Решение от 08.10.2024 по делу № 8Г-30098/2024 [88-31928/2024] от 18.09.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 8Г-30098/2024

                                       88-31928/2024

УИД: 34RS0008-01-2023-009339-20

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                  8 октября 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Капитанюк О.В.,

судей: Лопаткиной Н.В., Руденко Ф.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-373/2024 по иску прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований: общество с ограниченной ответственностью «Альфа-Юг»,

о возложении обязанности осуществить строительство внутриквартального циркуляционного трубопровода, осуществить перерасчет платы за некачественно оказанную услугу горячего водоснабжения

по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» на решение Центрального районного суда                  г. Волгограда от 12 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 мая 2023 г.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Капитанюк О.В., выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» ФИО6, поддержавшего доводы кассационной жалобы, старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фроловой Е.В., полагавшего судебные постановления законными и обоснованными,

судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» (далее-ООО «Концессии теплоснабжения») о возложении обязанности осуществить строительство внутриквартального циркуляционного трубопровода и перерасчет платы за некачественно оказанную услугу горячего водоснабжения.

В обоснование заявленных требований указал, что 22 сентября 2016 г. администрацией г. Волгограда от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград заключено концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем) с ООО «Концессии теплоснабжения». Цель заключенного соглашения - реализация на территории г. Волгограда мероприятий по реконструкции и модернизации существующих и строительству новых инженерных систем, развитию сферы коммунальной инфраструктуры г. Волгограда в целом, повышение качества и надежности систем централизованного теплоснабжения, горячего водоснабжения г. Волгограда. На основании указанного концессионного соглашения система коммунальной инфраструктуры многоквартирного <адрес> по ул. им. <адрес> в составе сетей горячего водоснабжения передана во владение и пользование ООО «Концессии теплоснабжения». Подпунктом 4.12.2. пункта 2 инвестиционной программы предусмотрена реконструкция сетей горячего водоснабжения (далее - ГВС) <адрес>, а именно снижение износа, уровня аварийности восстановления циркуляции в период 2017-2020. Пунктом 9 приложения № 5 к Соглашению в редакции дополнительного соглашения от 20 декабря 2018 г. срок ввода мощностей в эксплуатацию в отношении мероприятий по восстановлению рециркуляционных трубопроводов или установки ЦТП (ИТП) установлен до 31 декабря 2019 г. Проведенной прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проверкой выполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что вышеприведенные мероприятия по восстановлению рециркуляционных трубопроводов или установки ЦТП (ИТП) ресурсоснабжающей организацией по адресу: <адрес>, не выполнены. Произведенные 02 ноября 2023 г. прокуратурой района с участием специалиста управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации <адрес> замеры показали, что температура теплоносителя на вводе в многоквартирный <адрес> составила 52 °С, в <адрес> - 47 °С. Согласно пояснениям собственников жилых помещений и представителя управляющей организации причиной снижения температуры горячего водоснабжения в жилых помещениях потребителей является отсутствие рециркуляционного трубопровода от ЦТП-31 до <адрес> по ул. им. <адрес>. Вместе с тем на момент проверки нарушения не устранены, циркуляционный трубопровод от ЦТП-31 к многоквартирному дому № не подведен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил возложить на ООО «Концессии теплоснабжения» обязанность в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить строительство внутриквартального циркуляционного трубопровода от ЦТП-31 до многоквартирного <адрес> по ул. им. <адрес> I <адрес>; не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда осуществить перерасчет собственникам помещений указанного многоквартирного жилого дома за некачественно оказанную услугу горячего водоснабжения за период 2021-2023 годы.

Протокольным определением суда от 15 января 2024 г. привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация г. Волгограда, управление «Жилищная Инспекция Волгограда», департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда.

Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 12 февраля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 мая 2023 г., исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных. В обоснование приведены следующие доводы: в перечне имущества теплового хозяйства, переданного ООО «Концессии теплоснабжения» в рамках концессионного соглашения, циркуляционный трубопровод к многоквартирному жилому дому № по ул. <адрес> отсутствует; приказом КТР <адрес> от 28 сентября 2016 г. № утверждена инвестиционная программа ООО «Концессии теплоснабжения» на 2016 - 2018 г., срок действия продлен приказом от 20 декабря 2018 г. №, в которой отсутствуют мероприятия по строительству внутриквартальных циркуляционных трубопроводов до жилого <адрес> по ул. <адрес>; обращаясь в суд в интересах пенсионерки ФИО1, прокурор района в рамках настоящего дела не уполномочен требовать перерасчет платы за услугу горячего водоснабжения всем собственникам помещений многоквартирного жилого дома; не представлено доказательств о несоответствии температуры горячего водоснабжения в квартире ФИО1 норме в течение всего заявленного периода, а также не представлено суммы для предоставления перерасчета платы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судами 22 сентября 2016 г. муниципальное образование городской округ город-герой Волгоград в лице главы администрации Волгограда и ООО «Концессии технология» заключили концессионное соглашение (далее - концессионное соглашение, соглашение), о ниже следующем:

1.1. Концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим Соглашением:

а) обеспечить проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию, недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект Соглашения, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Концеденту;

б) осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей с использованием Объекта Соглашения и имущества, принадлежащего Концеденту на праве собственности, образующего единое целое с Объектом Соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной в пункте 1.1 настоящего Соглашения.

Объектом Соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего Соглашения (пункт 2.1).

Состав и описание объектов имущества в составе Объекта Соглашения, в том числе технико-экономические показатели передаваемого имущества, приведены в Приложении № 1 к настоящему Соглашению (пункт 2.2).

Концедент обязан предоставить Концессионеру во временное владение и пользование имущество. Состав и описание иного имущества, в том числе его технико-экономические показатели приведены в Приложении № 3 к настоящему Соглашению (пункты 2.4, 2.5.).

Срок создания, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов имущества в составе Соглашения определяются в Приложении № 5 к настоящему Соглашению (пункт 3.4).

Концессионер обязан осуществить создание и реконструкцию объектов имущества в составе Объекта Соглашения в соответствии с заданием и основными мероприятиями, предусмотренными Приложением № 5 к настоящему Соглашению (пункт 5.11).

Предельный размер расходов на создание и реконструкцию объектов имущества в составе объекта Соглашения, которые предполагается осуществить Концессионером в течение действия Соглашения, равен 11 891 161 тыс. руб. с НДС, в том числе за период 2016-2019 г.г. размер расходов составляет 5 389 065 тыс. руб. с НДС. Размер расходов на реконструкцию объектов имущества в составе Объекта Соглашения по годам срока действия Соглашения приведен в Приложении № 6 к настоящему Соглашению.

Предельный размер расходов в прогнозных ценах на создание и реконструкцию концессионного соглашения за весь срок действия Концессионного соглашения составляет 29 573 674 тыс. рублей с НДС, в том числе за период 2016-2019 г.г. размер расходов составляет 6 430 865 тыс. рублей с НДС (пункт 5.19).

Задание и основные мероприятия, с описанием основных характеристик таких мероприятий приведены в Приложении № 1 к дополнительному соглашению от 20 декабря 2018 г. к концессионному соглашению от 22 сентября 2016 г. и Приложении № 5 к концессионному соглашению от 22 сентября 2016 г. (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> на основании договора управления многоквартирного дома осуществляет ООО «Альфа-Юг».

Произведенные 02 ноября 2023 г. прокуратурой района с участием специалиста управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда замеры показали, что температура теплоносителя на вводе в многоквартирный <адрес> по ул. им. Титова <адрес> составила 52 градуса, в <адрес> - 47 градусов.

Согласно пояснениям собственников жилых помещений и представителя управляющей организации причиной снижения температуры горячего водоснабжения в жилых помещениях потребителей является отсутствие циркуляционного трубопровода от ЦТП-31 до <адрес> по ул. им. <адрес>.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 539, 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьей 24 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктом 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, исходил из того, что в нарушение пункта 9 Приложения № 5 к соглашению в редакции дополнительного соглашения от 20 декабря 2018 г. ООО «Концессии теплоснабжения» в установленный срок не выполнены мероприятия по восстановлению рециркуляционных трубопроводов или установке ЦТП (ИТП) ресурсоснабжающей организацией по адресу: <адрес>; бездействие ответчика в части строительства внутриквартального циркуляционного трубопровода от ЦТП-31 до многоквартирного <адрес> по ул. им. Титова нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества и пришел к выводу, что требования истца о возложении на ответчика обязанности осуществить строительство внутриквартального циркуляционного трубопровода подлежат удовлетворению.

Исходя из того, что ответчиком некачественно оказывалась услуга горячего водоснабжения в период с 2021 г. по 2023 г. по причине отсутствия циркуляционного трубопровода суд удовлетворил требования иска о возложении на ответчика обязанности осуществить перерасчет всем собственникам помещений многоквартирного жилого дома.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что доводы апелляционной жалобы не влекут отмены решения суда, поскольку не являются обстоятельством, освобождающим ответчика от обязанности по предоставлению потребителям услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанным выводами судов первой и апелляционной инстанции по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: в том числе фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из приведенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.

Указанным требованиям закона обжалуемые судебные акты не соответствуют.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115 «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 поименованного Закона концессионное соглашение, объектом которого являются объекты, указанные в части 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, наряду с предусмотренными частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона должно содержать задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий.

В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (часть 3 статьи 3 Закона № 115).

В целях настоящего Федерального закона к техническому обслуживанию объекта концессионного соглашения относятся мероприятия, направленные на поддержание объекта концессионного соглашения в исправном, безопасном, пригодном для его эксплуатации состоянии и осуществление его текущего и (или) капитального ремонта. Перечень таких мероприятий устанавливается концессионным соглашением (часть 3 статьи 3.1. Закона № 115).

Восстановление подразумевает приведение объекта в исходное, первоначальное состояние.

Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от          28 сентября 2016 г. № 36/2 утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения ООО «Концессии теплоснабжения» на 2016 - 2023 г.г. (находится в свободном доступе в системе интернет).

В группу 4 включены мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, достижение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, повышение эффективности работы систем централизованного теплоснабжения.

Подпунктом 4.12.2. пункта 2 инвестиционной программы предусмотрена реконструкция сетей горячего водоснабжения <адрес> в целях снижения износа, уровня аварийности, восстановления циркуляции.

Вместе с тем прокурором района в иске заявлено требование возложить на ООО «Концессии теплоснабжения» обязанность осуществить строительство внутриквартального циркуляционного трубопровода от ЦТП-31 до многоквартирного <адрес> по ул. им. <адрес>.

Анализ приведенного законодательства, условий концессионного соглашения, позволяет сделать вывод, что в обоснование иска прокурором района приведены положения инвестиционного соглашения, предусматривающие реконструкцию сетей горячего водоснабжения и восстановление циркуляции, при этом заявлено требование о строительстве (создании) нового трубопровода, что не является реконструкцией и восстановлением.

В пункте 4 раздела 2 Приложения № указана суммарная протяженность планируемых концессионером к созданию и/или реконструкции тепловых сетей в пересчете на условный диаметр труб не менее 65 000 п.м. в двухтрубном исчислении. Реконструкция сетей по адресу <адрес>, ул. им. <адрес> не предусмотрена

В пунктах 4.2.1., 4.2.2. инвестиционной программы указаны адреса домов Краснооктябрьского района, где должна быть выполнена реконструкция существующих ЦТП. Строительство (создание) и реконструкция ЦТП по адресу: <адрес>, ул. им. <адрес> инвестиционной программой не предусмотрены.

Возражая против удовлетворения настоящего иска, общество последовательно ссылалось на то, что восстанавливать нечего, внутриквартальный циркуляционный трубопровод необходимо построить. Концессионное соглашение предусматривает реконструкцию уже существующего внутриквартального циркуляционного трубопровода, а не его постройку. Программу по постройке формирует администрация Волгограда. Данный многоквартирный дом был исключен из перечня ввиду недостаточного финансирования. Программа на проведение работ закончилась в 2023 году.

Несмотря на то, что данные обстоятельства имели юридическое значение для правильного разрешения спора, в нарушение требований ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должной правовой оценки они не получили.

Ввиду изложенного вывод суда о том, что имеются основания для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности осуществить строительство внутриквартального циркуляционного трубопровода от ЦТП-31 до многоквартирного <адрес> по ул. им. <адрес> I <адрес>, является преждевременным.

Кроме того, суд не учел, что исходя из положений ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Вместе с тем, спорные отношения вытекают из правоотношений по теплоснабжению многоквартирного <адрес> по ул. им. <адрес>, субъектами которых являются собственники жилых помещений, расположенных в таком доме и состав таких лиц на момент обращения прокурора в суд является ограниченным и определенным.

Указывая в исковом заявлении на то, что бездействие ответчика в части строительства межквартального циркуляционного трубопровода от ЦТП-31 многоквартирного <адрес> по ул. им. <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качеств, районный прокурор предъявил иск только в интересах пенсионерки ФИО1, при этом заявлено требование о перерасчете коммунальных платежей всем собственникам указанного многоквартирного дома.

С учетом того, что исковое заявление подано в отношении одного конкретного лица - пенсионера ФИО1, у суда не было оснований для удовлетворения исковых требований о перерасчете платы за отопление всем собственникам многоквартирного дома

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

На основании подпункта «а» пункта 31 и подпункта «а» пункта 33 указанных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Требования к качеству коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отопления) изложены в Приложении № 1 к указанным Правилам.

Правилами предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 г. № 354 определены случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (раздел IX Правил).

Так, согласно пункту 98 Правил при предоставлении потребителю в жилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность определен пунктами 104 - 113 Правил, из которых следует, что такой факт устанавливается исполнителем коммунальной услуги в ходе проверки, результаты которой фиксируются в акте проверки.

Указанными положениями Правил предусмотрено также проведение экспертизы качества коммунальной услуги, в том числе с проведением при необходимости отбора образца соответствующего коммунального ресурса.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

С учетом вышеуказанных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении спора о перерасчете начисленных платежей за предоставление коммунальных услуг являются, в том числе, установление факта предоставления конкретной коммунальной услуги ненадлежащего качества, при его доказанности - период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, а также обращение истца с заявлением об изменении размера платы за коммунальные услуги к уполномоченному лицу.

Между тем, по требованию о возложении на ответчика обязанности по производству перерасчета за некачественно оказанную услугу горячего водоснабжения за период 2021-2023 годы данные обстоятельства надлежащим образом не устанавливались.

Факт того, что на вводе в многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира ФИО1, качество воды в период с 2021 г. по 2023 г. не соответствовало нормативам, судами с достоверностью не установлен и не подтвержден определенными средствами доказывания, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 г. № 354 с учетом разъяснений, изложенных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22, и соответствующими требованиям статей 55, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Пунктом 8 раздела 3 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 г. N 354 предусмотрено бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года, при этом допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).

Предусмотрены условия и порядок изменения размера платы за водоотведение при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность - за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва водоотведения, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.

Удовлетворяя требование прокурора района о перерасчете услуги по теплоснабжению, суды в нарушение положений части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не привели в судебных постановлениях выводов и суждений, свидетельствующих о ненадлежащем оказании ответчиком указанной услуги, со ссылками на соответствующие доказательства. При этом в материалах дела сведений о перебоях в теплоснабжении либо несоблюдении температурного режима не имеется.

Возлагая на ответчика обязанность осуществить перерасчет, в судебных постановлениях не приведен расчет указанной суммы. В этой связи суд кассационной инстанции лишен возможности проверить правомерность и правильность расчета задолженности.

С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Центрального районного суда г. Волгограда от 12 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 мая 2024 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 379.4 - 379.6, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2024 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 30 ░░░ 2024 ░. - ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2024 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-30098/2024 [88-31928/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение
Истцы
Третий (апелляционно-кассационный) отдел (с дислокацией в г. Краснодаре) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда
Нагорная Зоя Ивановна
Ответчики
ООО "Концессии теплоснабжения"
Другие
Управление "Жилищная инспекция Волгоградской области"
Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда
Администрация Волгограда
ООО "Альфа-Юг"
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Капитанюк О. В.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
08.10.2024Судебное заседание
08.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее