства РФ о возможности приостановления выплаты льгот только в случае наличие судебного акта, подтверждающего задолженность. В основание своей позиции ссылается на постановление Верховного суда от 26.07.2022г. 14КГ21-13-К1. С претензией в УСЗН Советского района г. Челябинска в период приостановления выплат не обращался, были обращения в устном порядке в УСЗН Советского района г. Челябинск и в прокуратуру.
В судебном заседании представители ответчика Советского Управления социальной защиты населения администрации города Челябинска ФИО4, ФИО5 возражали против удовлетворения исковых требований, указала на то, что в соответствии с законом № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиду предоставляется компенсация коммунальных услуг в размере 50%. В соответствии Постановлением Челябинской области №230П от 20.07.2011г. расчет компенсаций осуществляется на основе данных поступающих из организаций оказывающей коммунальные услуги. Сведения об оплате льготниками коммунальных услуг поступают в УСЗН из данных организаций в электронном виде. Компенсация за пропущенный месяц производится в течении 2 последующих месяцев, если долг перед организацией составляет 3 и более месяца. В случае частичной оплаты остаток долга суммируется. Если долг превышает более двух месяцев, то поставщиком такой граждан признается должником. Решение о приостановлении истцу выплат компенсации было принято только по коммунальной услуге за отопление, поскольку у Скрынникова А.Г. за отопление возникла задолженность, компенсация по иным услугам предоставлялась.
Представители третьих лиц АО "УСТЭК-Челябинск", ООО УК "Авеню" в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на сайте суда.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Российская Федерация в соответствии со статьей 28.2 названного Закона передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
Законом Челябинской области от 24 ноября 2005 года № 430-30 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» (подпункт 9 пункта 1 статьи 3) органы социальной защиты населения г. Челябинска наделены государственными полномочиями в части предоставления мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг в форме компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг (денежных выплат).
В соответствии со статьей 1 Закона Челябинской области от 25 декабря 2008 года N 345-30 «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции Закона Челябинской области от 23 июня 2011 года № 148-30) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляются в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, осуществляемых на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. При этом порядок, условия предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Челябинской области.
Такой порядок был утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года № 230-П «О Положении о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области ».
Как установлено судом первой инстанции, Скрынников А.Г., проживает по адресу: <адрес>Б, <адрес>, является получателем социальной услуги предусмотренной Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» согласно которому Скрынникову А.Г., как инвалиду 3 группы предоставляется льгота в виде 50% на оплату коммунальных услуг, что подтверждается справкой МСЭ-2021№, а также из объяснений сторон, которые не оспаривают указанные обстоятельства.
В соответствии с сальдовой ведомостью по лицевому счету АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск» по лицевому счету Скрынникова А.Г. за период с декабря 2020 года по ноябрь 2021 года имеется задолженность в размере 3 042 руб. 30 коп.
При этом Скрынниковым А.Г. в судебном заседании не отрицалось, о том, что ему было известно о начислении ему задолженности со стороны АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск» за потребленную тепловую энергию, которую он не оплачивал поскольку, считал, что начисление задолженности со стороны АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск» производятся незаконно.
Кроме того, из материалов дела и пояснений Скрынникова А.Г. следует, что с декабря 2020 года по январь 2022 года истцу не выплачивалась спорная компенсация за оплаченные услуги, предоставляемые не только АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск», но и управляющей компанией «Авеню».
Указанные обстоятельства ответчиком оспариваются, а из пояснения представителя ответчика следует, что истцу Скрынникову А.Г. не предоставлялась компенсация только за тепловую энергию, поскольку Скрынников А.Г. допустил образование задолженности перед АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск».
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ со стороны истца Скрынникова А.Н. суду не представлены подробного математического расчета суммы невыплаченной ответчиком за период с декабря 2020 года по январь 2022 года компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, осуществляемых на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также не представлено доказательств о том, что ему не предоставлялась компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, предоставляемых ресурсоснабжающими организациями.
Предоставленные суду расчеты Скрынникова А.Н. (л.д. 31-32, 37) не соответствуют требованиям ст. 56 ГПК РФ и не позволяют сделать суду выводы об отсутствии задолженности Скрынникова А.Н. перед АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск» за поставленное тепло за период с декабря 2020 года по январь 2022 года. Факт образования задолженности перед управляющей компанией «Авеню» судом не исследуется, поскольку ответчик не оспаривает те обстоятельства, что задолженность у Скрынникова А.Н. перед управляющей компанией отсутствует.
При этом, у суда отсутствуют основания не доверять представленным ответчиком доказательствам, так как они последовательные, непротиворечивые и согласуются между собой, являются достоверными и допустимыми по данному делу.
Суд принимает представленный третьим лицом АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск» расчет задолженности за предоставленную тепловую энергию за спорный период. Со стороны истца не представлено суду каких-либо надлежащих возражений относительно расчета суммы задолженности перед АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск», равно как и доказательств отсутствия задолженности.
Установив наличие задолженности у истца по оплате услуг за тепловую энергию, суд, руководствуясь частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ и пунктом 18 Положения о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату коммунальных услуг в Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года № 230-П, приходит к выводу о правомерности приостановления компенсирования расходов в части начисленных платежей за коммунальную услугу - отопление.
Доводы Скрынникова А.Н. относительно неправомерности действий АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск» по начислению платежей, не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждены объективными данными.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, перечисленное в данной норме, то есть имущество, предназначенное исключительно для обслуживания более одного помещения в данном доме. В частности, подпунктами 1 и 3 части 1 указанной статьи предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 290 ГК РФ.
Статьей 249 ГК РФ определено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из содержания и буквального толкование указанных выше норм следует, что собственник жилого помещения обязан нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в состав которого по правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
Речь в данном случае, идет не о потреблении каких-либо услуг, а о содержании общего имущества в многоквартирном доме, обязанность которого установлена законом для каждого собственника общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, а компенсация производится с той суммы, которую истец обязан выплачивать в пользу организаций поставщиков коммунальных услуг.
Главой 4 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. От 28.04.2022) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлен расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения.
Истцом указанные положения для подтверждения факта неправильного начисления суммы предоставленных услуг и работ учтены не были.
Доводы истца о не начислении компенсации за оплаченные услуги, предоставляемые управляющей компанией «Авеню», в связи с тем, что у истца со слов сотрудников Советского Управления социальной защиты населения администрации города Челябинска образовалась задолженность за коммунальные услуги, суд не принимает во внимание, поскольку Скрынников А.Н. расчет, а также каких либо доказательств о возникновении задолженности по спорной компенсации суду не предоставил.
Так, в силу, пункта 3 Положения о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года № 230-П, расчет размера компенсации расходов осуществляется организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчет размера платы за жилые помещения и коммунальные услуги (далее именуются - исполнители) на основании договоров, заключаемых сроком на один финансовый год.
При этом льготополучатель не является стороной по такому договору и не наделен полномочиями по осуществлению контроля за его исполнением.
В рамках получения денежных выплат в счет компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг лицо, претендующее на получение льгот, вступает в правоотношения с органом местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области, в данном случае - с органом социальной защиты населения администрации района в г. Челябинске, которым и производится соответствующая выплата.
Согласно абзацу второму пункта 3 названного Положения расчет размера компенсации расходов также может осуществляться органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области на основании сведений о размере фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых исполнителями, а при отсутствии указанных сведений - на основании предоставляемых гражданами платежных документов, подтверждающих размер платежей за жилые помещения и коммунальные услуги.
Таким образом, при наличии разногласий в правильности определения размера компенсации расходов льготополучатель вправе обратиться в орган местного самоуправления, предоставив платежные документы, подтверждающие фактический размер платежей за жилые помещения и коммунальные услуги, для перерасчета компенсации.
Поэтому расчет компенсаций расходов, производимый в силу абзаца первого пункта 3 Положения организацией, осуществляющей расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не имеет для льготополучателя решающего значения, поскольку ответственность за правильность определения размера компенсации несет орган местного самоуправления, в данном случае - Управление социальной защиты населения.
Согласно Постановлению Губернатора Челябинской области от 18 января, 2010 года №11 «О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме в Челябинской области » с 01 апреля 2010 года введена система компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг взамен ранее предоставляемой 50% скидки на оплату жилья и коммунальных услуг. В связи с этим начисление за жилое помещение и коммунальные услуги производится в полном объеме, и поставщик услуг (управляющая компания) не направляет квитанции на оплату услуг с указанием скидки в 50%.
Доводы Скрынникова А.Н. об отсутствии доказательств со стороны ответчика, подтверждающих факт осуществления ежемесячных денежных выплат за фактически произведенные начисления за жилое помещение и коммунальные услуги, подлежат отклонению, поскольку опровергаются представленными в материалы дела письменными доказательствами сведениями из информационной базы о предоставляемых Скрынникову А.Н. льготах на оплату жилищных и коммунальных услуг за спорный период.
При таких обстоятельствах суд полагает в удовлетворении исковых требований истцу о взыскании компенсации расходов за жилищно-коммунальные услуги, компенсации морального вреда надлежит отказать.
В связи с отказом истцу в удовлетворении исковых требований, суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика судебных расходов по оплате юридических услуг.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2022 ░░░░
\