УИД 74RS0028-01-2024-001482-13
дело № 2а-1232/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2024 года г. Копейск
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Эммерт О.К.,
при секретаре Фомичевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области к Челябинской городской общественной организации по оказанию социальной помощи детям «Дети будущего» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - Управление Минюста России по Челябинской области, либо Управление) обратилось в суд с административным иском к Челябинской городской общественной организации по оказанию социальной помощи детям «Дети будущего» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ).
В обоснование заявленных требований указано, что Челябинская городская общественная организация по оказанию социальной помощи детям «Дети будущего» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области 17 ноября 2011 года за основным государственным регистрационным номером НОМЕР. Адрес места нахождения организации в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц: АДРЕС. В порядке контроля, предусмотренного ст. 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Управлением был проведён анализ материалов учётного дела организации, на предмет соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающих обязанность представления отчётов о деятельности. В ходе анализа материалов учётного дела были выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Организацией не представлены в Управление отчёт о деятельности по установленной форме и сообщение о продолжении деятельности за 2018 год. Управлением в адрес организации было вынесено предупреждение от 04 июля 2019 года НОМЕР и установлен срок для устранения нарушений до 21 октября 2019 года. Предупреждение было направлено на адрес организации и домашний адрес Председателя Правления. С адреса организации письмо вернулось с отметкой почты «Возврат». По домашнему адресу Председателя Правления предупреждение было получено 27 июля 2019 года. Организацией не представлены в Управление отчёт о деятельности по установленной форме и сообщение о продолжении деятельности за 2019 года. Управлением в адрес организации было направлено уведомление от 16 июля 2020 года НОМЕР о необходимости прибытия 26 августа 2020 года в 16:00 для дачи пояснений и составления протокола об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным ст. 19.7 КоАП РФ. Представитель организации 26 августа 2020 года в Управление не явился, в связи, с чем 26 августа 2020 года Управлением был составлен протокол об административном правонарушении в отсутствии представителя организации. Постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Копейска от 29 сентября 2020 года по делу НОМЕР организация признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечена к административной ответственности. Организацией не представлены в Управление отчёт о деятельности по установленной форме и сообщение о продолжении деятельности за 2020 год. Управлением в адрес организации было вынесено предупреждение от 27 октября 2021 года НОМЕР и установлен срок для устранения нарушений до 07 декабря 2021 года. Предупреждение было направлено на адрес организации. С адреса организации письмо вернулось с отметкой почты «Возврат отправителю из-за истечения срока хранения». Организацией не представлены в Управление отчёты о деятельности по установленным формам и сообщения о продолжении деятельности за 2021-2022 годы.
Представитель административного истца Управления Минюста России по Челябинской области, представитель административного ответчика Челябинской городской общественной организации по оказанию социальной помощи детям «Дети будущего», представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области извещены, в судебное заседание не явились.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав в судебном заседании материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Управления Минюста России по Челябинской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В абз. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» закреплены обязанности общественного объединения. В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абз. 2 ч. 1).
В соответствии с абз. 2 подп. 2, 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации №1313 от 13 октября 2004 года, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 705 от 11 июля 2012 года (далее по тексту - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подп. «а» п. 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абз. 1 п. 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в п. 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подп. «б» п. 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подп. «а», «г» и «д» п. 10 Положения, а также подп. 1, 4 и 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации, государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста Российской Федерации № 456 от 30 декабря 2011 года, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Управление Минюста России по Челябинской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
В соответствии п. 7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке; адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.
Пунктами 1, 3 ст. 32 указанного Федерального закона на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации №252 от 07 октября 2010 года «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Пунктом 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» законодателем определены последствия неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей. Указанное может служить основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, то есть об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ № 1246-О от 28 июня 2012 года, № 270-О от 10 ноября 2002 года; Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 14-П от 18 июля 2003 года, № 26-П от 06 декабря 2011 года).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Челябинская городская общественная организация по оказанию социальной помощи детям «Дети будущего» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области 17 ноября 2011 года, основной регистрационный номер НОМЕР, по адресу: АДРЕС.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Срок для предоставления отчётности за 2018 год установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» - и не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.
Однако, в нарушение указанных требований законодательства, организацией не представлены в Управление отчёт о деятельности по установленной форме и сообщение о продолжении деятельности за 2018 год.
В связи с этим Управлением в адрес организации было вынесено предупреждение от 04 июля 2019 года НОМЕР и установлен срок для устранения нарушений до 21 октября 2019 года. Предупреждение было направлено на адрес организации и домашний адрес Председателя Правления. С адреса организации письмо вернулось с отметкой почты «Возврат». По домашнему адресу Председателя Правления предупреждение было получено 27 июля 2019 года.
Срок для предоставления отчётности за 2019 год установлен приказом Минюста России от 26 мая 2020 года №122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» - не позднее 01 июля 2020 года.
Однако, в нарушение указанных требований законодательства, организацией не представлены в Управление отчёт о деятельности по установленной форме и сообщение о продолжении деятельности за 2019 год.
В связи с этим Управлением в адрес организации было направлено уведомление от 16 июля 2020 года НОМЕР о необходимости прибытия 26 августа 2020 года в 16:00 для дачи пояснений и составления протокола об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным ст. 19.7 КоАП РФ.
Представитель организации 26 августа 2020 года в Управление не явился, в связи, с чем 26 августа 2020 года Управлением был составлен протокол об административном правонарушении в отсутствии представителя организации. Постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Копейска от 29 сентября 2020 года по делу НОМЕР организация признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечена к административной ответственности.
Срок для представления отчетности за 2020 год установлен Приказом Минюста России от 31 марта 2021 года №50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 года №122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» - не позднее 15 июля 2021 года.
Однако, в нарушение указанных требований законодательства, организацией не представлены в Управление отчёт о деятельности по установленной форме и сообщение о продолжении деятельности за 2020 год.
В связи с этим Управлением в адрес организации было вынесено предупреждение от 27 октября 2021 года НОМЕР и установлен срок для устранения нарушений до 07 декабря 2021 года. Предупреждение было направлено на адрес организации. С адреса организации письмо вернулось с отметкой почты «Возврат отправителю из-за истечения срока хранения».
Срок для представления отчётности за 2021, 2022 годы установлен Приказом Минюста России от 30 сентября 2021 года № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчётности некоммерческих организаций» - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм, организацией не представлены в Управление отчёты о деятельности по установленным формам и сообщения о продолжении деятельности за 2021-2022 годы.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений о продолжении своей деятельности, об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что организацией допущены неоднократные нарушения требований законодательства, имеются основания для признания юридического лица прекратившим свою деятельность и исключения его из ЕГРЮЛ. Организация не предоставила доказательств фактического осуществления деятельности, а также ведения деятельности в соответствии с уставными целями; меры по устранению выявленных нарушений организацией не предприняты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.