УИД 04RS0020-01-2022-001505-49 № 2а-1293-2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Северобайкальск 20 декабря 2022 года
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Григорьевой В.В., при секретаре Тетерлевой Е.М.,
с участием представителя административного ответчика Администрации МО «город Северобайкальск» ФИО4,
представителя заинтересованного лица муниципального предприятия «БВК» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным и отмене постановления о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился суд, указывая, что является собственником жилого помещения по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года произошла смена ресурсоснабжающей организации, о чем сообщалась в средствах массовой информации, а также доводилось до сведения, что в случае смены теплоснабжающей организации произойдет существенное снижении тарифа на тепловую энергию. Однако ДД.ММ.ГГГГ им получена квитанцию об оплате коммунальных услуг за тепловую энергию, поставленной МП «БВК» (новой теплоснабжающей организации), где указана стоимость услуги – <данные изъяты> рублей исходя из тарифа <данные изъяты> рубля. Вместе с тем в отношении МП «БВК» в <данные изъяты> года тариф не устанавливался, как ему объяснили использован тариф АО «Теплоэнерго», т.к. МП «БВК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации. Считает присвоение такового статуса МП «БВК» незаконным, как и применение соответствующего тарифа. Отсутствие установленного тарифа на тепловую энергию, горячую воду является неправомерным. При этом законом установлена необходимость применения регулируемых цен, которая не освобождает потребителя коммунальных услуг от исполнения обязательства по оплате ресурсоснабжающей организации за фактически предоставленные коммунальные ресурсы. Стоимость такого ресурса определяется в размере компенсации фактических затрат предприятия на производство и поставку тепловой энергии потребителю. Т.е. в <данные изъяты> плата за коммунальную услугу по отеплению должна была составить меньше предъявленных сумм. Со ссылкой на нормы федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правил организации теплоснабжения в РФ указывает на нарушение порядка присвоения статуса единой теплоснабжающей организации МП «БВК» в связи с чем полагает, что его права нарушены. Просит суд признать незаконным и отменить постановление Администрации МО «город Северобайкальск» от ДД.ММ.ГГГГ № о присвоении МП «БВК» статуса единой теплоснабжающей организации.
В судебное заседание ФИО1, надлежаще уведомленный, не явился.
Представитель ответчика АМО «город Северобайкальск» ФИО4 возражала против иска, указывая, что статус единой теплоснабжающей организации присвоен МП «БВК» в соответствии с требования законодательства, придерживаясь доводов изложенных в возражении на иск. Также суду пояснила, что МП «БВК» как на момент присвоения статуса, так и в настоящее время является единственной организацией владеющей источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью для обеспечения нужд города. Ранее таковым являлось АО «Телоэнерго», имущество теплосетей города которому было передано на основании концессионного соглашения, которое в настоящее время в судебном порядке расторгнуто.
Представитель заинтересованного лица МП «БВК» ФИО5 также полагала, что процедура присвоения статуса единой теплоснабжающей организации в соответствии с требованиями законодательства соблюдена, а к роме того указала, что оспариваемое постановление носит организационный характер, а потому не может нарушать прав и законных интересов истца. Просила в иске отказать.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1,2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд.
При этом обязанность доказывания соответствующих обстоятельств в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ возложена на административного истца.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу данной нормы закона, признание незаконными действий (бездействий) и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов лица.
Обязанность доказывания данных обстоятельств лежит на административном ответчике.
В силу ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определяющий полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно п.28 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок организации теплоснабжения потребителей устанавливают Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 808 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа решением главы местной администрации городского поселения, главы местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек; главы местной администрации муниципального района - в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности. К указанной заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии или с квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подписанной электронной подписью уполномоченного лица соответствующего налогового органа. Заявка на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не может быть отозвана или изменена (за исключением случая наступления обстоятельств непреодолимой силы) (п.5 Правил).
В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подана 1 заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу. В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается в соответствии с пунктами 7 - 10 настоящих Правил (п.6 Правил).
Критериями присвоения статуса единой теплоснабжающей организации являются: владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Для определения указанных критериев органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы местного самоуправления муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), органы исполнительной власти городов федерального значения, федеральный орган исполнительной власти при разработке и утверждении схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения (п.7 Правил).
В случае если заявка на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации подана организацией, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается данной организации.
Показатели рабочей мощности источников тепловой энергии и емкости тепловых сетей определяются на основании данных схемы (проекта схемы) теплоснабжения поселения, городского округа (п.8 Правил).
Способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения определяется наличием у организации технических возможностей и квалифицированного персонала по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения и обосновывается в схеме теплоснабжения (п.10 Правил).
В случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью (п.11 Правил).
Организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей организации в следующих случаях:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящих Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, либо неоднократное (2 и более раза в течение одного календарного года) нарушение антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов;
-- принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;
- принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом;
- прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абз.2 п.7 Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
- несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;
- подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации (п.13 Правил).
Орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации или получения от федерального органа исполнительной власти, главы местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) копии решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации (п.17 Правил).
При рассмотрении дела установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ решением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу № № удовлетворен иск Администрации МО «город Северобайкальск» к АО «Теплоэнерго», расторгнуто Концессионное соглашение, заключенное в ДД.ММ.ГГГГ году с акционерным обществом «Теплоэнерго», зарегистрированное в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации №, обязать акционерное общество «Теплоэнерго» передать муниципальному образованию «Город Северобайкальск» в лице Администрации объект концессионного соглашения и иное имущество в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ АО «Теплоэнерго» направило в адрес главы города, а также для сведения Министру строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, Северобайкальского межрайонного прокурора информацию о о переводе котельных города в режим «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой в связи с отсутствием денежных средств и расходования запаса топлива, в т.ч. нормативно – эксплуатационного.
ДД.ММ.ГГГГ на территории города Северобайкальск введен режим повышенной готовности.
ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте в сети интернет АМО «город Северобайкальск» размещена информация об актуализации схемы теплоснабжения МО «город Северобайкальск» на ДД.ММ.ГГГГ годы.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами составлен и подписан акт № о приеме-передачи объектов указанного концессионного соглашения.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора № между МКУ «Комитете по управлению городским хозяйством администрации МО «город Северобайкальск» и МП «БВК» последнему на праве хозяйственного ведения передано движимое и недвижимое имущество по теплоснабжению (комплекс имущества).
В этот же день МП «БВК» подало соответствующую заявку на присвоение статусу Единой теплоснабжающей организации.
ДД.ММ.ГГГГ в газете «Северный Байкал» за № АМО «город Северобайкальск» опубликовано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с АО «Теплоэнерго» статуса единой теплоснабжающей организации с ДД.ММ.ГГГГ.
Здесь же размещено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении статусу единой теплоснабжающей организации МП «БВК».
При этом решение об окончании отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ года принято распоряжением АМО «город Северобайкальск» № от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ приказом № Республиканской службы по тарифам по Республики Бурятия установлены тарифы на тепловую энергию, на поставляемую потребителям МП «БВК» в городе Северобайкальск в размере <данные изъяты> рубля со дня официального опубликования и по ДД.ММ.ГГГГ как льготный тариф для населения и потребителей приравненных к категории «население» ( с учетом НДС).
Из представленного стороной истца документа – счета на оплату коммунальных услуг за май <данные изъяты> года следует, что за отопление расчётный тариф также установлен в указанном размере - <данные изъяты> рубля.
Аналогичный тариф был установлен и для АО «Теполоэнерго» на обозначенный период.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением АМО «<адрес>» № утверждена актуализированная схема теплоснабжения на ДД.ММ.ГГГГ годы.
Оценив доказательства по делу в их совокупности, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения иска, при этом исходит из следующего.
Административный истец, обращаясь с настоящим иском в суд, полагает, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям и закона и тем самым нарушает его права и законные интересы как потребителя тепловой энергии.
Рассматривая доводы истца в рамках действующего нормативно правового регулирования, суд приходит к выводу о их несостоятельности, поскольку как следует из установленных судом обстоятельств дела, исследованных по делу в их совокупности письменных доказательств оспариваемое истцом постановление муниципального образования соответствует требованиям закона, статус единой теплоснабжающей организации присвоен МП «БВК» в соответствии с требования закона о теплоснабжении и Правилами организации теплоснабжении.
При этом доводы, изложенные в иске ни чем не подтверждены, тогда как в силу положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ такая обязанность возложена на административного истца.
Оснований полагать, что ответчиком нарушен порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации, исходя из установленных по делу обстоятельств, также не имеется, поскольку таковой статус присвоен МП «БВК» как единственной организации, владеющей на тот момент источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации в условиях режима повышенной готовности.
То обстоятельство, что МП «БВК» при осуществлении своей деятельности до установления в установленном законом порядке тарифа на тепловую энергию применяло тарифы, установленные для АО «Теплоэнерго», основанием для удовлетворения иска также не является, поскольку в виду того, что АО «Теплоэнерго» утратило статус единой теплоснабжающей организации МП «БВК» до утверждения соответствующих тарифов на основании п. 25 (1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" и др. на законных основаниях применяло тарифы, ранее установленные для АО «Теплоэнерго» как организации, утратившей статус единой теплоснабжающей организации, в течение <данные изъяты> календарных дней со дня присвоения статуса единой теплоснабжающей организации.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу данной нормы закона, признание незаконными действий (бездействий) и решений возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов лица.
Вместе с тем, указанная совокупность условий, при которых возможно признание незаконным оспариваемых действий ответчиков, по настоящему делу не установлена.
Учитывая, что истцом не доказано нарушение его прав, не представлено соответствующих доказательств в обоснование доводов, изложенных в иске, исходя из выше изложенного, суд не усматривает в действиях ответчика нарушения прав истца, равно как и несоответствие их нормам действующего законодательства, что по смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ исключает признание незаконным действий административного ответчика.
При указанных обстоятельствах административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179,180,227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.01.2023 ░░░░.