Дело № 2а-366/2023
УИД 45RS0003-01-2023-000357-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Варгаши 20 июня 2023 года
Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Гончар О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Шабалиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Варгашинского района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Свои требования мотивирует тем, что в рамках надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, в части обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), в ходе которой установлено, что административным ответчикомне оборудованы места (площадки) накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно на местах накопления ТКО отсутствуют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. По данному факту 21.03.2023 в адрес Главы Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области было вынесено представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено, но до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области по неприятию мер к приведению площадок временного хранения ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать административного ответчика в срок до 01.01.2024 оборудовать места (площадки) накопления ТКО, расположенные по адресам, указанным в административном иске, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В судебном заседании представитель административного истца Михалева Е.С. заявленные требования поддержала, дав пояснения по доводам административного иска. Дополнительно суду пояснила, что срок для выполнения возложенных на администрацию обязанностей определен прокурором с учетом необходимости осуществления соответствующего бюджетного финансирования, а также проходящих в настоящее время мероприятий по реорганизации сельсовета.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещался судом надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил. Возражений на административное исковое заявление не представил.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как следует из ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных КАС РФ.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п. 1 ст. 22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч. 1 ст. 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон «Об отходах производства и потребления») предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с положениями ст. 8 Закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Судом установлено, что Шастовскому сельсовету Варгашинского района Курганской области в соответствии с Законом Курганской области от 06.07.2004 № 419 «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального округа, о месте нахождения представительных органов городских округов, муниципальных округов, об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)» присвоен статус сельского поселения.
В состав территории Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области входят территории населенных пунктов: <адрес> а также прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли в соответствии с федеральным законодательством независимо от форм собственности и целевого назначения.
Администрация сельского поселения Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области является органом местного самоуправления (выписка из ЕГРЮЛ), действующим на основании Устава сельского поселения.
Согласно Уставу Администрация Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области – исполнительно-распорядительный орган Шастовского сельсовета, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Шастовского сельсовета федеральными законами и законами Курганской области. Полномочия руководителя Администрации Шастовского сельсовета исполняет Глава Шастовского сельсовета. Администрация Шастовского сельсовета обладает правами юридического лица (статья 32).
В соответствии с п. 12. ст. 6.1 Устава Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области к вопросам местного значения, закрепленных за Шастовским сельсоветом, отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Таким образом, обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО на соответствующих территориях муниципального образования, законодателем возложена на органы местного самоуправления, а в рассматриваемом случае – на Администрацию Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области.
Положениями ст. 13.4 Закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 2, 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Пунктом 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (специальные площадки). Контейнерные площадки независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Из материалов дела следует, что согласно территориальной схеме в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО Курганской области, утвержденной приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 17.10.2016 № 566, на территории Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области расположены следующие площадки временного хранения ТКО по нижеуказанным адресам: <адрес>
В марте 2023 года прокуратурой Варгашинского района Курганской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, в том числе в части обращения с ТКО, в ходе которой установлено, что административным ответчиком не оборудованы места (площадки) накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно на местах накопления ТКО отсутствуют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
По данному факту прокуратурой в адрес Главы Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области внесено представление об устранении нарушений закона от 21.03.2023 № Прдр-20370004-94-23/-20370004.
Указанное предписание рассмотрено Главой Администрации Шастовского сельсовета с участием представителя прокуратуры. При рассмотрении принято решение о том, что при наступлении положительных температур и оттаивания грунта Администрация Шастовского сельсовета приступит к работе по обустройству контейнерных площадок для сбора ТКО в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что подтверждается ответом Главы Администрации Шастовского сельсовета на запрос прокурора от 23.05.2023 исх. № 44.
Доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений требований исполнения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с ТКО, административным ответчиком не предоставлено и суду.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что административный ответчик с марта 2023 года добровольно не устраняет выявленные прокуратурой нарушения по обращению с ТКО, что препятствует безопасной реализации системы обращения с отходами производства и потребления, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, создает опасность загрязнения земель, плодородного слоя почв, а также может повлечь негативные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и животных, распространение общих для животных и человека заболеваний, суд находит административные исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области подлежащими удовлетворению.
Суд, разрешая вопрос об установлении срока для исполнения судебного решения, учитывает длительность бездействия, объем затрат и работ, необходимый для устранения выявленных нарушений, необходимость финансирования мероприятий по их устранению с учетом требований законодательства в области противодействия коррупции, а также те обстоятельства, что допущенные нарушения непосредственно влияют на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, и соглашается, что указанный прокурором срок по устранению нарушений – до 01.01.2024, является реальным и разумным сроком для устранения выявленных нарушений.
В силу положений ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которыхбыло подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4505003681, ░░░░ 1024501415443) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4505003681, ░░░░ 1024501415443) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░