Дело № 2а-4533/2024
УИД № 78RS0015-01-2022-012570-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 февраля 2024 года Санкт-Петербург
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего – судьи Яковчук О.Н.,
прокурора – Широковой К.В.,
при секретаре Криворучко Е.О.,
с участием представителя административного ответчика Шумейко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Некозаковой А. Н. к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 7» УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным ответа, обязании предоставить сведения,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась в суд с административными исковыми требованиями, и просит суд признать незаконным ответ ФКУ ИК-7 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать ФКУ ИК-7 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области предоставить сведения о дате и учреждении, в которое этапированы осужденные: Ястребов А. С., <данные изъяты> года рождения, Смирнов А. Н., <данные изъяты> года рождения, Захаров П. Г., <данные изъяты> года рождения, Матвеев Святослав (л.д. 7-8, 16-19, 43-44, 79-80).
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ ответом ФКУ ИК-7 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ей было отказано в предоставлении информации об этапировании осуждённых.
Административный истец в суд не явилась, о времени и месте судебного заедания уведомлялась надлежащим образом, ходатайств, в том числе об отложении не заявила, её явка не признана обязательной, дело рассмотрено в её отсутствие.
Представитель ответчика в суд явилась, возражала против удовлетворения иска, представила возражения на заявленные требования, из которых следует, что указанные в заявлении истца осужденные не содержатся у ответчика, а потому ответчик не имеет возможности получить у них разрешение на обработку их персональных данных и предоставление их истцу (л.д. 45-48, 150-151).
Суд, учитывая пояснения представителя административного ответчика, позицию административного истца, выраженную в исковом заявлении, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ч.1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из существа заявленных требований, административным истцом оспаривается отказ ответчика в удовлетворении запроса истца от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, в предусмотренный законом срок для обращения в суд с иском.
Правовое регулирование отношений, связанных с участием общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, включая создание условий для их адаптации к жизни в обществе осуществляется на основании Федерального закона от 10.06.2008 №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Пунктом 5 статьи 16 названного Федерального закона установлено, что члены общественной наблюдательной комиссии вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии.
При осуществлении своих полномочий члены общественной наблюдательной комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, регулирующих работу мест принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям администраций мест принудительного содержания. Проведение общественного контроля не должно создавать препятствий осуществлению процессуальных действий (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 10 июня 2008 года №76-ФЗ).
Нарушение членом общественной наблюдательной комиссии требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов по вопросам исполнения наказаний, а также неисполнение законных требований администрации места принудительного содержания недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
По смыслу указанных норм право членов наблюдательной комиссии на получение информации не является безусловным, осуществляется в определенных целях и ограничивается обязательными требованиями законодательства, регулирующими отношения по поиску, получению, передаче и распространению информации, а также ее защиты.
Так, в силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 9 этого же Федерального закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 №188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, к которым, в частности, отнесены сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях, а также служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная <данные изъяты>).
В силу пунктов 1.2, 1.5, 1.8 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 №1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
Этим же Положением руководителю федерального органа исполнительной власти предоставлено право определять категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения и порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям, а также осуществлять организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.
Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).
За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.
По смыслу приведенных выше правовых норм, члены наблюдательной комиссии вправе знакомиться со сведениями и документами, необходимыми для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений, с учетом ограничений на использование материалов, которые содержат персональные данные заключенных, а также предназначены для служебного использования.
ДД.ММ.ГГГГ члены ОНК СПб по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания Незакозова А.Н., Ширшов Р.В. обратились к начальнику ФКУ ИК-7 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением, в котором просили в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 10 июня 2008 года №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» предоставить сведения о дате и учреждении, в которое были этапированы осужденные: Ястребов А. С., <данные изъяты> гола рождения, Смирнов А. Н. <данные изъяты> года рождения, Захаров П. Г. <данные изъяты> года рождения, Матвеев Святослав (л.д. 23, 60-61, 63-64).
ДД.ММ.ГГГГ ответом начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в предоставлении информации было отказано на основании п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (л.д. 24, 62, 65).
Из ответа Федерального казенного учреждения «Аппарата общественной палаты Российской Федерации» а запрос суда следует, что Некозакова А.Н. являлась членом общественной наблюдательной комиссии г. Санкт-Петербурга 5 состава с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В настоящий момент действует 6 состав общественной наблюдательной комиссии г. Санкт-Петербурга с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и Некозакова А.Н. не является его членом (л.д. 71-72).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
По смыслу ч. 2 ст. 10 указанного закона обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:
1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
2) обработка персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, осуществляется с соблюдением запретов и условий, предусмотренных статьей 10.1 настоящего Федерального закона;
2.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
2.2) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года №8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»;
2.3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, пенсионным законодательством Российской Федерации;
3) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную <данные изъяты>;
5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
6) обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;
7.1) обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
8) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством;
9) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственными органами, муниципальными органами или организациями в целях устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
10) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации.
Как следует из текста искового заявления (л.д. 79-80), к истцу обратился адвокат международной коллегии адвокатов Крикун Л.Л. номер в реестре адвокатов 5626 о предоставлении информации в отношении Ястребова А.С., кроме того, в месенджере WatsApp в социальной группе, объединяющей родственников осужденных к истцу обратились родственники осужденных Смирнова А.Н., Матвеева С., Захарова П.Г.
В обоснование заявленных требований истцом представлены: обращение адвоката Крикуна Л.Л. по вопросу предоставления информации в отношении осужденного Ястребова А.С., справка № от ДД.ММ.ГГГГ президента международной коллегии адвокатов о зарегистрированном соглашении № от ДД.ММ.ГГГГ об оказании юридической помощи Ястребову А.С адвокатом Крикуном Л.Л. (л.д. 81-88).
Между тем, из представленных в материалы дела доказательств не следует, что осуждённые, указанные в запросе истца, дали согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных, обращение адвоката, заключившего соглашение с одним из осуждённых, подобным согласием быть не может.
Кроме того, адвокат в силу ст.ст. 6, 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» вправе самостоятельно обратиться к ответчику с запросом во исполнение соглашения об оказании юридической помощи, заключенного с осужденным Ястребовым А.С.
Незакозова А.Н., обращаясь к начальнику исправительного учреждения с запросом не указала, в каких целях она запрашивает информацию относительно мест нахождения конкретных заключенных, при этом просила предоставить сведения, которые содержатся в личных делах лиц, содержащихся под стражей, которые в силу федерального законодательства, а также внутриведомственных актов Министерства Юстиции Российской Федерации, ограничены к распространению и могут предоставляться строго определенному кругу лиц.
В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Поскольку члены общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга не наделены полномочиями запрашивать и получать информацию о личных данных осужденных без их согласия, по изложенным выше основаниям, руководителем ответчика правомерно отказано в предоставлении подобной информации на основании положений ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
Истребование административным истцом сведений об учреждении в которое этапированы осужденные, содержащаяся в личном деле осужденного, без указания цели сбора такой информации не соответствует также Инструкции о работе отделов (групп) специального учета следственного изоляторов и тюрем ФСИН России, в связи с чем отказ в запрошенной истцом информации является обоснованным и не нарушает прав последнего, в том числе и в связи с исполнением им полномочий члена общественной наблюдательной комиссии.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая, что подобных обстоятельств по делу не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь ст.175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 7» ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.