Дело № 2а-194/2024
УИД 34RS0007-01-2023-004476-15
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 января 2024 года г. Волгоград
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Коцубняка А.Е.,
при секретаре Беркетовой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гончаровой Светланы Владимировны к судебному приставу-исполнителю Тракторозаводского РОСП г. Волгограда ГУФССП России по Волгоградской области Лаврентьевой Наталье Александровне, ГУФССП России по Волгоградской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Гончарова С.В. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Тракторозаводского РОСП г. Волгограда ГУФССП России по Волгоградской области Лаврентьевой Н.А., ГУФССП России по Волгоградской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности.
В обоснование требований административный истец указал, что 15 августа 2023 года на основании исполнительного документа – судебного приказа, вынесенного мировым судьей судебного участка № 110 Тракторозаводского судебного района города Волгограда Волгоградской области о взыскании задолженности с Гончаровой С.В. в пользу ООО «ЭОС» возбуждено исполнительное производство № 157079/23/34042-ИП, взыскание обращено на заработную плату должника. Задолженность взыскана в полном объеме, в том числе с должника взыскан исполнительный сбор в размере 1 000 рублей, исполнительное производство окончено 29 ноября 2023 года в связи с фактическим исполнением.
Определением мирового судьи судебного участка № 110 Тракторозаводского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 26 октября 2023 года судебный приказ отменен, в связи с чем 24 ноября 2023 года административным истцом было подано заявление о возврате исполнительного сбора, однако постановлением судебного пристава от 05 декабря 2023 года в удовлетворении заявления Гончаровой С.В. было отказано.
Административный истец считает указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, и просит суд признать постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 05 декабря 2023 года в рамках исполнительного производства № 157079/23/34042-ИП от 15 августа 2023 года незаконным; возложить обязанность на Тракторозаводское РОСП г. Волгограда ГУФССП России по Волгоградской области возвратить сумму взысканного исполнительного сбора в размере 1 000 рублей на счет Гончаровой С.В.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым производство по делу прекратить по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Из содержания статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что с целью исполнения требований исполнительного документа судебный пристав уполномочен принимать комплекс исполнительных действий, в том числе принудительного характера, как то: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов, накладывать арест на имущество, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение, производить оценку имущества, производить розыск должника, его имущества, запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию, взыскивать исполнительский сбор и др.
По общему правилу, установленному статьей 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" требования исполнительного документа должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Установленный законом двухмесячный срок для исполнения требований исполнительного документа не является пресекательным.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 15 августа 2023 года на основании исполнительного документа – судебного приказа, вынесенного мировым судьей судебного участка № 110 Тракторозаводского судебного района города Волгограда Волгоградской области возбуждено исполнительное производство № 157079/23/34042-ИП о взыскании задолженности с Гончаровой С.В. в пользу ООО «ЭОС».
25 августа 2023 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера, судебный пристав-исполнитель Тракторозаводского РСОП г. Волгограда ГУФССП России по Волгоградской области Федирко А.С. постановила взыскать с должника Гончаровой С.В. исполнительский сбор в размере 1 000 рублей.
Постановлением судебного пристава от 20 сентября 2023 года взыскание обращено на доходы должника, постановление для исполнения направлено в Фонд пенсионного и социального страхования РФ.
29 ноября 2023 года исполнительное производство № 157079/23/34042-ИП окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, что подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства от 29 ноября 2023 года.
В рамках исполнительного производства № 157079/23/34042-ИП с должника удержана задолженность в полном объеме, а также исполнительский сбор в размере 1 000 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 110 Тракторозаводского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 26 октября 2023 года судебный приказ от 16 июня 2023 года по гражданскому делу № 2-110-1294/2023 по заявлению ООО «ЭОС» о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Гончаровой С.В. отменен.
24 ноября 2023 года административным истцом в Тракторозаводское РОСП г. Волгограда ГУФССП России по Волгоградской области подано заявление о возврате исполнительного сбора.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Тракторозаводского РОСП г. Волгограда ГУФССП России по Волгоградской области Лаврентьевой Н.А. от 05 декабря 2023 года в удовлетворении заявления (ходатайства) Гончаровой С.В. отказано.
Административный истец считает указанное постановление незаконным, в связи с чем обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Из материалов дела усматривается, что постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава Аржанова В.В. № 34042/24/9872 об отмене постановления должностного лица от 11 января 2024 года постановление судебного пристава-исполнителя Тракторозаводского РОСП г. Волгограда ГУФССП России по Волгоградской области Лаврентьевой Н.А. № 34042/23/1498453 от 05 декабря 2023 года об отказе в удовлетворении ходатайства отменено, на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность повторно рассмотреть обращение от 24 ноября 2023 года, принять меры к возврату удержанных денежных средств.
Таким образом, в настоящее время (на момент рассмотрения настоящего дела) оспариваемое постановление отменено, нарушенные права административного истца уже восстановлены, права и законные интересы административного истца не нарушены.
В соответствии с частью 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (части 1, 2 статьи 1, часть 1 статьи 4) предполагает возможность оспаривания только тех решений органов государственной власти и их должностных лиц, которыми нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан, создаются препятствия к реализации прав или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.
При таких обстоятельствах, производство по делу подлежит прекращению на основании части 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░