Дело № 2-436/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Благовещенский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Н.С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.А.В. о признании отказа <адрес> в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
А.А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа исполняющего обязанности главы администрации <адрес> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес> в кадастровом квартале <номер>, площадью 3000 кв.м., на кадастровом плане территорий для ведения личного подсобного хозяйства; возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка, расположенного в <адрес> в кадастровом квартале <номер>, площадью 3000 кв.м., на кадастровом плане территорий для ведения личного подсобного хозяйства в обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в администрацию <адрес> с заявлением (вх. № <номер> о согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес>, в кадастровом квартале <номер>, площадью 3000 кв.м., на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ получил решение об отказе в предоставлении указанной муниципальной услуги по причине того, что при сопоставлении представленных заявителем координат к схеме расположения земельного участка с информационной базой ИСОГД <адрес> было выявлено наложение испрашиваемого земельного участка на границы земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер>. Данное решение считает незаконным, поскольку согласно кадастрового плана территории, запрашиваемый им земельный участок не накладывается на земельные участки на данном месте, кроме того, при полевом обследовании выявлено, что выбранный земельный участок расположен на незанятой территории, на которой произрастает дикая растительность..
Заявитель А.А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, на их удовлетворении настаивал.
Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав заявителя, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ А.А.В. обратился в администрацию <адрес> с заявлением (вх.№ <номер>) о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3000 кв.м, расположенного в кадастровом квартале <номер> <адрес>, категории земель – земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению приложил: схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового кварта <номер>.
По итогам рассмотрения указанного заявления, ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> дан ответ № <номер>, согласно которому А.А.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на том основании, что при сопоставлении представленных заявителем координат к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории с информационной базой МБУ «ИЦБР» установлено наложение запрашиваемого земельного участка на границы земельных участков, ранее зарегистрированных в базе Росреестра с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер>.
Не согласившись с данным отказом, А.А.В. обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 года № 133-ФЗ, действовавшего в период возникновения между сторонами правоотношений), органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу п. 4 указанной статьи, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с административным регламентом администрации <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории <адрес>» утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <номер>, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией <адрес> в лице отдела муниципальной собственности администрации <адрес>.
Пунктом 3.3. данного регламента предусмотрено, что специалист отдела муниципальной собственности, ответственный за предоставление муниципальной услуги проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; обращается в муниципальное учреждение «информационный центр <адрес>» для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории <адрес>; обращается в отдел архитектуры и градостроительства администрации <адрес> для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории <адрес> на его соответствие генеральному плану поселения, проекту планировки, красным линиям застройки, о наличии сервитутов, о наличии подъездных путей; направляет заявителю в письменной форме уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа.
При этом, в соответствии с п. 2.6. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: отсутствие в заявлении обязательной к указанию информации, в случае отсутствия возможности установить необходимые данные с помощью документов; несоответствие формы заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, форме установленной настоящим регламентом; наличие в документах, прилагаемых к заявлению, подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, серьезных исправлений, не позволяющих истолковать их содержание; обращение с заявлением лица, не являющегося правообладателем здания, строения, сооружения; обращение с заявлением представителя, действующего на основании документа, удостоверяющего права (полномочия), не содержащего соответствующих полномочий; отсутствие документа (ов), указанных в приложении к заявлению; в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствуют сведения либо имеется запись о ликвидации (прекращении деятельности) заявителя; схема расположения земельного участка изготовлена не в системе координат МСК-28; схема расположения земельного участка не подписана лицом, изготовившем схему и не заверена печатью кадастрового инженера либо организации, ее изготовившей; в схеме расположения земельного участка имеются ошибки, опечатки; расположение здания, строения, сооружения на сформированном земельном участке, раздел которого невозможен в соответствии с действующим законодательством; наложение испрашиваемого земельного участка на водоохранную зону или прибрежную полосу, установленную в соответствии с законодательством РФ; несоответствие характеристик испрашиваемого земельного участка требованиям градостроительных и (или) санитарно- гигиенических нормативов; обременение запрашиваемого земельного участка правами третьих лиц; испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны; планируемая застройка, не соответствует строительным, санитарным, противопожарным, экологическим и иным нормам и правилам; в отношении земельного участка осуществлен государственный учет или в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка; наложение земельного участка на земли, относящиеся к собственности субъектов РФ, а также к собственности РФ; наличие заявления об отказе в предоставлении муниципальной услуги; наличие на момент обращения с заявлением: споров о правах и границах земельного участка, в том числе наложения границ, арестов, запретов по решению суда в отношении испрашиваемого земельного участка, решений правоохранительных органов; отсутствие полномочий у администрации <адрес> по распоряжению испрашиваемым земельным участком; несоответствие образуемых земельных участков, их частей требованиям гражданского, лесного, водного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам; несоответствие размера испрашиваемого земельного участка установленным предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков; ограничение в обороте или изъятие из оборота испрашиваемого земельного участка в соответствии с законодательством; принятое в установленном порядке решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, на которых расположен испрашиваемый земельный участок; отсутствие оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте территории <адрес> в соответствии с правилами землепользования и застройки; наложение испрашиваемого земельного участка на санитарно-защитную зону, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации; наложение испрашиваемого земельного участка на территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; наложение испрашиваемого земельного участка, на земельный участок, в отношении которого принято решение о подготовке земельного участка к аукциону по продаже земельного участка и (или) к аукциону по продаже права на заключение договора аренды земельного участка; истечение сроков действия утвержденной схемы расположения земельного участка (истечение сроков действия постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории <адрес>); по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.
Как было установлено судом, А.А.В. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала <номер>, из категории земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3000 кв.м., расположенного в <адрес>.
Отказывая в согласовании схемы, администрация <адрес> в качестве причины отказа указала, что запрашиваемый А.А.В. земельный участок накладывается на границы земельных участков, ранее зарегистрированных в базе Росреестра с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер>.
В качестве доказательств имеющего место наложения испрашиваемого заявителем земельного участка на земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> представителем администрации представлена выкопировка из базы ИСОГД МБУ «ИЦБР», на которой отображено в графическом варианте наложение испрашиваемого заявителем земельного участка на земельные участки, стоящие на кадастровом учете.
Согласно кадастровых выписок, земельный участок с кадастровым номером <номер> принадлежит на праве собственности П.Е.А., на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ года; земельный участок с кадастровым номером <номер> принадлежит на праве собственности Е.П.П., на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ года; земельный участок с кадастровым номером <номер> принадлежит на праве собственности Н.Е.А., на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ года.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что земельные участки, на наложение на границы которых указано администрацией <адрес> при отказе заявителю в согласовании схемы расположения земельного участка, расположены в разных кадастровых кварталах. Участок, испрашиваемый заявителем А.А.В. расположен в кадастровом квартале <номер>, тогда как земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> расположены в кадастровом квартале <номер>. Согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполненной кадастровым инженером ООО «Земельный вопрос» Ч.Р.Л., границы земельного участка в соответствии с прилагаемыми координатами не пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер> и <номер>.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем, в нарушение приведенной нормы права, со стороны администрации <адрес> в ходе судебного разбирательства по делу не было представлено надлежащих доказательств законности оспариваемого решения: не представлено доказательств того, что испрашиваемый заявителем земельный участок накладывается на границы земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер> и <номер>.
При изложенных обстоятельствах отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <номер>, данный А.А.В. в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес> в кадастровом квартале <номер>, является незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Вместе с тем, требование А.А.В. об обязании администрации <адрес> утвердить схему расположения запрашиваемого им земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3000 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал <номер>, суд считает не подлежащим удовлетворению.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым избрать следующий способ защиты нарушенного права заявителя, заключающийся в возложении на администрацию <адрес> обязанности повторно рассмотреть заявление А.А.В., поступившее в администрацию ДД.ММ.ГГГГ за <номер> об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес> в кадастровом квартале <номер>.
Указанный способ восстановления нарушенных прав избран судом в связи с тем, что администрацией <адрес> фактически по существу не была рассмотрена заявка А.А.В., так как заявителю было отказано только на том основании, что земельный участок накладывается на границы земельных участков, ранее зарегистрированных в базе Росреестра. С учетом этого, суд не имеет на то законных оснований в полном объеме проверить представленный заявителем на согласование пакет документов и соответственно обязать администрацию восстановить нарушенные права заявителя путем возложения обязанностей по утверждению А.А.В. схемы расположения запрашиваемого им земельного участка, расположенного в квартале <номер>.
Кроме того, при избрании способа защиты нарушенного права заявителя, суд учитывает разъяснения, данные в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований и предрешать существо решения, которое должно быть принято.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление А.А.В. о признании отказа <адрес> в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить частично.
Признать отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 3000 кв.м., расположенного: <адрес>, квартал <номер>, из категории земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, незаконным.
Обязать администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление А.А.В. о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 3000 кв.м., расположенного: <адрес>, квартал <номер>, из категории земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, поступившее в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, входящий номер <номер>.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: